Изобретение относится к машиностроению и может найти практическое применение в приводных и гусеничных цепях, в маятниковых и рычажных весовых устройствах и т.д.
Целью изобретения является повышение долговечности шарнира путем снижения удельных давлений и компенсаций непостоянства передаточного отношения звездочек цепной передачи.
На чертеже представлен шарнир, вид спереди.
Шарнир образован концами 1 и 2 звеньев 3 и 4 тяговой цепи. Контактирование звеньев 3 и 4 в шарнире происходит посредством S-образных поверхностей трения выступов 5 и впадин 6. Через эти поверхности передается нагрузка (сила) F. Для звена 4 впадина 6 S-образной поверхности имеет радиус кривизны RI, а выступ 5 - п, а для звена 3 - соответственно R2 и Г2. Впадины 5 и выступы 6 части S-образной кривой соединяются в точке перегиба О.
Центры кривизны размещены на чертеже: для звена 4 в точке O i с радиусом RI и в точке Ot с радиусом п; для звена 3 соответственной в точке с радиусом R2 и в точке
02с радиусом Г2.
Оси симметрии обоих звеньев и точки О перегибов S-образных кривых совмещены с осью X - продольной осью звеньев 3 и 4. Точка О в данном случае является центром начала вращения звеньев 3 и 4 относительно друг друга как по часовой, так и против часовой стрелки на угол а. Величины радиусов RI, R2, п и гг S-образныхкривых звеньев шарнира и угла а определяются исходя из конструктивных соображений и зависят: в цепной передаче от диаметров и шага зубьев звездочек; в маятниковых механизмах соответственно от угла колебаний маятника.
Применительно к кинематическим парам низшего порядка точка О является не только точкой перегиба S-образных кривых, но и центром контактных поверхностей звеньев 3 и 4. При относительном вращении звеньев центр О контактных поверхностей постояно перемещается в обе стороны от точки О вдоль по S-образной кривой шарнира.
Как видно из анализа кинематики относительно вращения звеньев 3 и 4 шарнира перемещение центра О контактных поверхностей звеньев по S-образной кривой обеспечивает изменение длин звеньев
3и 4 расстояния между шарнирными соединениями звеньев 3 и 4 в цепи.
Если центр контактных поверхностей S- образных кривых звеньев находится в точке О, то длины звеньев являются номинальными. При перемещении звена 4 по часовой
стрелке длина звена 4 увеличивается, а звена 3 - уменьшается. Если условно примем, что длина звена 4 максимальная, а звена 2 минимал-ьна, то при дальнейшем перемещении центра О контактных S-образных поверхностей происходит обратное изменение длин звеньев 3 и 4 шарнира. Длина звена 4 уменьшается до минимальных значений и становится меньше исходной в сравнении с положением, когда центр контактных поверхностей находился в точке О. Длина звена 3 в этом случае увеличивается до максимальных значений. При вращении звена 3 относительно точки О по часовой стрелке наблюдаются аналогичные изменения длин звеньев 3 и 4. Интенсивность изменений длин звеньев 3 и 4 зависит от места расположения центров Oi и Оа относительно точки О и величин радиусов кривизны R иг. Место расположения центров От и 02«а
оси Z, соединяющих концы выступов 5, а также величины радиусов R и г зависят от целей, задач и масштабов шарнира.
Шарнир обеспечивает,плавную инвер- торность изменений длин его звеньев 3 и 4,
за счет чего собственно и достигается уменьшение жесткости и повышение равномерности хода ценных передач. Это положительный эффект шарнира.
Применительно к маятниковым механизмам при жестком закреплении одного из звеньев шарнира, второе звено является нерастяжимой нитью маятника и тем самым обеспечивает конструктивно заданные изменения длины нерастяжимой нити, а с ними и изменений соответствующих колебательных параметров маятника в процессе его колебаний, что совершенно невоз- можно при постоянной длине нерастяжимой нити. Это положительный
эффект шарнира.
В предлагаемом шарнире контактное взаимодействие звеньев происходит при трении качения, что в сравнении с трением скольжения и особенно в высших кинематических парах, когда поверхности звеньев контактируют по линии, а не плоскостями, как в предлагаемом устройстве, при сухом трении на 1 - 3 порядка уменьшаются удельное давление, коэффициент трения и скорость изнашивания, а следовательно, в таких же примерно пределах повышается надежность и долговечность работы шарнира. Это также положительный эффект шарнира.
R r + |Др|
где Д и Ar- - предельные отклонения размеров радиусов кривизны S-образной кривой при изготовлении звеньев 3, 4 шарнира.
Величины предельных отклонений зависят от масштаба шарнира, а точнее его звеньев, и технологии их изготовления (проката, штамповка, литье и т.п.) и находятся в
пределах 0,01 -1,5 мм. А так как AR и
Л по абсолютной величине практически равны, то можно принять R г + г А , где А - допустимые при изготовлении предельные отклонения размеров радиусов R и г кривизны S-образной кривой от номинальных значений.
0
5
Формула изобретения Шарнир звеньев тяговой цепи, образованный поверхностями трения выступов и впадин, выполненных на соприкасающихся концах смежных звеньев, отличающий- с я тем, что, с целью повышения долговечности путем снижения удельных давлений и компенсации непостоянства передаточного отношения звездочек цепной передачи, поверхности выступов и впадин поверхностей трения соприкасающихся концов смежных звеньев выполнены S-образной формы и расположены центрально симметрично относительно продольной оси звена, при этом поверхности трения выступов и впадин выполнены с одинаковыми радиусами кривизны со смещением их центров.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЦЕПЬ ПРИВОДНАЯ ПЛАСТИНЧАТАЯ, ИМЕЮЩАЯ ШАРНИРЫ КАЧЕНИЯ С ШАРЖИРОВАННЫМИ ПОВЕРХНОСТЯМИ | 2009 |
|
RU2472050C2 |
ЦЕПЬ ПРИВОДНАЯ ПЛАСТИНЧАТАЯ, ИМЕЮЩАЯ ОТКРЫТЫЕ ШАРНИРЫ КАЧЕНИЯ С ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ ФОРМОЙ ЭЛЕМЕНТА ЗАЦЕПЛЕНИЯ | 2009 |
|
RU2472049C2 |
ЦЕПНАЯ ПЕРЕДАЧА И ЦЕПЬ | 2003 |
|
RU2318145C2 |
Пильная шина цепной моторной пилы | 1983 |
|
SU1134368A1 |
Цепь двустороннего зацепления | 1983 |
|
SU1176115A1 |
НОЖНИЦЫ ДЛЯ РЕЗКИ ЛИСТОВОГО ПРОКАТА | 2007 |
|
RU2360772C1 |
Цепная передача | 1989 |
|
SU1712712A1 |
ЦЕПЬ И ЕЕ ЗВЕНО | 1994 |
|
RU2036347C1 |
Цепная передача | 1990 |
|
SU1728556A1 |
Цепная передача | 1986 |
|
SU1567828A1 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводных и гусеничных цепях и в маятниковых и рычажных весовых устройствах. Цель изобретения - повышение долговечности шарнира путем снижения удельных давлений и компенсации непостоянства передаточного отношения звездочек. Шарнир образован концами 1 и 2 звеньев 3 и 4 тяговой цепи. Контактирование звеньев 3 и 4 происходит посредством S-образных поверхностей трения выступов 5 и впадин 6 соответственно с радиусами R1 и R1 и R2 и R2. Контакт поверхностей выступов 5 и впадин 6 происходит в центре 0. При перемещении звена 4 по часовой стрелке его длина увеличивается, а звено 3 - уменьшается. При вращении звена 3 относительно центра 0 по часовой стрелке наблюдается аналогичное изменение длин звеньев 3 и 4. Шарнир обеспечивает плавную инверторность изменений длин звеньев 3 и 4, за счет чего уменьшается жесткость и повышается равномерность хода цепной передачи. 1 ил.
БЕСПАЛЬЦЕВОЕ ШАРНИРНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ЗВЕНЬЕВ ГУСЕНИЧНЫХ ИЛИ ПРИВОДНЫХ ЦЕПЕЙ | 1944 |
|
SU69711A1 |
Способ крашения тканей | 1922 |
|
SU62A1 |
Авторы
Даты
1991-07-23—Публикация
1989-02-08—Подача