Глушитель шума двигателя внутреннего сгорания Советский патент 1991 года по МПК F01N5/02 

Описание патента на изобретение SU1665050A1

22

3D

Ю 20 8 18J2 6 5 I

2( г(г( VrJ-lU-1к/ / /i ,

V4yТч rwr о /

U7/1SТ.„ ,

П

-ы- +

В сф

От ДВС

-16

/5

1к/ / /i ,

r о /

,

-К1

-ы- +

В атмосферу f.

О

о

8

от о

(J

Похожие патенты SU1665050A1

название год авторы номер документа
Глушитель шума для двигателя внутреннего сгорания 1991
  • Груданов Владимир Яковлевич
SU1815356A1
Глушитель шума для двигателя внутреннего сгорания 1990
  • Груданов Владимир Яковлевич
  • Жестков Сергей Васильевич
SU1758252A2
Глушитель шума для двигателя внутреннего сгорания 1989
  • Груданов Владимир Яковлевич
  • Жестков Сергей Васильевич
SU1687817A1
ГЛУШИТЕЛЬ ШУМА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1992
  • Груданов Владимир Яковлевич[By]
  • Акуленко Сергей Владимирович[By]
RU2056509C1
ГЛУШИТЕЛЬ ШУМА ВЫХЛОПА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1992
  • Задорожный Владимир Мефодиевич[Ua]
RU2056507C1
Глушитель шума для двигателя внутреннего сгорания 1986
  • Чернобровкин Валентин Александрович
  • Груданов Владимир Яковлевич
  • Тупальский Константин Николаевич
  • Малинин Евгений Александрович
SU1712637A1
ГЛУШИТЕЛЬ ШУМА 1994
  • Рудов Алексей Васильевич
RU2100622C1
Глушитель шума выхлопа двигателя внутреннего сгорания 1985
  • Хилько Григорий Григорьевич
SU1267017A1
Глушитель шума выхлопа двигателя внутреннего сгорания 1984
  • Качанов Эдуард Игнатьевич
SU1222862A1
ДВУХКОНТУРНЫЙ ИСКРОГАСИТЕЛЬ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1992
  • Кузьмичев Андрей Викторович
  • Шалай Александр Николаевич
  • Эфрос Марк Львович
  • Братченко Анатолий Петрович
RU2010984C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 665 050 A1

Реферат патента 1991 года Глушитель шума двигателя внутреннего сгорания

Изобретение позволяет расширить эксплуатационные характеристики. Отработавшие газы через впускной патрубок 2 попадают во впускную камеру 4, проходят газоход 23, далее одновременно газоходы 14 и 20, затем выходной газоход 24 и через центральную перфорированную трубу 7 и патрубок 3 выбрасываются в атмосферу. В газоходах 14 и 20 газы интенсивно охлаждаются , их скорость снижается и шум уменьшается, а охлаждающая жидкость в теплообменнике 8 нагревается. При вращении винта 27 до упора обтекатель 13 вместе с усеченным конусом 17 перемещается в сторону впускного патрубка 2 и устанавливается в крайнее левое положение, при котором конус 17 плотно соединяется с впускным патрубком 2 благодаря равенству их диаметров. В этом случае газы огибают неподвижный конус 16, проходят через перфорированную перегородку 19, перфорированный дефлектор 21 и по центральной трубе 7 через патрубок 3 выбрасываются в атмосферу. Так как газы на своем пути встречают перфорированные перегородку 19 и дефлектор 21, шум их заметно снижается. 5 з.п.ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения SU 1 665 050 A1

26 /4

/; 21 М

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, а именно к глушителям шума двигателя внутреннего сгорания, преимущественно транспортного средства.

Целью изобретения является расширение эксплуатационных характеристик.

На фиг, 1 представлена схема глушителя шума в статике, продольный разрез; на фиг.2 - разрез А-А«э фиг.1; на фиг.З - схема глушителя шума в динамике, продольный разрез.

Глушитель шума содержит цилиндрический корпус 1, впускной 2 и выпускной 3 патрубки, впускную 4 и выпускную 5 резонансные камеры, разделенные между собой перегородкой 6, центральную перфорированную трубу 7, расположенную в выпускной камере 5, соединяющую впускную камеру 4 с выпускнцм патрубком 3 и выполненную заодно с последним, теплообменник 8 с охлаждающей жидкостью, имеющий входной 9 и выходной 10 штуцеры, краны слива 11 и выпуска воздуха 12, подвижный обтекатель 13, установленный внутри теплообменника 8 с образованием внутреннего кольцевого продольного газохода 14 и снабженный коническим дефлектором 15,расположенным вершиной конуса в сторону впускного патрубка 2. Дефлектор 15 выполнен составным в виде внутреннего неподвижного 16 и наружного подвижного усеченного 17 конусов, входящих частично один в другой внахлест. На цилиндрической боковой поверхности обтекателя 13 выполнены радиальные ребра 18, внутри обтекателя 13 установлена перфорированная перегородка 19. Высота ребер 18 равна ширине (в свету) кольцевого газохода 14. Теплообменник 8 выполнен в виде греющей рубашки и установлен внутри корпуса 1 во впускной камере 4 с образованием кольцевого наружного газохода 20.

Обтекатель 13 в хвостовой своей части снабжен ко ническим перфорированным дефлектором 21, перегородка 6 выполнена глухой и наклонной в виде усеченного конуса и соединяет корпус 1 с центральной трубой 7. Впускной патрубок 2 присоединен к корпусу 1 посредством конической вставки 22 с образованием входного газохода 23. Между перегородкой 6 с дефлектором 21 образован выходной газоход 24. Корпус 1 в зоне установки теплообменника снабжен тепловой изоляцией 25 и выполнен разъемным с помощью фланцев 26, что необходимо для профилактики и ремонта глушителя, особенно для очистки поверхности нагрева теплообменника 8 от сажи.

Глушитель шума снабжен регулятором положения, выполненным, например, в виде винтовой пары, состоящей из винта 27, опоры-гайки 28 и приводной ручки 29. Винт

27 шарнирно закреплен на поверхности наружного подвижного усеченного конуса 17, а опора-гайка 28 - на вставке 22. Неподвижный конус 16 вершиной жестко прикреплен к впускному патрубку 2 посредством стерж0 ней 30. Подвижный усеченный конус 17 основанием жестко соединен с обтекателем 13. С помощью радиальных ребер 18 обтекатель 13 плотно, но с возможностью продольного перемещения, установлен внутри

5 теплообменника 8. Длина обтекателя 13 больше длины теплообменника 8 на величину перемещения.

Штуцерами 9 и 10 теплообменник 8 подключен к потребителю утилизированной

0 теплоты (не показан). В качестве охлаждающей жидкости может быть использована вода или высокотемпературные органические теплоносители: дитолилметан (ДТМ), дикумилметан (ДКМ), дифенильная смесь

5 (Даутерм-А) и т.п. Охлаждающая жидкость удаляется из теплообменника 8 через кран 11 слива. Через кран 12 отводится воздух в атмосферу при заполнении теплообменника 8 промежуточным теплоносителем.

0 Патрубком 2 глушитель подключен к выпускной трубе двигателя внутреннего сгорания (не показан).

Глушитель шума работает следующим образом.

5 При работающем двигателе внутреннего сгорания образующиеся продукты сгорания топлива - отработавшие газы через впускной патрубок 2 попадают во впускную камеру 4, проходят входной газоход 23, да0 лее одновременно газоходы 14 и 20, затем выходной газоход 24 и через центральную трубу 7 и патрубок 3 выбрасываются в атмосферу. В газоходах 14 и 20 газы интенсивно охлаждаются, их скорость снижается и

5 шум уменьшается, а охлаждающая жидкость в теплообменнике 8 нагревается.

В выходном газоходе 24 газы через перфорированный дефлектор 21 дополнительно расширяются внутрь обтекателя 13, при

0 этом скорость их движения также падает, а шум уменьшается. В дальнейшем включается в работу резонансная камера 5. где происходит окончательное требуемое торможение потока и достижение заданно5 го уровня звукового давления.

Благодаря перфорации в перегородке 19 газы занимают весь внутренний объем обтекателя 13. Так как подвижный конус 17 плотно сидит на неподвижном внутреннем конусе 16 (это обеспечивается соединением

конических поверхностей внахлест и качеством обработки поверхностей), отработавшие газы не проникают внутрь обтекателя со стороны впускного патрубка 2, а целиком направляются по входному газоходу 23 на интенсивное охлаждение в газоходы 14 и 20.

Одновременно в данной конструкции глушителя предусмотрено ручное регулирование степени охлаждения газов (тепловой нагрузки) и полное отключение теплообменника, что крайне необходимо, например, в летний период эксплуатации транспортного средства, т.е. по принципу зима - лето.

Это достигается следующим образом. При вращении винта 27 до упора обтекатель 13 вместе с усеченным конусом 17 перемещается в сторону впускного патрубка 2 и устанавливается в крайнем левом положении, при котором конус 17 плотно соединяется с впускным патрубком 2 благодаря равенству их диаметров.

Газоход 23 закрывается, но одновременно открывается проход газам во внутреннюю полость обтекателя 13. Газы огибают неподвижный конус 16, проходят через перфорированную перегородку. 19. перфорированный дефлектор 21 и по центральной трубе 7 через патрубок 3 выбрасываются в атмосферу. Так как газы на своем пути встречают перфорированные перегородку 19 и дефлектор 21 шум их заметно снижается.

Этому же способствует и неподвижный конус 16, который представляет дополнительное сопротивление, обеспечивает внезапное расширение, т.е. торможение потока.

Возможно установить разное число перфорированных перегородок 19-две или три.

Регулятором положения обтекатель 13 может быть переведен и в промежуточное положение, при котором газы одновременно поступают на охлаждение и напрямую уходят, огибая неподвижный конус 16. в его внутреннюю полость. Этот режим работы целесообразно использовать, например, осенью или ранней весной.

Таким образом, благодаря выполнению конического дефлектора 15 составным в виде внутреннего неподвижного конуса 16 и наружного подвижного усеченного конуса 17 и равенству диаметров малого основания усеченного конуса и внутреннего впускного патрубка 2 между собой обеспечивается

четкое отключение (отсоединение) теплообменника огпотока отработавших газов, что существенно расширяет эксплуатационные характеристики глушителя и позволяет его

использовать практически в любое время года (круглогодично). Одновременно с помощью перфорированной перегородки 19(а их может быть несколько) достигается требуемый уровень шумопоглощения и компенсируется, тем самым, отсутствие эффекта охлаждения.

Формула изобретения

1.Глушитель шума двигателя внутренне- го сгорания, преимущественно транспортного средства, содержащий цилиндрический корпус с впускным и выпускным патрубками, разделенный при помощи поперечной перегородки на впускную и выпускную резонансные

камеры, центральную перфорированную трубу, теплообменник с охлаждающей жидкостью, расположенной во впускной камере, подвижный обтекатель с регулятором положения, коническим дефлектором и радиальными ребрами, установленный внутри теплообменника вершиной конуса дефлектора в сторону впускного патрубка с образо- ванием кольцевого газохода, причем впускной патрубок с корпусом соединен

при помощи вставки в форме усеченного конуса, отличающийся тем, что, с целью расширения эксплуатационных характеристик, конический дефлектор выполнен составным в виде неподвижного конуса и

подвижного усеченного конуса, причем диаметр меньшего основания усеченного конуса дефлектора выполнен равным внутреннему диаметру впускного патрубка.

2.Глушитель по п.1,отличающийся тем, что он снабжен по меньшей мере одной

поперечной перфорированной перегородкой, установленной внутри обтекателя.

3.Глушитель по пп.1 и2,отличаю- щ и и с я тем, что углы конусности вставки

и подвижного усеченного конуса дефлектора выполнены равными.

4.Глушитель по пп. 1-3, отличающий- с я тем, что регулятор положения выполнен виде винтовой пары,5. Глушитель по пп.1-4, отличающийс я тем, что винт винтовой пары регулятора положения соединен с подвижным конусом дефлектора при помощи шарнира.6. Глушитель по пп. 15, о т л и ч а ю щ и й- с я тем, что подвижный и неподвижный конусы дефлектора соединены внахлест.

28 27

11

Ю -4Н W8J8 /72 6 5

ГГ J-J / / fL LJ-J 2J7

;z

О/

§

20

8

- 18

SU 1 665 050 A1

Авторы

Груданов Владимир Яковлевич

Осипов Владимир Михайлович

Крячков Борис Николаевич

Чернобровкин Валентин Александрович

Даты

1991-07-23Публикация

1989-06-19Подача