22
3D
Ю 20 8 18J2 6 5 I
2( г(г( VrJ-lU-1к/ / /i ,
V4yТч rwr о /
U7/1SТ.„ ,
П
-ы- +
В сф
От ДВС
-16
/5
1к/ / /i ,
r о /
,
-К1
-ы- +
В атмосферу f.
О
о
8
от о
(J
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Глушитель шума для двигателя внутреннего сгорания | 1991 |
|
SU1815356A1 |
Глушитель шума для двигателя внутреннего сгорания | 1990 |
|
SU1758252A2 |
Глушитель шума для двигателя внутреннего сгорания | 1989 |
|
SU1687817A1 |
ГЛУШИТЕЛЬ ШУМА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1992 |
|
RU2056509C1 |
ГЛУШИТЕЛЬ ШУМА ВЫХЛОПА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1992 |
|
RU2056507C1 |
Глушитель шума для двигателя внутреннего сгорания | 1986 |
|
SU1712637A1 |
ГЛУШИТЕЛЬ ШУМА | 1994 |
|
RU2100622C1 |
Глушитель шума выхлопа двигателя внутреннего сгорания | 1985 |
|
SU1267017A1 |
Глушитель шума выхлопа двигателя внутреннего сгорания | 1984 |
|
SU1222862A1 |
ДВУХКОНТУРНЫЙ ИСКРОГАСИТЕЛЬ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1992 |
|
RU2010984C1 |
Изобретение позволяет расширить эксплуатационные характеристики. Отработавшие газы через впускной патрубок 2 попадают во впускную камеру 4, проходят газоход 23, далее одновременно газоходы 14 и 20, затем выходной газоход 24 и через центральную перфорированную трубу 7 и патрубок 3 выбрасываются в атмосферу. В газоходах 14 и 20 газы интенсивно охлаждаются , их скорость снижается и шум уменьшается, а охлаждающая жидкость в теплообменнике 8 нагревается. При вращении винта 27 до упора обтекатель 13 вместе с усеченным конусом 17 перемещается в сторону впускного патрубка 2 и устанавливается в крайнее левое положение, при котором конус 17 плотно соединяется с впускным патрубком 2 благодаря равенству их диаметров. В этом случае газы огибают неподвижный конус 16, проходят через перфорированную перегородку 19, перфорированный дефлектор 21 и по центральной трубе 7 через патрубок 3 выбрасываются в атмосферу. Так как газы на своем пути встречают перфорированные перегородку 19 и дефлектор 21, шум их заметно снижается. 5 з.п.ф-лы, 3 ил.
26 /4
/; 21 М
Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, а именно к глушителям шума двигателя внутреннего сгорания, преимущественно транспортного средства.
Целью изобретения является расширение эксплуатационных характеристик.
На фиг, 1 представлена схема глушителя шума в статике, продольный разрез; на фиг.2 - разрез А-А«э фиг.1; на фиг.З - схема глушителя шума в динамике, продольный разрез.
Глушитель шума содержит цилиндрический корпус 1, впускной 2 и выпускной 3 патрубки, впускную 4 и выпускную 5 резонансные камеры, разделенные между собой перегородкой 6, центральную перфорированную трубу 7, расположенную в выпускной камере 5, соединяющую впускную камеру 4 с выпускнцм патрубком 3 и выполненную заодно с последним, теплообменник 8 с охлаждающей жидкостью, имеющий входной 9 и выходной 10 штуцеры, краны слива 11 и выпуска воздуха 12, подвижный обтекатель 13, установленный внутри теплообменника 8 с образованием внутреннего кольцевого продольного газохода 14 и снабженный коническим дефлектором 15,расположенным вершиной конуса в сторону впускного патрубка 2. Дефлектор 15 выполнен составным в виде внутреннего неподвижного 16 и наружного подвижного усеченного 17 конусов, входящих частично один в другой внахлест. На цилиндрической боковой поверхности обтекателя 13 выполнены радиальные ребра 18, внутри обтекателя 13 установлена перфорированная перегородка 19. Высота ребер 18 равна ширине (в свету) кольцевого газохода 14. Теплообменник 8 выполнен в виде греющей рубашки и установлен внутри корпуса 1 во впускной камере 4 с образованием кольцевого наружного газохода 20.
Обтекатель 13 в хвостовой своей части снабжен ко ническим перфорированным дефлектором 21, перегородка 6 выполнена глухой и наклонной в виде усеченного конуса и соединяет корпус 1 с центральной трубой 7. Впускной патрубок 2 присоединен к корпусу 1 посредством конической вставки 22 с образованием входного газохода 23. Между перегородкой 6 с дефлектором 21 образован выходной газоход 24. Корпус 1 в зоне установки теплообменника снабжен тепловой изоляцией 25 и выполнен разъемным с помощью фланцев 26, что необходимо для профилактики и ремонта глушителя, особенно для очистки поверхности нагрева теплообменника 8 от сажи.
Глушитель шума снабжен регулятором положения, выполненным, например, в виде винтовой пары, состоящей из винта 27, опоры-гайки 28 и приводной ручки 29. Винт
27 шарнирно закреплен на поверхности наружного подвижного усеченного конуса 17, а опора-гайка 28 - на вставке 22. Неподвижный конус 16 вершиной жестко прикреплен к впускному патрубку 2 посредством стерж0 ней 30. Подвижный усеченный конус 17 основанием жестко соединен с обтекателем 13. С помощью радиальных ребер 18 обтекатель 13 плотно, но с возможностью продольного перемещения, установлен внутри
5 теплообменника 8. Длина обтекателя 13 больше длины теплообменника 8 на величину перемещения.
Штуцерами 9 и 10 теплообменник 8 подключен к потребителю утилизированной
0 теплоты (не показан). В качестве охлаждающей жидкости может быть использована вода или высокотемпературные органические теплоносители: дитолилметан (ДТМ), дикумилметан (ДКМ), дифенильная смесь
5 (Даутерм-А) и т.п. Охлаждающая жидкость удаляется из теплообменника 8 через кран 11 слива. Через кран 12 отводится воздух в атмосферу при заполнении теплообменника 8 промежуточным теплоносителем.
0 Патрубком 2 глушитель подключен к выпускной трубе двигателя внутреннего сгорания (не показан).
Глушитель шума работает следующим образом.
5 При работающем двигателе внутреннего сгорания образующиеся продукты сгорания топлива - отработавшие газы через впускной патрубок 2 попадают во впускную камеру 4, проходят входной газоход 23, да0 лее одновременно газоходы 14 и 20, затем выходной газоход 24 и через центральную трубу 7 и патрубок 3 выбрасываются в атмосферу. В газоходах 14 и 20 газы интенсивно охлаждаются, их скорость снижается и
5 шум уменьшается, а охлаждающая жидкость в теплообменнике 8 нагревается.
В выходном газоходе 24 газы через перфорированный дефлектор 21 дополнительно расширяются внутрь обтекателя 13, при
0 этом скорость их движения также падает, а шум уменьшается. В дальнейшем включается в работу резонансная камера 5. где происходит окончательное требуемое торможение потока и достижение заданно5 го уровня звукового давления.
Благодаря перфорации в перегородке 19 газы занимают весь внутренний объем обтекателя 13. Так как подвижный конус 17 плотно сидит на неподвижном внутреннем конусе 16 (это обеспечивается соединением
конических поверхностей внахлест и качеством обработки поверхностей), отработавшие газы не проникают внутрь обтекателя со стороны впускного патрубка 2, а целиком направляются по входному газоходу 23 на интенсивное охлаждение в газоходы 14 и 20.
Одновременно в данной конструкции глушителя предусмотрено ручное регулирование степени охлаждения газов (тепловой нагрузки) и полное отключение теплообменника, что крайне необходимо, например, в летний период эксплуатации транспортного средства, т.е. по принципу зима - лето.
Это достигается следующим образом. При вращении винта 27 до упора обтекатель 13 вместе с усеченным конусом 17 перемещается в сторону впускного патрубка 2 и устанавливается в крайнем левом положении, при котором конус 17 плотно соединяется с впускным патрубком 2 благодаря равенству их диаметров.
Газоход 23 закрывается, но одновременно открывается проход газам во внутреннюю полость обтекателя 13. Газы огибают неподвижный конус 16, проходят через перфорированную перегородку. 19. перфорированный дефлектор 21 и по центральной трубе 7 через патрубок 3 выбрасываются в атмосферу. Так как газы на своем пути встречают перфорированные перегородку 19 и дефлектор 21 шум их заметно снижается.
Этому же способствует и неподвижный конус 16, который представляет дополнительное сопротивление, обеспечивает внезапное расширение, т.е. торможение потока.
Возможно установить разное число перфорированных перегородок 19-две или три.
Регулятором положения обтекатель 13 может быть переведен и в промежуточное положение, при котором газы одновременно поступают на охлаждение и напрямую уходят, огибая неподвижный конус 16. в его внутреннюю полость. Этот режим работы целесообразно использовать, например, осенью или ранней весной.
Таким образом, благодаря выполнению конического дефлектора 15 составным в виде внутреннего неподвижного конуса 16 и наружного подвижного усеченного конуса 17 и равенству диаметров малого основания усеченного конуса и внутреннего впускного патрубка 2 между собой обеспечивается
четкое отключение (отсоединение) теплообменника огпотока отработавших газов, что существенно расширяет эксплуатационные характеристики глушителя и позволяет его
использовать практически в любое время года (круглогодично). Одновременно с помощью перфорированной перегородки 19(а их может быть несколько) достигается требуемый уровень шумопоглощения и компенсируется, тем самым, отсутствие эффекта охлаждения.
Формула изобретения
камеры, центральную перфорированную трубу, теплообменник с охлаждающей жидкостью, расположенной во впускной камере, подвижный обтекатель с регулятором положения, коническим дефлектором и радиальными ребрами, установленный внутри теплообменника вершиной конуса дефлектора в сторону впускного патрубка с образо- ванием кольцевого газохода, причем впускной патрубок с корпусом соединен
при помощи вставки в форме усеченного конуса, отличающийся тем, что, с целью расширения эксплуатационных характеристик, конический дефлектор выполнен составным в виде неподвижного конуса и
подвижного усеченного конуса, причем диаметр меньшего основания усеченного конуса дефлектора выполнен равным внутреннему диаметру впускного патрубка.
поперечной перфорированной перегородкой, установленной внутри обтекателя.
и подвижного усеченного конуса дефлектора выполнены равными.
28 27
11
Ю -4Н W8J8 /72 6 5
ГГ J-J / / fL LJ-J 2J7
;z
О/
§
20
8
- 18
Авторы
Даты
1991-07-23—Публикация
1989-06-19—Подача