со
113
Изобретение относится к области контроля и регистрации работы транс- портных средств и может быть использовано для оценки эффективности их использования на линии.
Цель изобретения - повьшение точности регистра1 ;ии.
На чертеже приведена структурная схема предлагаемого устройства.
Устройство содержит первый генератор 1 импульсов, датчик 2 пути, задатчик 3 (вида дорожного покрытия), блок 4 памяти, дешифратор 5, шифратор 6, блок 7 сравнения кодов, эле- менты И 8-13, датчик 14 оборотов, датчик 15 веса (транспортного средства), первый 16, второй 17 и третий
18делители частоты (,с переменным коэффициентом деления), формирователь
19импульсов, первый элемент 20 задержки и инвертор 21, первый D-триг- гер 22, первый реверсивный счетчик 23, цифровой измеритель 24 ускорения второй D-триггер 25, второй генера- тор 26 импульсов, второй реверсивный счетчик 27, третий реверсивный счетчик 28, четвертый 29, пятый 30 и шестой 31 делители частоты (с перемен- коэффициентом деления), седьмой делитель 32 частоты (с постоянным коэффициентом деления), второй элемент 33 задержки, счетчик 34 импульсов, блок 35 буферной памяти (в виде группы D-триггеров), элемент ИЛИ 36 и блок 37 индикации.
Устройство- работает следующим образом,
Генератор 1 вырабатывает импульсы малой длительности. При движении транспортного средства на первом входе элемента И 8 появляется единица, тем самым открывается поступление импульсов с датчика 2 пройденного пути на суммирующий вход реверсив ного счетчика 23, Одновременно единица появляется и на входе инвертора 21, ас его выхода на второй вход пятого элемента И 12 поступает нуль.
запрещающий прохождение импульсов
на вычитающий вход реверсивного счетчика 27, В этот момент времени с формирователя 19 подается импульс, по- ступаюшцй на установочные входы реверсивного счетчика 23, D-триггер 25 и вход записи реверсивного счетчика 27 о При этом реверсивный счетчик 23 обнуляется, на инверсном выходе D- триггера 25, соединенном с первым
Q
5
0
5 0 5
0 з
0
122
входом второго элемента И 9, появляется единица, а на реверсивном счетчике 27, соединенном своими информационными входами с задатчиком 3, за- письшается число А, установленное на выходе задатчика 3 и пропорциональное коэффициенту суммарного дорожного сопротивления Ч ,
В период времени Т -Т происхб- дит суммирование импульсов, поступающих с датчика 2 на реверсивный счетчик 23, В момент времени Т на первый вход элемента И 8 поступает нуль, и тем самым прекращается поступление импульсов с датчика 2 пути на счетчик 23, Причем на счетчике 23 оказывается записано число, пропорциональное пройденному пути транспортного .средства.за период времени Т 7- Т ,
т 1
в тот же период времени цифровой измеритель 24 ускорения производит измерение ускорения транспортного средства. Код .ускорения с измерителя 24 ускорения подается на информационные входы реверсивного.счетчика 28. В момент времени Т| на входе инвертора 21 устанавливается нуль, а на его выходе и втором входе элемента И 9 появляется единица. Одновременно сигналом, поступающим -на вход записи реверсивного счетчика 28, записывается число А, пропор- циональное ускорению. При этом на выходах дешифратора 5, соединенных с управляющими входами делителей 29 и 30, появляется код, устанавливаю- шзчй коэффициенты пересчета счетчи- - ков 29 и 30, обратно пропорциональные значению ускорения, а на выходах шифратора 6 устанавливаются сигналы знака ускорения. При продолжительном ускорении на первом выходе шифратора 6 и первом входе элемента И 11 устанавливается нуль, а на втором его выходе и втором входе элемента И 12 - единица. При отрицательном ускорении на втором выходе дешифратора устанавливается нуль, а на его первом выходе - единица, В случае отрицательного ускорения, в момент времени Т на первом, втором и четвертом входах элемента И 9 оказываются установлены единицы и тем самым открьшается поступление импульсов с генератора 26 импульсов на вычитающий вход счетчиков 27 и 28, После этого происходит одновремен3
ное вычитание числа поступающих с элемента И 10 импульсов от записанного на счетчике 27 числа А и записанного на счетчике 28 числа А. В момент Т, когда на вход счетчика 2 поступает число импульсов, равное числу А, он обнуляется и на его выходе появляется импульс, который устанавливает триггер 25 в противопо- ложное состояние. Тем самым на первом входе элемента И 9 устанавливаеся нуль, запрещающий дальнейшее прохождение импульсов на входы счетчиков 27 и 28. В результате в момент
времени Т на счетчике 28 оказывается записано число А А-А ,
В случае положительного ускорения на первом выходе шифратора 6 и четвертом входе элемента И 9 устанавливается нуль и тем самым запрещается поступление импульсов на сччики 27 и 28. В результате на счетчике 28 остается записано число А.
В момент времени TJ, задаваемый элементом 20 задержки, триггер 22 устанавливается в нулевое состояние и на его инверсном выходе и первом входе элемента И 10 появляется единица. Тем самым открывается поступление импульсов генератора 26 с выхда элемента И 10 на вычитающий вход счетчика 23. Когда их суммарное число станет равным числу S, записанному на нем, счетчик 23 обнуляется и на вход записи триггера 22 поступае импульс, устанавливающий его в противоположное состояние. После этого на инверсном выходе триггера 22 и первом входе элемента И 10 появляет нуль, запрещающий дальнейшее поступление импульсов с выхода элемента И 10. Период между импульсами высокочастотного генератора выбран таким образом, что всегда выполняется нг- равенство t R (T -Тз). Таким образом, к моменту времени Т обратны счет счетчика 23 закончен,
С выхода элемента И 10 импульсы также поступают на второй вход четвертого 11 и первый вход пятого 12 элементов И, а также на счетный-вход делителя 31 частоты. При положительн ускорении поступление Импульсов с выхода элемента И 10 разрешено на делители 29 и 31, а при отрицательном ускорении - на делители 30 и 31. На управляющие входы делителя 31 с за- датчика подается код числа, устанав
Q 5
0
5
ливающий коэффициент деления К, обратно пропорциональный 1/V). С выходов делителей 29-31 импульсы поступают на счетные входы делителей 16-18 соответственно. На управляющие входы делителей 16-18 с датчика 15 веса подается код, устанавливающий их коэффициенты деления, равные числу К„. Причем датчик обеспечивает значение числа К , обратно пропорциональное массе транспортного средства
G
А Г 3 (г. Л
- В результате с выхода делителя 18 в блок 4 памяти поступает число импульсов
K,g-S. V-G.
Если учесть, что число Kg постоянное, а Я пропорционально суммарному пути, пройденному транспортным средством, то величина N характеризует работу, затраченную на преодоление суммарного дорожного сопротивления.
При а Ос выхода делителя 16 в блок 4 памяти поступает число импульсов
0
5
0
5
0
5
N
где
16 а,S -а. -G
16
среднее ускорение транспортного средства за период
т 1 -1 г J ( 1
ПОСТОЯННЫЙ коэффициент, число N , пропор1а1ональное энергии, затраченной на разгон транспортного средства.
При а с О с выхода делителя 17 в блок 4 памяти поступает число импульсов
т.е.
N
17
к. --В G
где
Чазч
17
,(я
средние замедления автомобиля;
замедление автомобиля при его свободном выбеге.
Выражение C(a .j a-5,v- определяет составляющую силы инерции транспортного средства, уравновешиваемую силой, создаваемой тормозными устройствами, а величина N пропорциональна энергии, рассеиваемой при торможении транспортного средства.
На делитель 32 поступают импульсы с выхода датчика 2 пройденного пути. С поступлением на установочный вход счетчика 34 первого импульса счетчик обнуляется. В период времени между двумя импульсами, поступающими на установочный вход счетчика 34, на нем суммируются импульсы, приходящие с датчика 14 оборотов колен51
чатого вала двигателя, С приходом очерёдного импульса на счетный- вход блока 35 буферной памяти в него за- письшается число N , К Ng/R , где К - постоянный коэффициент;
Я - путь прохождения транспортным средством между двумя импульсами, поступающими с делителя 32;
N - суммарные обороты двигателя за путь Я .
Элемент 33 задержки обеспечивает опережение момента записи в блок буферной памяти моменту обнуления счет чика 34,
При движении транспортного средства на любой из передач число , принимает одно из определенных зна1К
чений: N ,..-N , где k - номер пере- дачи. Код этих чисел подается на
блок 7 сравнения кодов. При равенст- -ве числа К,„ одному из значений
лК
N ,, , N на соответствующем выходе- блока 7 сравнения кодов и входе элемента ИЛИ 36 появляется единица. При этом на первом входе -элемента И 13 устанавливается нуль, запрещающий поступление сигналов пути с выхода элемента И 13.
При движении транспортного сред ст ва накатом число N принимает значение, не равное значениям N ...NK. В результате на первом входе элемента И 13 устанавливается единица и импульсы пути, поступающие на второй вход этого элемента, поступают в блок 4 памяти.
Таким образом, в процессе работы автомобиля на соответствующих ячей- ках блока памяти регистрируются числа, характеризующие энергию, затраченную на преодоление силы суммарного дорожного сопротивления, энергию, затраченную на разгон автомобиля,
энергию, рассеиваемую в тормозных устройствах, путь, пройденный при движении транспортного средства накатом.
Формула изобретения
Устройство дпя регистрации времени работы транспортного средства в разных режимах, содержащее датчик пути, дещифратор, первый и второй эле- менты И, первый генератор импульсов и блок памяти, отлич ающее- с я тем, что, с целью повьшения точ
5 0
„
5
126
ности регистрации, в него введены датчик веса, датчик оборотов, чет- вертьш, пятый и шестой элементы И, формирователь импульсов, элементы задержки, D-триггеры, второй генератор импульсов, задатчик, инвертор, делители частоты, реверсивные счетчики, шифратор, цифровой измеритель ускорения, .элемент ИЛИ, блок буферной памяти, блок сравнения кодов и индикатор, выход первого генератора импульсов подключен к первому входу цифрового измерителя ускорения, к первому входу первого элемента И, к входам инвертора и элемента задержки и через формирователь импульсов к установочному входу первого реверсивного счетчика, к входу записи второго реверсивного счетчика и к установочному входу первого D-триггера, выход которого соединен с первым своим входом записи и с первым входом второго элемента И, второй, третий и четвертый входы которого подключены соответственно к выходу инвертора, к первому выходу шифратора и к выходу второго генератора импульсов, который соединен с первым входом третьего элемента И, второй вход которого подключен к выходу второго D-триггера,-который соединен со своим первым входом записи, установочный вход которого подключен к выходу первого элемента задержки, выход третьего элемента И соединен с пер- вымк входами четвертого и пятого элементов И и к входу вычитания первого реверсивного счетчика, выход которого подключен к второму входу записи второго D-триггера, датчик веса соединен с управляющими входами первого, второго и третьего делителей частоты, выходы которых подключены соответственно к первому, второму и третьему входам блока памяти, выход которого соединен с индикатором, выход датчика пути подключен к первому входу шестого элемента И и к второму входу первого элемента И, выход которого соединен с суммирующим входом первого реверсивного счетчика, выходы цифрового измерителя ускорения подключены к информационным входам третьего реверсивного счетчика, выхо- дь1 р:оторого через дешифратор соединены с управляющими входами четвертого и пятого делителей частоты и с входами шифратора, первый и второй
71
входы которого подключены соответственно к второму входу четвертого, элемента И и к второму входу пятого элемента И, выходь которых соединены со счетным входом соответственно пятого и четвертого делителей частоты, выходы четвертого, пятого и шестого делителей частоты подключены соответственно к счетным входам первого, второго и третьего делителей частоты, выход второго элемента И соединен с вычитающими входами второго и третьего реверсивных счетчиков, вход записи которого подключен к выходу первого генератора импульсов, выходы задатчика соединены с управляющими входами шестого делителя частоты и с
0
5
128
информационными входами второго ре- . версивного счетчика, выход которого подключен к второму входу эаписи первого D-триггера, выход датчика пути через седьмой делитель частоты соединен со счетным входом блока буферной памяти и к входу второго элемента задержки, выход которого подключен к установочному входу счетчика импульсов, счетный вход которого соединен с выходом датчика оборотов, выхода счетчика импульсов подключены к информационным входам блока буферной памяти, выходы которых через последовательно соединенные блок сравнения кодов и элемент ИЛИ соединены с вторым входом шестого элемента И.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для управления сортировкой штучных изделий | 1982 |
|
SU1375535A1 |
Устройство для автоматического адресования движущихся объектов | 1988 |
|
SU1580399A1 |
Устройство оплаты стоимости проезда пассажиров в транспортном средстве | 1988 |
|
SU1509962A1 |
Устройство для профессионального отбора операторов | 1990 |
|
SU1751804A1 |
Устройство для автоматического адресования движущихся объектов | 1989 |
|
SU1612316A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1983 |
|
SU1124369A1 |
Устройство для регистрации простоев оборудования | 1986 |
|
SU1374262A1 |
Многоканальный функциональный генератор | 1984 |
|
SU1191922A1 |
Устройство для моделирования гибких производных систем | 1988 |
|
SU1631551A1 |
Устройство для обучения радиотелеграфистов | 1984 |
|
SU1267465A1 |
Изобретение относится к контролю и регистрации работы транспортных средств и может быть использовано Для оценки эффективности их использования на линии. Целью изобретения является повьтение точности регистрации. Устройство содержит датчик пути, датчик веса, датчик оборотов, элементы И и ИЛИ, элементы задержки, дешифратор, шифратор, блок сравнения кодов, делители, D-тригге- ры, реверсивные счетчики, блок памяти, блок буферной памяти, задатчик, цифровой измеритель ускорения, формирователь импульсов, счетчик импульсов, инвертор, индикатор и генератор импульсов. В процессе работы автомобиля регистрируются числа, характе- ризукщие энергию, затраченную на преодоление силы суммарного дорожного сопротивления, энергию, затраченную на разгон автомобиля, энергию, рассеиваемую в тормозных узлах, путь, пройденный при движении транспортного средства накатом. 1 ил. с в (Л
%
Устройство для учета ресурса транспортных машин | 1978 |
|
SU688910A1 |
Способ восстановления хромовой кислоты, в частности для получения хромовых квасцов | 1921 |
|
SU7A1 |
Устройство для регистрации эксплуатационных показателей работы транспортного средства | 1980 |
|
SU951349A1 |
Способ восстановления хромовой кислоты, в частности для получения хромовых квасцов | 1921 |
|
SU7A1 |
Авторы
Даты
1988-02-23—Публикация
1986-06-13—Подача