Изобретение относится к защите от коррозии в судостроении..
Цель изобретения - повышение эффективности защиты валовинтового комплекса судна с винтами регулируемого шага путем обеспечения электрического контакта между лопастью и ступицей гребного винта.
На фиг.1 изображена система защиты валовинтового комлпекса судна; на фиг.2 - контактный узел в сборе; на фиг.З - место установки контактного узла.
Комплекс содержит валопровод 1, контактно-щеточное устройство, закрепленное на нем и содержащее контактное кольцо 2 и щетки 3, За, установленные в щеткодержателях, регулятор 4 тока, преобразователь 5 напряжения (выпрямитель), блок 6 питания, выполненный в виде трансформатора переменного напряжения 220/24, милливольтметр 7.
На валопроводе 1 закреплено бронзовое контактное кольцо 2, по которому скользят щетки 3, соединенные с корпусом судна (не показано) через регулятор 4 тока, преобразователь 5 и блок 6 питания. Отрицательный полюс милливольтметра 7 соединен с корпусом судна, а положительный - с валоп- роводом 1 через щетку, изолированную от щетки 3. Между лопастью и ступицей гребного винта 8 установлен контактный узел 9.
Контактный узел (фиг.2) содержит сферический контакт 10, находящийся в направляющей обойме 11с подвижной прижимной пружиной 12, установленной между неподвижной 13 и подвижной 14 направляющими шайбами. Контактный узел 9 устанавливается в поворотном кольце 15, в котором делается дополнительное сверление 16.
Комплекс работает следующим образом.
На судах с винтами регулируемого шага перед введением комплекса в действие производят нажатие подвижной прижимной пружины 12 на сферический контакт 10, благодаря чему обеспечивается электрический контакт между лопастью и ступицей винта. При повороте лопасти контактный узел 9 поворачивается вместе с поворотным кольцом 15, при этом сферический контакт 10 двигается по поверхности кривошипного кольца 17 ступицы (фиг.З), обеспечивая гальванический контакт лопасти со ступицей, ступицы с валом, вала через систему защиты с корпусом судна. Для фиксации контактного узла 9 относительно поворотного кольца 15 в дополнительном сверлении 16 сделаны шлицы (не показаны).
При вращении валопровода 1 в его подшипниках образуется масляная пленка с конечным сопротивлением. Милливольтметр 7 в этом случае показывает разность потенциалов, соответствующую падению напряжения на сопротивлении масляной пленки
всех подшипников валопровода и пропорциональную величине протекающего по данной цепи электрического тока. Переменное напряжение судовой сети понижают в блоке 6 питания до величины 24 В и подают
0 на выпрямитель. При подключении на контактное кольцо 2 щеток 3 и 3,а, выравнивающих разность потенциалов между валопроводом 1 и корпусом судна, милливольтметр 7 показывает значение напряже5 ния меньше, чем до их включения, которое теоретически должно стремиться к нулю. Однако ввиду наличия значительного переходного сопротивления между щетками и контактной поверхно тью контактного
0 кольца этого не происходит, разность потенциалов между валопроводом и корпусом остается значительной, достигая в отдельных случаях 200 и более милливольт. Для эффективной защиты валовинтового комп5 лекса разность потенциалов между валопроводом и корпусом должна быть 40-60 мВ. Поэтому регулятор 4 тока настраивают так, чтобы разность потенциалов не превышала значения 40-60 мВ. Это значение контроли0 рует милливольтметр 7. Постоянный ток, протекая через корпус, воду и контактные щетки, снижает величину падения напряжения до требуемого значения за счет изменения тока с помощью регулятора 4. Любое
5 изменение величины переходного сопротивления между кольцом 2 и щетками отражается на показаниях милливольтметра 7 и регулируется до требуемой величины регулятором 4.
0
Компенсация переходного сопротивления между кольцом и щетками контактно- щеточного устройства (КЩУ) происходит следующим образом.
5 К КЩУ подключается блок питания с преобразователем напряжения 220/24, регулятор тока с амперметром. Ток от преобразователя через регулятор обеспечивает компенсацию падения напряжения на пе0 реходном сопротивлении щеток, так как преобразователь включен встречно гальваническому источнику винт - корпус. При этом образуется короткозамкнутая цепь через КШУ с сопротивлением, равным при5 мерно 0. Величина этого сопротивления контролируется по милливольтметру. Регулируя ток, обеспечивают необходимую величину потенциала гальванической пары винт - корпус. Номинальной величиной является значение потенциала 50 мВ, так как
при этом обеспечивается оптимальная защита гребного винта.
Предлагаемый комплекс можно использовать как на судах с винтами фиксированного шага, так и на судах с винтами регулируемого шага.
Формула изобретения 1. Валовинтовой комплекс судна с устройством катодной защиты, содержащий ва- лопровод, контактно-щеточное устройство, установленное на нем, миллиамперметр, включенный через контактно-щеточное устройство между валопроводом и корпусом судна, блок питания с преобразователем напряжения и регулятор тока, соединенный с
0
5
щетками контактно-щеточного устройства, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности защиты вало- винтового комплекса с винтом регулируемого шага, он снабжен контактным узлом, установленным между лопастью и ступицей винта.
2. Валовинтовой комплекс по п.1, о т л и- чающийся тем, что контактный узел выполнен в виде сферического контакта, установленного в направляющей обойме с подвижной прижимной пружиной, смонтированной между неподвижной и подвижной направляющими шайбами.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Система для защиты от коррозии валовинтового комплекса судна | 1985 |
|
SU1425253A1 |
Устройство для электрохимической защиты гребных винтов от коррозии | 1983 |
|
SU1161594A1 |
ГРЕБНОЙ ВИНТ | 1993 |
|
RU2071438C1 |
СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ОТ КОРРОЗИИ ГРЕБНОГО ВИНТА И ГРЕБНОГО ВАЛА СУДНА | 2010 |
|
RU2429158C1 |
Система электрохимической защиты от коррозии гребных винтов и валов судов с бортовой сетью постоянного тока | 1969 |
|
SU469772A1 |
Токосъемное устройство валопровода судна | 1981 |
|
SU977277A1 |
ГРЕБНОЙ ВИНТ РЕГУЛИРУЕМОГО ШАГА | 1993 |
|
RU2066659C1 |
СУДОВАЯ ДВИЖИТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА | 2014 |
|
RU2583125C1 |
Щеточный узел с регулятором напряжения | 1977 |
|
SU656561A3 |
Устройство для заземления подвижных частей предпочтительно турбоагрегатов | 2020 |
|
RU2752388C1 |
Изобретение относится к защите от коррозии в судостроении и может быть использовано для катодной защиты валовинтового комплекса судна. Цель изобретения - повышение эффективности защиты валовинтового комплекса с винтом регулируемого шага. В теле ступицы винта соединенный с валопроводом 1 установлен контактный узел 9. Контактный узел содержит сферический контакт, установленный в направляющей обойме с подвижной прижимной пружиной, смонтированной между неподвижной и подвижной направляющими шайбами. Повышение эффективности защиты достигается за счет обеспечения электрического контакта между лопастью и ступицей винта. 1 з.п.ф-лы., 3 ил.
Фиг.2
Патент Великобритании № 1462931, кл | |||
Прибор для равномерного смешения зерна и одновременного отбирания нескольких одинаковых по объему проб | 1921 |
|
SU23A1 |
Система для защиты от коррозии валовинтового комплекса судна | 1985 |
|
SU1425253A1 |
Прибор для равномерного смешения зерна и одновременного отбирания нескольких одинаковых по объему проб | 1921 |
|
SU23A1 |
Приспособление для установки двигателя в топках с получающими возвратно-поступательное перемещение колосниками | 1917 |
|
SU1985A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1991-08-07—Публикация
1988-12-05—Подача