На известных турбореактивных двигателях применяются неподвижные цилиндрические сопла, ось которых совпадает с продольной осью двигателя. Такое сопло сообщает газовой струе движение только в одном продольном направлении. Это исключает использование тяги двигателя в качестве непосредственной подъемной силы.
Особенность предлагаемой конструкции сонла реактивного двигателя состоит в том, что оно оборудовано поворотными в вертикальной плоскости реактивными насадками, монтируемыми па опорно-упорных подшипниках и связанными червячной передачей с приводным механизмом. С помощью этих насадков можно изменять направление вектора тяги в вертикальной плоскости.
При такой конструкции сопла энергию газовой струи реактивного двигателя можно использовать непосредственно как источник подъемной силы для осуществления вертикального взлета, вертикальной посадки и торможения летательного аппарата.
На фиг. 1 изображен реактивный двигатель с описываемым соплом, вид сбоку; на фиг. 2- то же, вид сверху; на фиг. 3 - поворотное сопло, вид по стрелке А на фиг. 1; на фиг. 4- сечение по Б-Б на фиг. 1.
Цилиндрическое сопло 1 реактивного двигателя 2 оканчивается двумя симметрично расходящимися каналами 5. В конце каждого канала имеется реактивный поворотный насадок 4, имеющий свою плоскость вращения. Насадки крепятся к торцам каналов с помощью опорно-упорных подщипников 5.
Для отклонения реактивного насадка движение ему сообщается от электропривода 6, установленного на неподвижной части сопла, через червячную передачу, состоящую из червяка 7 и зубчатого сектора 8, закрепленного на насадке.
Сопло снабл ено направляющими лопатками Я а также кожухом 10, предназначенным для внутреннего охлаждения.
Плоскости вращения насадков могут быть как вертикальными, так и наклонными, что диктуется конструктивными размерами и величиной нужного разноса каналов.
Насадки могут поворачиваться на любой заданный угол, благодаря чему достигается необходимое отклонение газовой струи в зависимости от режима полета. Максимальное отклонение соответствует взлету и посадке, которые выполняются на максимальных оборотах двигателя; для торможения сопло отклоняется вперед.
Повороты насадков не требуют больших усилий.
Основными иа -рузками на подшипник при работе двигателя являются аксиальные и опорные.
Управление силовым электроприводом может осуществляться дистаициопно летчиком или автоматически.
Предмет изобретения
Сопло реактивного двигателя, отличающееся тем, что, с целью возможности управления вектором тяги в вертикальной плоскости, оно снабжено поворотными в вертикальной плоскости насадками, монтируемыми на опорно-упорпых подшипниках и связанными червячной передачей с приводным механизмом.
Даты
1964-01-01—Публикация