СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИЗНОСА ФРИКЦИОННЫХ НАКЛАДОК ТОРМОЗОВ АВТОМОБИЛЯ Российский патент 2004 года по МПК F16D66/02 

Описание патента на изобретение RU2224148C2

Изобретение относится к области технической диагностики, в частности к области диагностики тормозных систем автомобиля.

Известен способ определения износа фрикционной накладки тормозного механизма, который основан на непосредственном измерении зазора между накладкой и тормозным барабаном с помощью щупа (см. Анохин В.И. Отечественные автомобили. - М.: Машиностроение, 1977, с. 510). Применение этого способа ограничено тем, что для его применения необходим открытый доступ к накладке, чего в современных конструкциях тормозных систем не предусмотрено.

Известен способ определения износа фрикционных накладок, при котором его величина оценивается путем измерения времени запаздывания тормозного привода (см. автореферат кандидатской диссертации В.И.Васильев "Разработка метода автоматизированного диагностирования тормозной системы автомобиля с целью повышения эффективности управления ее техническим состоянием. - М.: МАДИ, 1981, с. 10, рисунок 2).

Недостатком этого способа является то, что фактически износ накладки определяется по изменению зазора между накладкой и барабаном за период между двумя последовательно проведенными замерами по пробегу или времени. Это снижает точность диагностирования.

Способ определения износа фрикционных накладок тормозов автомобиля заключается в измерении времени запаздывания тормозного привода. Тормозной механизм колеса регулируют на тестовую величину времени запаздывания и фиксируют величину давления воздуха в тормозном приводе, что позволяет повысить точность определения износа фрикционных накладок тормозов автомобилей.

Сущность данного способа вытекает из известного уравнения, показывающего зависимость величины давления воздуха Р в тормозном приводе, соответствующем моменту соприкосновения фрикционной накладки с тормозным барабаном:

где Ссж - жесткость стяжной пружины тормозных колодок, на которых расположены фрикционные накладки;
Хп - преднатяг стяжной пружины;
Q - сила трения в опорах разжимного кулака;
Fд - активная площадь диафрагмы тормозной камеры;
S - силовое передаточное отношение разжимного механизма;
Х - перемещение верхней части тормозных колодок, жестко кинематически связанных с ходом штока тормозной камеры.

В эксплуатации, в процессе износа фрикционной накладки увеличивается зазор между накладкой и барабаном, что отражается в увеличении Х и связанного с ней хода штока тормозной камеры. Для компенсации этого износа, т.е. восстановления зазора, регулируют ход штока тормозной камеры в сторону его уменьшения. При этом увеличивается преднатяг стяжной пружины Хп и изменяются исходное и конечное положение разжимного кулака, что отражается в изменении силового передаточного отношения S.

Таким образом, если отрегулировать тормозной механизм с новой неизношенной накладкой и с изношенной накладкой на один и тот же зазор или, что тоже самое, на один и тот же ход штока тормозной камеры, то активная площадь диафрагмы Fд как в первом, так и во втором случае будет одинаковой. Величины жесткости пружины Ссж, перемещение Х и силы трения Q будут также равны как для новой, так и для изношенной накладок и, следовательно, величина давления Р будет зависеть только от преднатяга пружины Хп и значения силового передаточного отношения S. При этом величина Хп увеличивается, а величина S уменьшается с увеличением износа фрикционной накладки, т.е. уменьшением ее толщины. В связи с этим при одном и том же зазоре в фрикционной паре колесного тормоза величина давления Р при изношенной накладке будет больше, чем при новой накладке, и по ее величине в момент соприкосновения накладки с барабаном можно определять фактический износ фрикционной накладки.

Момент же соприкосновения накладки с барабаном соответствует моменту окончания измерения времени запаздывания тормозного привода, по которому определяется зазор между элементами фрикционной пары. Для измерения времени можно использовать, например, устройство, описанное в автореферате кандидатской диссертации В. И. Васильева "Разработка метода автоматизированного диагностирования тормозной системы автомобиля с целью повышения эффективности управления ее техническим состоянием." - М.: МАДИ, 1981, с. 10.

Давление в приводе можно определить по манометру.

Использование данного способа позволит значительно повысить точность диагностирования и сократить трудовые и материальные затраты на техническое обслуживание и ремонт тормозов.

Похожие патенты RU2224148C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИЗНОСА ФРИКЦИОННЫХ НАКЛАДОК ТОРМОЗНЫХ КОЛОДОК В АВТОМОБИЛЕ С ГИДРАВЛИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ 2014
  • Ляпич Евгений Николаевич
  • Сокол Павел Александрович
  • Волков Виталий Витальевич
  • Гудков Виктор Владимирович
RU2581450C1
Барабанный тормоз с воздействием одной самоустанавливающейся колодки на другую 2020
  • Мамити Герас Ильич
  • Льянов Марат Савкузович
  • Сланов Сослан Аликович
  • Сланов Руслан Аликович
RU2742152C1
СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ТОРМОЗНОГО МЕХАНИЗМА С СЕРВОДЕЙСТВИЕМ И СПОСОБ ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2002
  • Вольченко Александр Иванович
  • Петрик А.А.
  • Вольченко Н.А.
  • Вольченко Д.А.
  • Пургал Павел Юзефович
RU2221944C1
Устройство для стабилизации зазора в тормозных системах транспортных средств 1983
  • Борисов Леонид Леонидович
  • Борисова Татьяна Леонидовна
  • Путеев Николай Владимирович
SU1160155A1
Устройство для измерения износа фрикционных накладок пневматического колодочного тормоза 1978
  • Балаян Размик Макарович
  • Деведжян Оганес Багдасарович
  • Смоян Мхитар Галустович
  • Матевосян Гайк Ервандович
SU695875A1
Барабанный тормоз с самоустанавливающимися колодками транспортного средства 1984
  • Мамити Герас Ильич
  • Скребунов Анатолий Михайлович
  • Чугунов Геннадий Александрович
SU1170207A1
КОЛОДОЧНЫЙ ТОРМОЗ АВТОМОБИЛЯ 2017
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Корчагин Виктор Алексеевич
  • Радин Сергей Юрьевич
  • Бунеев Сергей Сергеевич
RU2694419C2
БАРАБАННЫЙ ТОРМОЗ С СЕРВОДЕЙСТВИЕМ 1991
  • Мамити Г.И.
  • Кленикский В.В.
  • Захарин В.С.
  • Забавский В.И.
  • Джикаева М.С.
RU2006713C1
Способ диагностирования барабанных тормозных механизмов с шарнирно установленными колодками 1985
  • Иванов Сергей Евгеньевич
  • Подколзин Сергей Владимирович
  • Соколов Владимир Сергеевич
SU1345083A1
Барабанный тормоз Мамити 1981
  • Мамити Герас Ильич
SU1355798A1

Реферат патента 2004 года СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИЗНОСА ФРИКЦИОННЫХ НАКЛАДОК ТОРМОЗОВ АВТОМОБИЛЯ

Изобретение относится к области технической диагностики тормозных систем автомобиля. Способ позволяет измерять износ фрикционных накладок тормозов автомобиля. Новым является то, что тормозной механизм колеса регулируют на тестовую величину времени запаздывания и фиксируют величину давления воздуха в тормозном приводе. Техническим результатом является повышение точности диагностирования, сокращение трудовых и материальных затрат на техническое обслуживание и ремонт тормозов автотранспортных средств.

Формула изобретения RU 2 224 148 C2

Способ определения износа фрикционных накладок тормозов автомобиля, заключающийся в измерении времени запаздывания тормозного привода, отличающийся тем, что тормозной механизм колеса регулируют на тестовую величину времени запаздывания и фиксируют величину давления воздуха в тормозном приводе.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2224148C2

RU 94010067 A1, 27.08.1996
Устройство для диагностирования колодочного тормоза с электромагнитным приводом 1989
  • Дубовец Анатолий Маркович
  • Дубовец Валентина Михайловна
  • Ницкевич Георгий Алексеевич
  • Милушев Николай Васильевич
SU1749573A1
Домовый номерной фонарь, служащий одновременно для указания названия улицы и номера дома и для освещения прилежащего участка улицы 1917
  • Шикульский П.Л.
SU93A1
Домовый номерной фонарь, служащий одновременно для указания названия улицы и номера дома и для освещения прилежащего участка улицы 1917
  • Шикульский П.Л.
SU93A1

RU 2 224 148 C2

Авторы

Васильев В.И.

Грачев В.В.

Шарыпов А.В.

Осипов Г.В.

Даты

2004-02-20Публикация

2001-01-15Подача