о о ел
ю
XI
ю
Изобретение относится к машиностроению и является усовершенствованием изобретения по авт. св. № 1441126.
Целью изобретения является повышение коэффициента трансформации момента и коэффициента полезного действия путем увеличения полезной энергоемкости трансформатора.
На фиг. 1 представлен инерционный трансформатор вращающего момента; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1.
Инерционный трансформатор вращающего момента содержит корпус 1, входной 2 и выходной 3 валы, планетарный механизм, включающий связанное с входным валом водило 4 и два планетарных ряда, первый из которых состоит из соединенного с выходным валом центрального колеса 5, промежуточных сателлитов 6 и неуравновешенных сателлитов 7, а второй - из кинематически связанного с корпусом центрального колеса 8, промежуточных сателлитов 9 и неуравновешенных сателлитов 10. Неуравновешенные сателлиты 7 и 10, принадлежащие разным планетарным ря1 дам, установлены на водиле 4 соосно парами, а их начальные радиусы выбраны равными или большими от радиусов соответствующих центральных колес 5 и 8, при этом отношение радиуса неуравновешенного сателлита 7 к радиусу центрального колеса 5 меньше, чем отношение радиуса неуравновешенного сателлита 10 к радиусу центрального колеса 8.
На водиле 4 также установлена заполненная жидкими грузами 11 герметичная гидрокамера, наружная и внутренняя части которой образованы двумя концентричными к оси неуравновешенных сателлитов обоймами (барабанами) 12 и 13 с лопатками и разделяющей лопатки разных обойм цилиндрической гильзой 14, соединенной с во- дилом 4 и имеющей расположенные на линии центров трансформатора и гильзы два перепускных окна 15 и 16, предназначенных для сообщения между полостями наружной 12 и внутренней 13 обойм. Наружная обойма 12 гидрокамеры соединена с соответствующим неуравновешенным се- теллитом 7 первого планетарного ряда, а внутренняя обойма 13 связана с соответствующим неуравновешенным сателлитом 10 второго планетарного ряда, причем наружная обойма 12 выполнена с меньшим объемом полости, чем внутренняя обойма 13.
Кинематическая связь центрального колеса 8 второго планетарного ряда с корпусом 1 выполнена посредством зубчатой передачи, имеющей постоянное отрицательное передаточное число, например посредством конического дифференциала, включающего соединенное с корпусом 1 водило 17, сателлиты 18 и два центральных колеса 19 и 20, первое из которых соединес
но с центральным колесом 8 второго планетарного ряда, а второе связано с выходным валом 3.
Центральное колесо 19 дифференциала может быть связано с центральным колесом
0 8 второго планетарного ряда посредством механизма свободного хода.
Инерционный трансформатор вращающего момента работает следующим образом.
5При вращении входного вала 2 с водилом 4 и наличии внешнего момента сопротивления на выходном валу 3 промежуточные сеталлиты 6 и 9, обкатывая соответственно центральные колеса 5 и 8,
0 приводят в движение неуравновешенные сателлиты 7 с обоймами 12 и неуравновешенные сателлиты 10с обоймами 13, а подвижные грузы 11 перемещаются на лопатках обойм 12 из верхнего в нижнее
5 положение ближе к центру трансформатора, а на лопатках обойм 13 - из нижнего в верхнее положение, каждый раз перетекая под действием центробежных сил инерции через перепускные окна 15 и 16 гильзы 14
0 из лопаток одной обоймы на лопатки другой при проходе ими верхних и нижних положений.
В период перемещения грузов 11 на лопатках обойм 12 из верхнего в нижнее
5 положение их центробежными силами инерции на сателлитах 7 создается положительная составляющая вращающего момента, которая формирует на центральном колесе 5 первого планетарного ряда поло0 жительный момент, передаваемый на выходной вал 3.
При перемещении грузов 11 на лопатках обойм 13 из нижнего в верхнее положение их центробежными силами инерции
5 создается на сателлитах 10 второго планетарного ряда отрицательная составляющая вращающего момента, которая формирует на центральном колесе 8 отрицательный момент, передаваемый через центральное ко0 лесо 19 дифференциала, сателлиты 18 и центральное колесо 20 на выходной вал. Благодаря отрицательному передаточному числу дифференциала отрицательный момент центрального колеса 8 планетарного
5 механизма преобразуется в положительный момент на центральном колесе 20 дифференциала, водилом 17 которого на корпусе вызывается реактивный момент,
В результате выходной вал 3 вращается под действием суммарной величины двух
моментов, создаваемых как положительными, так и отрицательными составляющими вращающего момента.
Использованием энергии отрицательных составляющих вращающего момента на формирование вращающего момента на выходном валу увеличивается полезная энергоемкость трансформатора, а при указанном соотношении радиусов колес и коэффициент полезного действия.
Выбор отношения радиуса неуравновешенного сателлита 7 к радиусу центрального колеса 5 меньшим, чем для второго планетарного ряда позволяет, во-вторых, увеличить диапазон регулирования дисба- ланса неуравновешенного сателлита 10, а во-вторых, задать ему положительный запас угловой скорости в стоповом режиме, чтобы при наборе оборотов выходного вала она не стала отрицательной с потерей коэффици- ента полезного действия,
Объемы полостей наружной 12 и внутренней 13 обойм определяются из соображений полного перетекания жидкости из одной обоймы в другую и определяются со- отношениями радиусов сателлитов 7 и 10, влияющими на скорость их вращения.
Возможная связь центрального колеса 19 дифференциала с центральным колесом 8 второго планетарного ряда посредством механизма свободного хода обеспечит разъединение центральных колес 5 и 8 и прекращение вращения внутренней 13
обоймы относительно гильзы 14 при работе трансформатора в режиме динамической муфты.
Формула изобретения
1.Инерционный трансформатор вращающего момента по авт. св. N 1441126, отличающийся тем, что, с целью повышения коэффициента трансформации момента и КПД за счет увеличения полезной энергоемкости трансформатора, связь второго центрального колеса с корпусом выполнена в виде передачи, имеющей постоянное отрицательное передаточное число, радиусы неуравновешенных сателлитов планетарного механизма выбраны равными или большими радиусов соответствующих центральных колес, отношение радиуса неуравновешенного сеталлита к радиусу центрального колеса первого планетарного ряда меньше отношения радиуса неуравновешенного сателлита к радиусу центрального колеса второго планетарного ряда, а объем наружной из частей герметичной камеры меньше объема внутренней части.
2.Трансформатор по п. 1. о т л и ч а ю щ- и и с я тем, что передача выполнена в виде конического дифференциала, водило которого соединено с корпусом, одно из центральных колес соединено с центральным колесом второго планетарного ряда, а другое - с центральным колесом первого планетарного ряда и выходным валом.
Ы Ю
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Инерционный трансформатор вращающего момента | 1988 |
|
SU1626029A2 |
Инерционный трансформатор | 1989 |
|
SU1679099A2 |
Гидроинерционный трансформатор крутящего момента | 1989 |
|
SU1634888A1 |
Инерционный трансформатор вращающего момента | 1990 |
|
SU1763770A2 |
Инерционный трансформатор вращающего момента | 1987 |
|
SU1441126A1 |
Гидроинерционный трансформатор вращающего момента | 1989 |
|
SU1726877A1 |
Гидроинерционный трансформатор | 1990 |
|
SU1744350A1 |
Гидроинерционный трансформатор вращающего момента | 1989 |
|
SU1703898A1 |
Гидроинерционный трансформатор вращающего момента | 1989 |
|
SU1703897A1 |
Гидроинерционный трансформатор вращающего момента | 1991 |
|
SU1786301A1 |
Изобретение относится к машиностроению. Целью изобретения является повышение коэффициента трансформации момента и коэффициента полезного действия путем увеличения полезной энергоемкости трансформатора. При вращении входного вала 2 с водилом 4 сателлиты 7 и 10 обкатывают центральные колеса 5 и 8 соответственно первого и второго планетарных рядов и приводят во вращение наружную 12 и внутреннюю 13 обоймы с жидкими неуравновешенными грузами, которые формируют положительную и отрицательную составляющие вращающего момента, первая из которых непосредственно передается на выходной вал, а вторая - со сменой знака на конический дифференциал, повышая тем самым полезную энергоемкость трансформатора. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.
ФиМ
Инерционный трансформатор вращающего момента | 1987 |
|
SU1441126A1 |
Авторы
Даты
1991-07-23—Публикация
1989-04-11—Подача