Диагностическая система Советский патент 1991 года по МПК G05B6/02 

Описание патента на изобретение SU1655581A1

Изобретение относится к устройствам для контроля технического состояния оборудования, в частности к устройствам диагностики узлов трения, и может быть использовано для контроля технического состояния трибосопряжений различных узлов железнодорожного подвижного состава, автомобильной, авиационной и другой техники.

Цель изобретения - повышение эффективности работы системы.

На фиг. 1 приведен график износа трибо- сопряжения; на фиг. 2 - блок-схема микропроцессорной диагностической системы; на фиг. 3 - функциональная схема контролирующей и исполнительной частей устройства.

Устройство содержит микроЭВМ 1, устройства 2 ввода-вывода, датчики 3-5, поддерживающие устройства 6 и 7, резервуар 8, канал 9, исполнительное устройство 10, термопары 11 и 12, вал 13, подшипник 14, рабочую поверхность 15, паз 16, измерительный блок 17.

Весь период работы машины можно разделить натри стадии. На первой (участок ОА диаграммы) происходит приработка контактирующих деталей. Вторая стадия (участок АВ диаграммы) характеризует период нормальной эксплуатации. На третьей стадии (участок диаграммы после точки В) происходит катастрофическое изнашивание с последующим прекращением, например по причине задира, работы деталей трибосоп- ,.ряжений. Так как узлы трения работают в самых разнообразных условиях (нагрузка, скорость, вид смазки, среда и т.д) и имеют

отличающиеся величины предельного износа, то их критические состояния (точка В диаграммы) наступает после различных значений пробега (S) или времени (t) эксплуатации машины. С экономической точки зрения ремонт целесообразно производить, когда все узлы машины полностью выработают свой ресурс, т.е. их критические состояния наступят после примерно одинакового пробега или времени эксплуатации (в зоне оп- тимального ремонта 8182}.

Устройство позволяет создать условия способствующие доводке узлов, критическое состояние которых в процессе эксплуатации наступает до зоны оптимального ремонта Si-S2 до зоны ремонта.

Диагностическая система работает следующим образом.

В результате фрикционного взаимодействия в зоне контакта генерируется тепло. Температура, измеряемая термопарами 11 и 12 (фиг. 3) в средней части паза 16 и подшипнике 14, различна, так как теплофи- зические характеристики рабочего участка (материалы вкладыша) отличаются от ха- рактеристик материала паза.

В случае предельного износа трибо- сопряжения температуры, фиксируемые термопарами, окажутся практически одинаковыми. Все эти изменения через устройст- ва ввода-вывода вводятся в мироЭВМ, которая анализирует поступающие данные со всех трибоблоков.

Необходимость в поддерживающих устройствах возникает при переходе узла в режим катастрофического изнашивания, т.е. в состояние, которое соответствует участку на диаграмме за точкой В. МикроЭВМ определяет переход трибосопряжения в режим катастрофического изнашивания и вы-

дает команду на включение поддерживающих устройств. Подача в зону фрикционного контакта жидкого, консистентного, твердого или газообразного смазочного материала снижает температуру трения и интенсивность изнашивания деталей и создает условия для продолжения выполнения машиной своих функций В поддерживающих устройствах могут быть использованы смазочные композиции, позволяющие эффективно залечивать, а иногда и восстанавливать изношенные поверхности деталей. В качестве таких композиций перспективно использование металлоплакирующих смазок и эпи- ламирующих составов.

Устройство обеспечивает поддержание работоспособности узлов трения, позволяет повысить эксплуатационную надежность машин, существенно снизить затраты на последующее восстановление работоспособности контролируемых сопряжений.

Формула изобретения Диагностическая система, состоящая из микроЭВМ, устройства ввода-вывода информации, датчика температуры поверхности диагностируемого узла, выполненного в виде термопары, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности работы, она снабжена поддерживающими устройствами, состоящими из резервуаров для хранения смазки, каналов для ее подачи, и исполнительных механизмов, функционально связанных через микроЭВМ с датчиком температуры, который содержит дополнительную термопару, установленную на рабочей поверхности через вставку изготовленную из материала, отличающего ся по теплофизическим характеристикам от материала диагностируемого узла.

Похожие патенты SU1655581A1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ВИБРОДИАГНОСТИКИ СМАЗОЧНОЙ СПОСОБНОСТИ МАСЕЛ УЗЛОВ МЕХАНИЗМОВ 1998
  • Глухоманюк Г.Г.
RU2138046C1
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 2006
  • Кузьмин Василий Николаевич
  • Погодаев Леонгард Иванович
RU2311448C1
СПОСОБ ВОЗРОЖДЕНИЯ МАШИН 1993
  • Кравец Иван Андреевич[Ua]
  • Кравец Светлана Ивановна[Ua]
  • Кравец Сергей Иванович[Ua]
RU2111477C1
ПЕРЕНОСНОЙ ПРОГРАММНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС 2007
  • Крюков Геннадий Михайлович
  • Смирнов Александр Николаевич
  • Зверьков Александр Григорьевич
RU2363975C2
Способ оценки износа трущихся сопряжений в присутствии смазочных или иных материалов 1989
  • Шелабанов Михаил Максимович
  • Обищенко Людмила Николаевна
  • Гантимиров Багаудин Мухтарович
  • Югов Борис Викторович
  • Шишкин Владимир Сергеевич
SU1714455A1
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ РАБОТЫ ЦЕНТРОБЕЖНОГО ПЕРЕКАЧИВАЮЩЕГО АГРЕГАТА УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ И СИСТЕМА ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ 2007
  • Щепин Леонид Сергеевич
  • Зарипов Расих Минисламович
RU2360148C1
ФЕРРОГРАФ ДЛЯ ТЕКУЩЕЙ ДИАГНОСТИКИ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ 1995
  • Горкунов Э.С.
  • Сытник С.В.
  • Харламов В.В.
RU2150696C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И/ИЛИ ТРАНСМИССИИ АВТОМОБИЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1999
  • Ушаков А.П.
  • Тварадзе С.В.
  • Грабовецкий А.А.
  • Рейбанд Ю.Я.
  • Альшевский А.Н.
  • Морошкин И.В.
RU2165605C1
СПОСОБ ТЕПЛОВОЙ ДИАГНОСТИКИ МЕХАНИЧЕСКИХ РЕДУКТОРОВ 1993
  • Булгаков Виктор Николаевич
RU2043614C1
Способ эксплуатационного контроля зазора в шатунных подшипниках коленчатого вала при диагностике двигателя внутреннего сгорания автомобилей, транспортных и транспортно-технологических машин 2020
  • Макушин Александр Александрович
  • Кулаков Александр Тихонович
  • Нуретдинов Дамир Имамутдинович
  • Кулаков Олег Александрович
  • Мухаметдинов Эдуард Мухаматзакиевич
  • Гафиятуллин Асхат Асадуллович
  • Казанцев Роман Алексеевич
RU2739657C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 655 581 A1

Реферат патента 1991 года Диагностическая система

Изобретение относится к устройствам для контроля технического состояния оборудования, в частности к устройствам диагностики узлов трения, и может быть использовано для контроля технического состояния трибосопряжений различных узлов. Цель изобретения - повышение эффективности работы. Диагностическая система- содержит микроЭВМ, которая через устройство ввода-вывода связана с датчиками и исполнительными органами поддерживающих устройств, при этом поддерживающие устройства каналами связаны с узлами трения. Датчики выполнены в виде спаренных термопар, устанавливаемых на рабочей поверхности в материалах с различающимися теплофизическими характеристиками. Изобретение обеспечивает диагностику контролируемых узлов трения и поддержание их работоспособности за счет компонентов, вводимых поддерживающими устройствами 3 ил.

Формула изобретения SU 1 655 581 A1

/ 5г S,t

f

/v i t / i v

ГС

riFmh

Редактор Ю. Середа

фигЗ

Составитель В. Королев Техред М.Моргентал

$

t

8

В

TC

: /4 16 15

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1991 года SU1655581A1

Диагностирование дизелей
Под ред
Е.А
Никитина М.: Машиностроение, 1987, с
Способ образования азокрасителей на волокнах 1918
  • Порай-Кошиц А.Е.
SU152A1

SU 1 655 581 A1

Авторы

Потеха Валентин Леонидович

Напреев Игорь Сергеевич

Суслов Андрей Анатольевич

Ляшенко Владимир Федорович

Даты

1991-06-15Публикация

1989-01-02Подача