СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ БАНДАЖИРОВАННЫХ ПРОКАТНЫХ ВАЛКОВ Советский патент 1995 года по МПК B21B28/02 

Описание патента на изобретение SU1658474A1

Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано при восстановлении работоспособности бандажированных прокатных валков, особенно листовых и широкополосных прокатных станов.

Целью изобретения является повышение стойкости валков путем улучшения механических свойств материала оси и бандажа и многократного использования их для валков другого типоразмера.

Способ состоит в применении повторной перековки бандажа путем двойного горячего деформирования с предварительной осадкой и последующим заковом, а выход валков из эксплуатации после очередной кампании осуществляют при наработке ими ресурса, соответствующего критическому числу циклов нагружения валка, определяемому из соотношения:
nк+1= (5,5 - 7,2) · 10,, где К - число отработанных кампаний валка, предшествующих очередной кампании.

На чертеже показаны графики возрастания механических характеристик (предела прочности σв и предела выносливости σ-1) материала бандажа при использовании способа.

При перековке существенно повышается предел прочности и предел текучести материала, а в процессе самотренировки повышается плотность материала, а, следовательно, его прочность. Так, например, применяемая для изготовления бандажей обычная сталь 9Х после ковки, изотермического отжига и окончательной механической обработки обладает следующим комплексом свойств: HSD 33. ..35; σв = (962...975) МПа и Ψ = 51%. Сталь марки 90ХФ после такой же обработки имеет следующие свойства: HSD 32...35; σв = 698...705 МПа; σт= 362...388 МПа; δ= 20...20,5; Ψ= 40...45,7%; KCV = 347...520 кДж/м2 (см. Марочник сталей и сплавов РД24.907.04-87, Минтяжмаш, 1987, с. 536).

При обработке стали марки 90ХФ по предлагаемому способу эти показатели соответственно составляют: σв= 990...1100 МПа; σт= 720...780 МПа; δ= 24,0; Ψ= 45%; KCV = 405 кДж/м2, т.е. значительно возрастают значения σв и σт.

При эксплуатации валков происходит накопление усталости в поверхностном слое бандажа и оси и предел выносливости σ-11 (см. чертеж) уменьшается, т. е. уменьшается усталостная прочность материала оси и бандажа. Однако при этом за счет нахождения валка под нагрузкой происходит улучшение структуры внутренних слоев материала благодаря уплотнению зерен и упрочнению связей между зернами. В результате обеспечивается получение более качественных показателей материала оси и бандажа. Снижение усталостной прочности контактного слоя оси и поверхностного слоя бандажа (предела выносливости σ-1) обусловлено отпускной хрупкостью первого рода, которая зависит от величины ударной вязкости закаленной стали, из которой изготавливаются ось и бандаж. Для улучшения механических характеристик материала оси и бандажа при очередной кампании валка в процессе восстановления его работоспособности используют перековку оси и бандажа с применением схемы двойного горячего деформирования, включающего их предварительную осадку и последующий заков. Осадку выполняют при вертикальном положении оси и бандажа, а заков - на оправке с установкой (опорой) на образующую. После перековки ось и бандаж используют для валков другого типоразмера.

Составной валок (массой 89 т) первоначально установленный на толстолистовом стане 3600, после чего его повторно используют на стане 2030 холодной прокатки после перековки оси и бандажа. При перековке бандаж, изготовленный из стали марки 90ХФ, вначале осаждают с длины 3400 до 2400 мм, а затем заканчивают на оправке с уменьшением наружного диаметра с 1730 до 1630 мм.

Применение двойного горячего деформирования при перековке оси и бандажа позволяет увеличить степень укова (по сравнению с ковкой из слитка) вдвое и тем самым значительно улучшить структуру материала, т.е. обеспечить мелкозернистую структуру, равномерную величину зерен, снизить содержание водорода. Благодаря этому улучшаются механические свойства материала оси и бандажа.

Кроме того, поскольку отработанный бандаж имеет более качественный поверхностный слой благодаря удалению дефектов наружного слоя слитка при первичной механической обработке, процесс повторной ковки происходит без образования трещин на поверхности бандажа. Это обеспечивает повышение качества поверхностного слоя перед повторной механической обработкой по сравнению с качеством, получаемым после первичной обработки.

Как следует из чертежа, при каждой очередной кампании валка критическое значение предела выносливости σ-1кр материала бандажа наступает при большем критическом числе циклов нагружения (n1 < n2 < n3< n4...< nк < nк-1), т. е. растет усталостная прочность, а, следовательно, и долговечность бандажа и валка в целом. Благодаря перекову бандажа с применением схемы двойного горячего деформирования при каждой очередной кампании валка также возрастает и предел прочности σB бандажа.

Для определения критического числа циклов нагружения при очередной (К + 1)-й кампании после К отработанных кампаний валка, соответствующего наступлению критического значения предела выносливости σ-1кр, проводят исследования выносливости образцов из материала оси и бандажа, полученных после нескольких перековов. В результате установлено, что между числом К кампаний валка, предшествующих очередной кампании после восстановления работоспособности, и критическим числом nк+1 циклов нагружения, соответствующим σ-1кр, существует тесная связь.

С использованием методов теории случайных функций установлено, что эта зависимость описывается следующим соотношением:
nк+1= (5,5 - 7,2) · 10,, где К - число отработанных кампаний валка, предшествующих очередной кампании.

Вывод валка из эксплуатации осуществляется после наработки критического числа циклов нагружения nк+1 при достижении критического значения предела выносливости σ-1кр. Т. к. это значение после каждой кампании и восстановления работоспособности валка возрастает, возрастает и долговечность валка. Соответственно уменьшается число перевозок и простоев прокатного стана и повышается его производительность.

Повторное использование осей и бандажей снижает стоимость прокатных валков на 30-35%, уменьшает расход металла на их изготовление в 2,2 раза, а трудоемкость изготовления в 1,3...1,6 раза.

Похожие патенты SU1658474A1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ БАНДАЖИРОВАННЫХ ПРОКАТНЫХ ВАЛКОВ 2007
  • Торопов Сергей Сергеевич
  • Плахтин Владимир Дмитриевич
  • Смирнов Владимир Сергеевич
  • Синев Олег Валентинович
RU2356664C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДЕЛА ВЫНОСЛИВОСТИ МАТЕРИАЛА 2009
  • Черноусов Николай Николаевич
  • Черноусов Роман Николаевич
RU2416086C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДЕЛА ВЫНОСЛИВОСТИ МАТЕРИАЛА ПРИ РАСТЯЖЕНИИ-СЖАТИИ 2015
  • Матлин Михаил Маркович
  • Мозгунова Анна Ивановна
  • Казанкина Елена Николаевна
  • Казанкин Владимир Андреевич
  • Манукян Дмитрий Сергеевич
RU2599069C1
Прокатный валок 1988
  • Белянский Андрей Дмитриевич
  • Ветер Владимир Владимирович
  • Третьяков Аркадий Иванович
  • Арустамов Лев Альбертович
  • Сарычев Иван Сергеевич
SU1600879A1
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ КОРОБКА ПРОКАТНОЙ КЛЕТИ 1997
  • Артюх Виктор Геннадиевич
  • Артюх Геннадий Васильевич
RU2113923C1
БАНДАЖИРОВАННЫЙ ПРОКАТНЫЙ ВАЛОК 2004
  • Плахтин В.Д.
  • Скорохватов Н.Б.
  • Бобух Иван Алексеевич
  • Смирнов В.С.
RU2254184C1
Способ ремонта прокатных валков 2023
  • Бородин Андрей Николаевич
  • Чурилов Валерий Сергеевич
  • Рубцов Виталий Юрьевич
  • Соколов Константин Евгеньевич
RU2808509C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ВЫСОКОПРОЧНОГО БАНДАЖИРОВАННОГО ПРОКАТНОГО ВАЛКА 2010
  • Покровский Алексей Михайлович
  • Лешковцев Виталий Германович
  • Плохих Андрей Иванович
  • Бочектуева Елена Баторовна
RU2429300C1
Способ восстановления работоспособности составных опорных валков 1988
  • Приходько Валерий Павлович
  • Офицеров Юрий Александрович
  • Гарькавый Василий Васильевич
  • Чепелев Александр Трофимович
  • Грушко Юрий Алексеевич
  • Бобух Иван Алексеевич
  • Новачук Светлана Андреевна
  • Лебедь Владимир Тимофеевич
  • Трейгер Евгений Исаакович
  • Суханов Виктор Михайлович
  • Морозов Вячеслав Дмитриевич
  • Руднев Анатолий Ефимович
SU1696023A1
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ УСТАЛОСТИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ 2011
  • Рыков Дмитрий Филоретович
  • Калюта Александр Андреевич
RU2471002C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 658 474 A1

Реферат патента 1995 года СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ БАНДАЖИРОВАННЫХ ПРОКАТНЫХ ВАЛКОВ

Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано при восстановлении работоспособности бандажированных прокатных валков с повторным использованием осей и бандажей. Цель изобретения - повышение стойкости валков путем улучшения механических свойств материала оси и бандажа и многократного использования их для валков другого типоразмера. Способ включает повторную перековку бандажа, а вывод валков из эксплуатации осуществляют при наработке ими ресурса, соответствующего критическому числу циклов нагружения, определяемого из выражения. Повторное использование валков снижает стоимость прокатных валков на 30-35%, уменьшается расход металла на их изготовление в 2,2 раза. 1 ил.

Формула изобретения SU 1 658 474 A1

СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ БАНДАЖИРОВАННЫХ ПРОКАТНЫХ ВАЛКОВ, включающий вывод валков из эксплуатации и восстановление их после каждой кампании путем повторной перековки оси, отличающийся тем, что, с целью повышения стойкости валков путем улучшения механических свойств материала оси и бандажа и многократного использования их для валков другого типоразмера, для восстановления валков производят повторную перековку бандажа, а вывод валков из эксплуатации осуществляют после наработки критического числа циклов нагружения, определяемого из выражения

где K - число отработанных кампаний валка, предшествующих очередной кампании.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года SU1658474A1

Полухин П.И
и др
Прочность прокатных валков, Алма-Ата, Наука, 1984, с.84-87.

SU 1 658 474 A1

Авторы

Бобух И.А.

Лебедь В.Т.

Пономарев В.И.

Гедеон М.В.

Плахтин В.Д.

Кубай В.В.

Даты

1995-01-20Публикация

1989-12-05Подача