Изобретение относится к контролю степени износа двигателя и, в частности, смазанных деталей тепловозного дизеля и определения текущих размеров деталей.
Цель изобретения - повышение точности контроля степени износа смазанных деталей двигателя путем учета объема изношенного с деталей материала, в том числе осевшего в картере и отфильтрованного в ходе эксплуатации
На чертеже показана динамика изменения количества смазки в масляной системе двигателя и концентрации К, продуктов износа в смазке.
Способ контроля степени износа смазанных деталей двигателя осуществляют следующим образом
, В ходе эксплуатации двигателя (тепловозного дизеля) отбирают пробы смазки и определяют концентрацию элементов продуктов изнашивания деталей двигателя В моменты профилактических мероприятий осуществляют дозаправку смазкой масляной системы и регистрируют значения времени эксплуатации до этого момента.
По известным концентрациям Кн и Ki и по объемам смазочного материала QH и QI на период от И до 1 и значениям U определяют объем изношенного с детали металла с учетом объема металла, осевшего на стенки картера и отфильтрованного в процессе эксплуатации по формуле
Q.-lKi-t+fQp-Qi.QK . ..
v-j O-Q,)а.
(о,-о,)
Kj
K.-1Q.-I К, - iQ - ,
0)
г
Ё
О
Os GO СЛ О О
х g )о (L - L, - о Ј+ о,05
K.Q, I M, qx
где Qo - начальный объем смазочного материала, т,
i - номер профилактики, на которой определяется объем изношенного металла;
KI - концентрация продуктов износа, т/т;
Ксв концентрация контролируемых элементов в свежей смазке;
g - производительность масляного насоса, т/км;
L - наработка до 1-й профилактики, км;
Ј 1,35-для цилиндровой втулки и компрессионных колец;
Ј 1 - для остальных контролируемых деталей;
-коэффициент полноты отсева фильтрации смазки;
q - плотность элемента, г/мм3;
X - процентное содержание элемента в материале детали.
Устанавливают соотношения износов деталей двигателей по местам обмеров и соответствующие этим износам объемы унесенного с деталей металла. По известным начальным размерам контролируемой детали и объемам изношенного с детали металла рассчитывают текущие размеры детали, по которым судят о степени износа детали.
Пример. Необходимо определить текущие размеры цилиндровой втулки с начальным диаметром 207,03 мм на пробег 30 тыс. км, соответствующий третьей профилактики (3 ТО-3) для тепловозного дизеля 10Д 100.
Концентрация молибдена в свежем масле Кг.В О
на 1 ТО-3 Ki 3 г/г
2ТО-3 К2 4 г/г
3ТО-3 Кз 5 г/г
Начальный объем масла в картере 00 1,50 т
Объем масла в картере
на 1 ТО-3 Qi 1,35 т. 2 ТО-3 0.2 1,30 т ЗТО-3 О.,40 т
Пробег 10 тыс. км, L.2 20 тыс. км, 1з 30 тыс. км.
Подставляя соответствующие значения в формулу для определения объема унесенного с цилиндровой втулки металла, получим V 92947,26. Этот объем металла унесен с N цилиндровых гильз, поэтому объем металла, унесенный с одной гильзы, рассчитываем как
v -u
при N 10 V; 9294,72 Следовательно,
VM3H - VH34 V|
где VHSH внутренний объем изношенной гильзы;
VHa4 - внутренний объем новой гильзы.
Внутренние диаметры изношенной гильзы дизеля 10Д100 имеют следующие размеры:
Df do + Ul D D5 do + U§, D D§ do + Ui D§ D5 do + Ui D| D§ do + U§, D D§ d0 + UD, D
10 В свою очередь износы в различных местах обмера связаны следующими зависимостями
М| 2,778; | 2,222; | 2,174;
itfuf1Я
М| 1,433; 4-1.250;
4-1,076; 4-I. Ф ST.ufu5u5
4-1,460; -2,800: -1,015.
изи§ug
где D - внутренний диаметр ЦГ в плоскости по ходу в первом поясе;
D - внутренний диаметр ЦГ в плоскости по валу в первом поясе и др. т. д. Внутренний объем изношенной ЦГ между соседними поясами обмера подсчитываем методом дифференциального интегрирования
Уизн / S(Z)dZ, о
После интегрирования получаем VM3H - (НаНьЬ - 4- Нв На MB
.3
(2)
где На
Нь
Df ;h Df - Df- 1
DP -h DP-DPгде h - высота.
Подставив в (2) значение Dix BJ - выра- женные через Di принятого за базовый
диаметр, находим значение Di по которому определяем текущие значения диаметра изношенной гильзы.
Для рассматриваемого случая
D - 207,052; D§ 207,084; D$ 207,074; D3 207,074; D§ 207,058; D 207,053; D 207,089; D§ 207,087; D 207,091; DЈ 207.103; Dg 207,056; D 207,053. 5
Формула изобретения Способ контроля степени износа смазываемых деталей двигателя, заключающийся в том, что в ходе эксплуатации двигателя отбирают пробы смазки, определяют концентрацию элементов продуктов изнашивания деталей двигателя и с их учетом оценивают степень их износа, отличающийся тем, что, с целью повышения точности, в ходе эксплуатации двигателя и в момент его профилактики осуществляют с помощью насоса дозаправку смазкой и регистрируют время эксплуатации до этого момента, а степень износа деталей оценивают по объему V изношенного материала, определяемому по
формуле Q;-iKi-i +(Q0-Qi-QKIal
-Ј (Qo-00cu
+ Ki
(QO-QI)
КKi-lQi-lQo
/4(o0 Qi-iKi- i + (On-Qi-i)Ktl)
+ Ki
(Qo-Qi)
и Ki -iQi- i Ki-iQi- i
5
100
10
15
20
25
xgijn0(U-L.-i)Ј + 0.05 K,0, Г-.
где Qo - начальный объем смазки, т;
I - номер профилактики;
Kj - концентрация элементов продуктов изнашивания, т/т;
Ксв - концентрация элементов продуктов изнашивания в свежей смазке;
g - производительность насоса;
L - время эксплуатации двигателя, км;
Ј 1.35 - коэффициент для цилиндровой втулки и компрессионных колец двигателя;
Ј 1 - коэффициент для других контактирующих деталей двигателя;
/ - коэффициент полноты фильтраций смазки;
q - плотность элементов продуктов изнашивания;
X - процентное содержание элементов в материале деталей двигателя.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СТЕПЕНИ ИЗНОСА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, РАБОТАЮЩИХ В ПРИСУТСТВИИ СМАЗОЧНОГО МАТЕРИАЛА | 2003 |
|
RU2245537C2 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СТЕПЕНИ ИЗНОСА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, РАБОТАЮЩИХ В ПРИСУТСТВИИ СМАЗОЧНОГО МАТЕРИАЛА | 2003 |
|
RU2246716C2 |
Способ повышения работоспособности новых и изношенных узлов и агрегатов машин и оборудования | 2018 |
|
RU2679331C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СТЕПЕНИ ИЗНОСА СМАЗЫВАЕМЫХ ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2007 |
|
RU2343443C1 |
Комплексный способ повышения эффективности смазывания в агрегатах автотракторной техники | 2018 |
|
RU2679575C1 |
Способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания | 1983 |
|
SU1168814A1 |
СИСТЕМА СМАЗКИ | 1971 |
|
SU312057A1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2000 |
|
RU2191362C2 |
Способ обкатки транспортного двигателя | 1991 |
|
SU1776348A3 |
ТРИБОТЕХНИЧЕСКАЯ ДОБАВКА К СМАЗОЧНЫМ МАСЛАМ И ПЛАСТИЧНЫМ СМАЗКАМ | 2007 |
|
RU2319731C1 |
Изобретение относится к способам оценки степени износа смазанных деталей двигателя и, в частности, тепловозного дизеля. Цель изобретения - повышение точности путем определения объема изношенного с деталей материала и их текущих значений. В ходе эксплуатации двигателя отбирают пробы смазки, определяют концентрации элементов продуктов изнашивания деталей. В моменты профилактических мероприятий осуществляют дозаправку смазки и по количеству дозаправленной смазки, времени до этих моментов и концентрациям элементов рассчитывают объем изношенного с деталей материала и их текущие размеры. 1 ил.
(Ц-Ц-1)Ј + 0,05 -К,0, .
Ко
о
L, Lz Lj L+ L5 L
Ч L7
Способ контроля изнашивания пар трения двигателей в период приработки | 1985 |
|
SU1359718A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1991-07-15—Публикация
1989-07-12—Подача