Изобретение относится к машиностроению, в частности к коробкам передач транспортных средств, и может быть использовано в робототехнике при создании транспортных тележек роботов.
Цель изобретения - расширение кинематических возможностей коробки передач путем обеспечения точности зубчатого зацепления при переключении передач.
На фиг.1 показана схема коробки передач с жестко закрепленной рейкой; на фиг.2 - схема коробки пере- дач с качающейся рейкой, на фиг.З разрез А-А на фиг.1, на фиг.4 - разрез Б-Б на фиг.1. .
Коробка передач содержит корпус 1 ведущий вал 2 с зубчатым колесом 3, имеющим центральное многогранное отверстие 4 клиновидного поперечного сечения и установленным на нем с возможностью осевого перемещения, ведомый шкив 5, выполненный цилинд- рическим или конусным, на поверхности которого по концентрическим окружностям расположены равноудаленные одна от другой впадины 6 и одна кольцевая канавка 7, уставов- ленный на ведомом валу 8, и механизм переключения передач, установленный на ведущем валу 2, содержащий две втулки 9 пирамидальной формы, две втулки 10 цилиндрической формы, вил- ку 11, в которой встановлены подвижно в осевом направлении и подпружинены амортизационными пружинами 12 втулки 10 с фиксацией их стопорными штоками 13. Вилка 11 с тягой 14 ме- ханизма переключения передач могут быть установлены на рейке 15 с углублениями 16. Рейка 15 закреплена в корпусе 1. В другой конструкции вилка 11 с рычагом 17 переключения соединена через ползун 18 с направляющей 19, установленной с возможностью качания в корпусе 1 и подпружиненной пружиной 20.
Коробка передач работает следующим образом.
Крутящий момент передается от ведущего вала 2 с зубчатым колесом 3 нз ведомый шкив 5 через зацепление зуб - впадина 6 и далее на ведомый вал 8. Переключение зубчатого колеса 3 на соседнее кольцо впадин 6 ведомого шкива 5 или на любое другое с целью изменения передаточного отно
0 о ч 0
0
5
шения производится с помощью механизма переключения передач. Предварительно отжав стопорные штоки 13 с помощью тяги 14 перемещают вилку 11 в необходимое положение. При этом зубчатое колесо 3 перемещается по ведущему валу 2, наклоняясь относительно него и перемещая свой зуб из впадины 6, расположенной на одной из концентрических окружностей ведомого шкива 5, во впадину 6, расположенную на другой концентрической окружности. Наклон зубчатого колеса осуществляется за счет смещения втулок 9 и подпружиненных втулок 10 относительно вилки 11. После перемещения зубчатого колеса 3 в новое положение с другим передаточным отношением, осуществляется фиксация втулок 10 в вилке с помощью стопорных штоков 13, что ориентирует и стабилизирует положение зубчатого колеса 3 относительно ведомого шкива 5. В другой конструкции механизма переключения передач аналогичным образом осуществляют перемещение зубчатого колеса 3 относительно ведомого шкива 5, воздействуя рычагом 17 переключения через ползун 18, установленный на направляющей 19 с пружиной 20, на вилку 11 механизма переключения передач. Для включения нейтральной передачи зубчатое колесо 3 перемещают в кольцевую канавку 7 ведомого шкива 5, выводя из зацепления с последним. Переключение передач осуществляют без нагрузки, используя механизм сцепления.(не показан) .
Формула, изобретен и. я
1. Коробка передач, содержащая корпус, ведущий и ведомый валы со шкивами, установленными с возможностью взаимного перемещения и связанными между собой зубчатым соединением в виде зубьев и впадин, являющихся поверхностями вращения с образующей эвольвентой и расположенных в радиальном направлении-, отличающаяся тем, что, с целью расширения кинематических возможностей, ведущий шкив выполнен в виде зубчатого колеса с центральным многогранным отверстием клиновидного поперечного сечения и установленного на ведущем валу с возможностью осевого перемещения, ведомый шкив выполнен цилиндрическим или конусным, на поверхности которого по концентрическим окружностям расположены равноудаленные впадины, а механизм переключения передач расположен на ведущем валу и включает две втулки пирамидальной формы и две втулки цилиндрической формы, вилку, в которой установлены подвижно в осевом направлении и подпружинены втулки цилиндрической формы с фиксацией стопорными штоками.
2.Коробка передач по п.1, о т- л и чающаяся тем, что механизм переключения передач включает рейку для размещения с возможностью осевого перемещения вдоль нее и фик- 1 сацни вилки.
3.Коробка передач по п.1, о т- личающаяся тем, что механизм переключения передач включает соединенный с вилкой через ползун рычаг переключения передач.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Коробка передач | 1990 |
|
SU1756691A1 |
Коробка передач | 1989 |
|
SU1650985A1 |
ПЕРЕМЕННАЯ ПЕРЕДАЧА | 1989 |
|
SU1835740A1 |
САМОЗАТЯГИВАЮЩИЙСЯ СИНХРОНИЗАТОР | 2016 |
|
RU2627911C1 |
Коробка передач | 1986 |
|
SU1350416A2 |
Коробка передач | 1983 |
|
SU1191656A1 |
ДВУХСКОРОСТНАЯ ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА | 2010 |
|
RU2432267C1 |
Коробка передач | 1984 |
|
SU1204412A1 |
ПЕРЕМЕННАЯ ПЕРЕДАЧА | 1994 |
|
RU2102275C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ МЕХАНИЧЕСКОЙ ЗАЧИСТКИ ПОВЕРХНОСТЕЙ | 1991 |
|
RU2022672C1 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в робототехнике при создании транспортных тележек роботов. Цель изобретения - расширение кинематических возможностей коробки передач. Зубчатое 8 колесо- 3, установленное подвижно в осевом направлении на ведущем валу 2, зацеплено со шкивом 5 ведомого вала 8. Шкив 5 выполнен цилиндрическим или конусным, и на его поверхности по концентрическим окружностям расположены равноудаленные друг от друга впадины 6. Механизм переключения позволяет осуществлять наклон зубчатого колеса 3 при переходе его зубьев со впадин 6, расположенных на одной концентрической окружности, во впадины 6, расположенные на другой концентрической окружности, и обеспечивает надежную фиксацию зубчатого колеса 3 в новом положении. 2 з.п. ф-лы, 4 ил. (Л W
Фиг. 2
10 О В
ft
А-А
Фие.З
б-В
Фиг.1
Зубчатая передача Куклина | 1981 |
|
SU1190115A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1991-05-23—Публикация
1989-01-02—Подача