Устройство для определения износа деталей машин Советский патент 1991 года по МПК G01N3/56 

Описание патента на изобретение SU1668916A1

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для определения износа, и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства, где применяются машины с колодочными тор- мозами, например автомобильной промышленности.

Целью изобретения является повышение точности и производительности определения износа тормозных накладок из неоднородного пористо-волокнистого материала во время работы тормозного узла путем нанесения лунок с четкими границами без разборки узла трения и без повреждения тормозных накладок, повышение точно- сти установки резца.

На фиг. 1 изображено устройство, общий вид, на фиг. 2 - вид А на фиг. 1.

Устройство содержит оправку 1. закрепленный на ней в отверстии 2 алмазный ре- зец 3, предназначенный для нанесения лунок, измерительный микроскоп 4 и металлическую пластину 5 сегментной формы, за- крепляемую на торце колодки 6 с фрикционными накладками 7 тормозного узла. Оправка 1 с резцом 3 закрепляются на торце шкива 8 тормозного узла так, что ось резца 3 располагается вдоль радиуса шкива 8. Оптическая ось 8 микроскопа 4. ось 10 резца Э и ось 11 симметрии пластины 5 расположены на одной прямой.

Резец 3 установлен с возможностью контактирования с закругленной частью пластины 5 и изменения своего фиксированного положения относительно нее. Ма боковой поверхности резца 3 выполнен паз 12, а на торце - скос 13. Закрепление резца 3 в отверстии 2 оправки 1 осуществлено при помощи двух винтов 14, один из которых взаимодействует с пазом 12, а другой - со скосом 13. Оси винтов 14 резца 3 расположены в одной плоскости.

Устройство работает следующим образом.

Перед началом испытаний (шкив 8 не- подвижен) резец 3 регулируют (устанавливают) относительно рабочей поверхности пластины 5 таким образом, чтобы режущая кромка резца 3 и поверхность пластины слегка соприкасались. Это осуществляется при таком положении шкива 8. когда ось 10 резца 3 находится на одной линии с осью 11 симметрии пластины 5. Регулировка выполняется при помощи винтов 14, при этом вначале слегка отпускают винт, соприкаса- ющийся с пазом 12 резца 3, обеспечивая этим возможность его перемещения вдоль своей оси под действием винта, контактирующего со скосом 13. Затем плавным вращением винта, контактирующим со скосом 13,

добиваются такого перемещения резца 3, при котором его режущая кромка слегка прикасается к рабочей поверхности пластины 5. После этого винтом, соприкасающимся с пазом 12,надежно закрепляют резец 3. Затем включают установку и тормозной шкив 8 вместе с оправкой 1 и резцом 3 вращается относительно неподвижной колодки 6 и закрепленной на ней пластины 5. При этом резец 3 формирует на поверхности пластины 5 небольшую лунку.

Затем установку останавливают и при неподвижном шкиве 8 при помощи микроскопа 4, оптическая ось 9 которого лежит на одной линии с осью вращения шкива 8 и осью 11 симметрии пластины 5, измеряют длину лунки. Тормозной шкив 8 в период измерения установлен таким образом, чтобы оправка 1 с резцом 3 не мешала измерению, т.е. ось 10 резца 3 располагают перпендикулярно оптической оси 9 микроскопа 4.

После выполнения измерения длины лунки установка снова включается, шкив 8 начинает вращаться относительно неподвижной колодки 6. Так как колодка 6 прижата к шкиву 8, то происходит износ поверхности трения фрикционной накладки, присоединенной к колодке 6. В процессе износа профильная пластина 5 и резец 3 взаимно сближаются и длина лунки на поверхности профильной пластины увеличивается. Установка выключается и выполняется повторное измерение длины лунки.

По известной зависимости определяют величину иэиосаЗ тормозных накладок

,125(l2-l)(j+l)

где И и te - длины лунки соответственно до и после испытаний;

г - радиус, описываемый вершиной резца;

R - радиус пластины 5.

Затем установка вновь включается на определенное время, опять происходит изнашивание накладок, длина лунки дополнительно увеличивается. После остановки шкива 1 снова выполняется измерение длины лунки, определяется износ и т.д.

Таким образом, выполняя испытания на износ и останавливая установку через заданное время для выполнения измерений длины лунки, можно следить за изменением износа фрикционных накладок. Эти же действия можно выполнять и в условиях эксплуатации тормоза без его разборки, установив на него предлагаемое устройство.

Рекомендуемая длина лунки при измерениях в пределах 1-2 мм. Наличие металлической пластины, на которой лунка наносится с четкими очертаниями границ, позволяет существенно повысить точность определения износа фрикционных накладок, так как нанесение лунок непосредственно на пористо-волокнистой структуре накладок может привести к вырыванию волокон и кусочков материала. При этом сегментная форма пластины позволяет упростить подсчет величины износа, так как взаимодействующая с резцом часть пластины является окружностью определенного радиуса R.

Формула изобретения 1.Устройство для определения износа деталей машин, содержащее оправку, закрепленный на ней алмазный резец, пред назначенный для нанесения лунок, и измерительный микроскоп, отличающее е с я тем, что, с целью повышения точности и производительности определения износа тормозных накладок и неоднородного пористо-волокнистого материала во время работы тормозного узла, оно снабжено металлической пластиной сегментной формы, закрепляемой на торце колодки тормозного

узла, оправка с резцом предназначена для закрепления на торце шкива тормозного узла так, чтобы ось резца была расположена вдоль радиуса шкива, резец установлен с возможностью контактирования с закруг0 ленной частью пластины и изменения своего положения относительно нее и фиксации, причем оптическая ось микроскопа, ось резца и ось симметрии пластины совпадают. 2.Устройство по п.1, отличающееся

5 тем, что, с целью повышения точности установки резца, на боковой поверхности резца выполнен паз. на его торце - скос, в оправке выполнено отверстие, в котором установлен резец, закрепление резца в отверстии оп0 равки осуществлено при помощи двух винтов, один иа которых взаимодействует е дном паза, а другой - со скосом, а оси винтов и резца расположены в одной плоскости.

Вид А

Похожие патенты SU1668916A1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАРЕЗАНИЯ ЛУНОК НА ИЗОГНУТЫХ ПОВЕРХНОСТЯХ 2005
  • Станчев Дмитрий Иванович
  • Спирин Евгений Александрович
  • Подорожный Александр Васильевич
RU2293966C1
Тормозное устройство с встроенным в него приводом для транспортных средств большой грузоподъемности 1984
  • Автушко Валентин Петрович
  • Бартош Петр Романович
  • Лепешко Иосиф Иосифович
  • Метлюк Николай Федорович
SU1190109A1
УСТРОЙСТВО И СПОСОБ ВЫРАВНИВАНИЯ УДЕЛЬНЫХ НАГРУЗОК В ДВУХСТУПЕНЧАТОМ ЛЕНТОЧНО-КОЛОДОЧНОМ ТОРМОЗЕ 2009
  • Вольченко Александр Иванович
  • Вольченко Николай Александрович
  • Вольченко Дмитрий Александрович
  • Кашуба Николай Васильевич
  • Палийчук Игорь Иванович
RU2432511C2
Колодочный тормоз "эктор 1979
  • Корзун Эдуард Леонтьевич
SU903617A1
Саморегулируемый колодочный тормоз нормально-замкнутого типа с электромеханическим приводом 1983
  • Корзун Эдуард Леонтьевич
SU1183754A1
Прибор для определения износа образцов 1976
  • Матвеевский Ростислав Митрофанович
  • Беркович Ефим Соломонович
  • Емельянов Николай Михайлович
  • Осокин Владимир Александрович
  • Коломиец Сергей Никодимович
SU603877A1
Прибор для измерения и нанесения лунок или отпечатков на поверхности цилиндров двигателей 1949
  • Беркович Е.С.
  • Хрущев М.М.
SU88221A1
РАВНОНАГРУЖЕННЫЙ ЛЕНТОЧНО-КОЛОДОЧНЫЙ ТОРМОЗ 2005
  • Вольченко Александр Иванович
  • Крыжановский Евстахий Иванович
  • Вольченко Николай Александрович
  • Вольченко Дмитрий Александрович
  • Журавлев Дмитрий Юрьевич
RU2295068C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОХЛАЖДЕНИЯ ТОРМОЗА С ГИБКИМ ШКИВОМ 2003
  • Вольченко Александр Иванович
  • Крыжановский Евстахий Иванович
  • Вольченко Николай Александрович
  • Вольченко Дмитрий Александрович
  • Гороть Евгений Васильевич
  • Пиотровски Ежи Винцентович
RU2270943C2
Расточная оправка 1983
  • Маков Николай Петрович
SU1077710A2

Иллюстрации к изобретению SU 1 668 916 A1

Реферат патента 1991 года Устройство для определения износа деталей машин

Изобретение относится к устройствам для определения износа фрикционных накладок. Целью изобретения является повышение точности и производительности определения износа тормозных накладок из неоднородного пористо-волокнистого материала во время работы тормозного узла и повышение точности установки резца. Оправка 1 с резцом 3 закрепляется на торце шкива 8 тормозного узла. Ось резца 3 расположена вдоль радиуса шкива 8. Металлическую пластину 5 сегментной формы закрепляют на торце колодки 6 тормозного узла. Оптическая ось 9 микроскопа 4, ось 10 резца 3 и ось 11 симметрии пластины 5 расположены на одной прямой. Перед испытаниями вводят в соприкосновение резец 3 с закругленной частью пластины 5, затем включают шкив 8. По мере износа фрикционных накладок 7 резец формирует на поверхности пластины 5 лунку. Измеряя размеры лунки, определяют по известной зависимости износ накладок. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения SU 1 668 916 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1991 года SU1668916A1

Прибор для измерения и нанесения лунок или отпечатков на поверхности цилиндров двигателей 1949
  • Беркович Е.С.
  • Хрущев М.М.
SU88221A1
кл
ПИЛЬНЫЙ СТАНОК ДЛЯ ВАЛКИ ЛЕСА И ПОПЕРЕЧНОЙ РАСПИЛОВКИ 1921
  • Очнев В.Н.
SU601A1

SU 1 668 916 A1

Авторы

Блинов Леонид Петрович

Кеглин Борис Григорьевич

Блинов Игорь Петрович

Тихомиров Виктор Петрович

Даты

1991-08-07Публикация

1989-05-25Подача