Изобретение относится к технике эксплуатации автотранспорта и может быть использовано для оценки качества вождения автомобилей.
Цель изобретения - уменьшение трудоемкости и стоимости оценки качества управления автомобилем.
Способ осуществляют следующим образом.
В момент 1-го обслуживания автомобиля производят измерение толщины Si каждой тормозной накладки колес автомобиля. Измерения производят известными измерительными инструментами.
Затем с учетом толщины 5м каждой накладки при предыдущем, (1-1)-м, обслуживании вычисляют величину износа Ик каждой накладки за пробег LI между двумя 1-м vi (1-1}-м техническими обслуживаниями:
Ик-Si-i-Si.
После этого рассчитывают удельный средний износ Иа накладок автомобиля на единицу пробега автомобиля:
Ј Ик.
L| k 1
где п - общее число тормозных накладок колес автомобиля,
и производят сравнение фактического среднего удельного износа с нормативным значением, установленным для соответствующих условий работы экспериментально- статистическим методом В случае превышения норматива делают заключение о низком качестве управления автомобилем.
Разность между фактическим удельным износом и его нормативным значением характеризует экономичность управления автомобилем. Чем ниже квалификация водителя, тем чаще он совершает неоправданно интенсивные и длительные торможения.
При этом существенная часть кинетической энергии автомобиля, накопленной при разгоне за счет работы двигателя, используется нерационально (на совершение работы по преодолению сил трения в тормозных механизмах), что приводит к повышенным
Ё
О
ел
43
О 00
о
нагрузкам и износам деталей и узлов автомобиля, причем износ тормозных накладок пропорционален работе тормозных механизмов.
После обработки данных информацию о качестве вождения по каждому водителю передают начальникам автоколонн, которые организуют обучение водителей, имеющих низкую квалификацию.
Пример. При эксплуатации автомобиля, например, КамАЗ-5511 в условиях города с населением свыше 100 тыс. жителей, расположенного в местности со слабохолмистым и равнинным рельефом, и при управлении этим автомобилем водителем высокой квалификации средняя для всех накладок величина износа тормозных накладок на единицу пробега должна составить не более 1,2 мм/1000 км. Эта величина определена экспериментально-статистическим методом и является нормативным значением для указания условий работы автомобиля.
Выбирают подконтрольный автомобиль КамАЗ-5511 с закрепленным водителем, эффективность вождения которого необходимо оценить. При очередном техническом обслуживании подконтрольного автомобиля (ТО-2) снимают колеса и ступицы с тормозными барабанами для контрольно- регулировочных, очистительных и смазочных работ согласно технологии обслуживания. При этом открывается свободный доступ к тормозным механизмам.
Производят измерение толщины всех тормозных накладок каждого из колес. Результаты измерения по одному автомобилю приведены в таблице.
Измерение толщины накладок производят стандартными средствами измерения с ценой деления не более 0,1 мм, например штангенциркулем. При расчете средних
0
5
0
5
0
5
0
значений учитывают толщины верхней и нижней накладок по каждому колесу. Далее осуществляют расчет величины износа накладок за пробег между двумя последовательными обслуживаниями. который составил, например, U 1000 км. После этого определяют удельный износ тормозных накладок на единицу пробега Иа Ис/Li 20,2 мм/1000 км 2,02 мм/1000 км.
Полученная величина удельного износа на единицу пробега значительно превышает указанный норматив, составляющий 1,2 мм/1000 км, что свидетельствует о низком качестве управления автомобилем.
Использование предлагаемого способа позволяет осуществить контроль качества управления автомобилем на предприятиях общего пользования и организовать обучение водителей, имеющих низкую квалификацию, что, в свою очередь, способствует повышению ресурса автомобиля и его агрегатов, а также снижению расхода топлива.
Формула изобретения
Способ пассивной оценки качества управления автомобилем, заключающийся в измерении параметров, характеризующих интенсивность торможений и величину пробега, отличающийся тем, что, с целью уменьшения трудоемкости и стоимости оценки качества управления автомобилем, при заменах тормозных накладок измеряют их фактический износ, находят отношение суммарного износа замененных тормозных накладок к пробегу автомобиля за оцениваемый период и сравнивают полученное отношение с нормативным для данных условий, установленным экспериментально-статистическим путем, и в случае превышения норматива делают заключение о низком качестве управления автомобилем.
Продолжение таблицы
Изобретение относится к эксплуатации автотранспорта. Цель изобретения -уменьшение трудоемкости и стоимости оценки качества управления автомобилем. Для этого используется критерий в виде отношения суммарного износа тор- мозных колодок к пробегу за оцениваемый период, который сравнивают с нормативами, найденными экспериментально-статистическим путем для данных условий 1 табл.
Устройство для регистрации времени работы транспортного средства в разных режимах | 1986 |
|
SU1376112A1 |
Способ восстановления хромовой кислоты, в частности для получения хромовых квасцов | 1921 |
|
SU7A1 |
Авторы
Даты
1991-05-30—Публикация
1988-11-05—Подача