Изобретение относится к транспорту и может быть использовано в велосипедах и веломобилях.
Известны клиноременные вариаторы различных конструкций, в том числе и для транспортных средств, например клиноре- менный вариатор с центробежным устройством или клиноременный вариатор с винтовой канавкой и пальцем на ведущем валу.
Наиболее близким по технической сущности к изобретению является клиноремен- ный вариатор с раздвижными подпружиненными полушкивами, установленными на ведущем валу посредством не- самотормозящей резьбы и снабженными упорным кольцом для регулирования величины прижима полушкивов.
Недостатком вариатора является отсутствие возможности изменения положения
упорного кольца при работе вариатора, что снижает удобство его эксплуатации.
Цель изобретения - повышение удобства эксплуатации дистанционного управления.
Указанная цель достигается благодаря установке упорного кольца на резьбе рамы транспортного средства, снабженного рычагом управления и гибкой тягой, охватывающей упорное кольцо и закрепленной на нем и рычаге управления.
На фиг. 1 изображен клиноременный вариатор, установленный на велосипеде, общий вид; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1 ; на фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 1.
Клиноременный вариатор устанавливается на раме 1 транспортного средства, содержащего ведущий вал 2 и ведомый вал 3.
На ведущем валу жестко установлена втулка 4 с несамотормозящейся резьбой 5, направление которой совпадаете направле00
нием вращения вала. На втулку навинчен конический диск 6, а на ее проточке 7 свободно установлен конический диск 8 ведущего шкива. Конические диски сжимаются пакетом тарельчатых пружин 9, которые опираются на крышу 10 упорного шарикоподшипника. Упорное кольцо 11 шарикоподшипника снабжено резьбой и навинчено на винтовую втулку 12, жестко установленную на раме.
Упорное кольцо имеет кольцевую канавку, в которой помещена закрепленная на упорном кольце гибкая тяга-тросик 13 ручного управления. Тросик помещен в гибкую трубку 14 и вторым концом закреплен на рычаге 15 обычной конструкции.
На корпусе ведущего конуса 16 ведомого вала 3 жестко установлена втулка 17, несамотормозящаяся резьба которой также имеет направление, совпадающее с направлением вращения вала.
Со стороны колеса 18 втулка ограничивает в осевом направлении свободно установленный полушкив 19, а с противоположной стороны на нее навинчен ведомый полушкив 20.
Тарельчатой пружиной 21, закрепленной на шайбе 22, ведомый полушкив в нерабочем состоянии отведен до упора в шайбу 22. Полушкивы ведущего и ведомого вала соединены гибкой связью 23.
Клиноременный вариатор работает следующим образом.
В исходном положении клиноременный вариатор находится в состоянии максимального числа оборотов ведомого вала.
Далее, в зависимости от сопротивлени- ния движению, его передаточное число автоматически меняется, обеспечивая стабильное окружное усилие на педалях транспортного средства.
При сколько-нибудь значительном моменте сопротивления ведомого шкива ведущий вал резьбой 5 втулки 4 проворачивается в резьбе ступицы конического диска 6. При этом диск смещается влево и, сжимая пакет тарельчатых пружин 9, увеличивает осевую, а следовательно, и тангенциальную
составляющую усилия, и уменьшает рабочий диаметр ведущего шкива.
В то же время поворот по винтовой линии конического диска 20 ведомого вала ве- дет к перемещению диска также влево, что приводит к увеличению рабочего диаметра ведомого шкива.
Одновременное изменение рабочих диаметров шкивов ведущего и ведомого вала ведет к увеличению передаточного числа передачи до момента, когда ведущий крутящий момент сравняется с моментом сопротивления. При уменьшении момента сопротивления процесс идет в обратном по- рядке.
Водитель имеет возможность изменить скорость по сравнению с заданной автоматическим режимом. При выжимании рычага 15 трос 13 поворачивает по резьбе упорное кольцо 11 и смещает его, что приводит к принудительному изменению рабочих диаметров шкивов и передаточного числа передачи.
Заявляемый клиноременный вариатор позволяет осуществить как автоматическое так и ручное управление передачей, что повышает удобство в эксплуатации.
Формула изобретения
Клиноременный вариатор, содержащий раму, установленные на ней ведущий и ведомый валы, охваченные клиновым ремнем ведущий и ведомый шкивы, выполненные в виде пар конических дисков, по крайней мере один из которых установлен на ведущем валу посредством несамотормозящей резьбы и подпружинен к другому коническому диску, и имеющее резьбу упорное кольцо для взаимодействия с пружиной, о т л и ч аю щ и и с я тем, что, с целью повышения удобства эксплуатации путем обеспечения дистанционного управления, вариатор снабжен установленным на раме рычагом управления, гибкой тягой, закрепленной одним концом на последнем, другим - на упорном кольце и охватывающей его по крайней мере одним витком, а на раме выполнена резьба для установки упорного кольца.
гз
®иг.2.
/у и Я7
№J
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Автоматический вариатор | 1989 |
|
SU1732085A1 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ КЛИНОРЕМЕННЫЙ ВАРИАТОР | 2000 |
|
RU2186271C1 |
Клиноременный вариатор | 1990 |
|
SU1772478A1 |
КЛИНОРЕМЕННЫЙ ВАРИАТОР | 2013 |
|
RU2547948C1 |
Автоматический клиноременный вариатор скорости | 1989 |
|
SU1758316A1 |
Блок шкивов двухконтурного клиноременного вариатора | 1981 |
|
SU1015165A1 |
Бесступенчатая ременная передача | 1955 |
|
SU105071A1 |
ЦЕНТРОБЕЖНОЕ НАЖИМНОЕ УСТРОЙСТВО | 2003 |
|
RU2258851C2 |
Клиноременный вариатор | 1990 |
|
SU1805252A1 |
КЛИНОРЕМЕННОГО BAPHATOPJA ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВАплтп1тнс-у:}:::-л KAf^•tCOlOrHAHЕ:'БЛИО~ГКА | 1971 |
|
SU304158A1 |
Использование: в качестве элемента привода различных транспортных средств, в частности велосипедов. Сущность изобретения: ведущий и ведомый шкивы клиноременного вариатора выполнены в виде пар конических дисков, часть которых имеет возможность смещения в осевом направлении за счет поворота на несамотормозящейся резьбе. Подвижные конические диски подпружинены к неподвижным, а сила сжатия соответствующих пружин регулируется путем поворота упорного кольца, связанного с рычагом управления гибкой тягой, закрепленной на упорном кольце и охватывающей его по крайней мере одним витком. 3 ил.
Пронин Б.А., Ревков Г.А | |||
Бесступенчатые клиноременныеи фрикционные передачи (вариаторы) | |||
М.: Машиностроение, 1980,с | |||
Деревянное стыковое скрепление | 1920 |
|
SU162A1 |
Автоматический клиноременный вариатор | 1976 |
|
SU724845A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Воздухораспределительное устройство пневматической машины ударного действия | 1973 |
|
SU470607A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1992-06-07—Публикация
1989-05-03—Подача