(21)4690720/07
(22) 10.05.89
(46) 07.09.91 Бюл. № 33
(71)Ленинградское производственное элек- тромашиностроительное обьединение Электросила им. С. М. Кирова
(72)Е. Н. Виноградов. И. П. Шапошников, В.И.Нестерова и С.А.Прутковский
(53)621.313.04(088.8)
(56)Авторское свидетельство СССР № 391681,кл. Н 02 К 15/02, 1973.
Патент ЧССР № 115521, кл. 21 d1 45, 1963. (54) СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
(57)Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения - повышение надежности и улучшение охлаждения.
На кольцевых полках 4 корпуса статора закреплен сердечник, сжатый между нажимными гребенками 9 стяжными шпильками 10. Упоры 12 выполнены в виде уголков. Горизонтальная часть упора приварена к кольцевой полке 4. Боковые поверхности горизонтальной части упора 12 приварены к двум соседним стяжным шпилькам 10, Такое крепление повышает надежность фиксации сердечника в корпусе. Отверстие в вертикальной части упора 12 совпадает с радиальным вентипяционным каналом сердечника. Это предотвращает завихрение воздушного потока из радиальных каналов и улучшает охлаждение сердечника. 1 з. п. ф-лы, 7 ил.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ сборки сердечника статора вертикальной электрической машины | 1985 |
|
SU1410198A1 |
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1993 |
|
RU2065655C1 |
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2004 |
|
RU2275728C1 |
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1994 |
|
RU2088025C1 |
Статор электрической машины | 1985 |
|
SU1394330A1 |
Статор электрической машины и способ его сборки | 1991 |
|
SU1836776A3 |
Опорно-направляющая крестовина вертикального гидрогенератора | 1984 |
|
SU1339770A1 |
СТАТОР МАШИНЫ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА | 1992 |
|
RU2007815C1 |
СПОСОБ ОПРЕССОВКИ СЕРДЕЧНИКА СТАТОРА ГИДРОГЕНЕРАТОРА | 1973 |
|
SU391681A1 |
Статор гидрогенератора | 1990 |
|
SU1781771A1 |
(Л
С
о VJ
CN О О
о
фиг 2
18 t9
Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к гидрогенераторам подвесного и зонтичного исполнений, конкретнее к конструкции сопряжения шихтованного сердечника с полками корпуса статора и усовершенствования о этой зоне элементов вентиляционного тракта.
Цель изобретения - повышение надежности за счет повышения жесткости конструкции и улучшение охлаждения.
На фиг. 1 показано сечение по сердечнику и корпусу статора с деталями крепления и фиксации; на фиг. 2 - разрез А-А нэ фиг. 1; на фиг. 3 - узел i на фиг. 1; на фиг. 4 - еид Б на фиг. 2; на фиг, 5 - дистанционно- упорный элемент со сквозным отверстием в вертикальном элементе; на фиг, 6 - то же, с открытым отверстием а вертикальном зле- менте; на фиг. 1 - вид со стороны спинки сердечника на крепление сгяжмых шпилек к полкам корпуса статора (вариант).
Статор электрической машины сострит из корпуса 1 с фланцами 2, обшивкой 3, полками 4. К корпусу 1 статора крепят сердечник 5, состоящий из сегментов 6, штампованных из листовой электротехнической стали. Сердечник статора собирают в виде отдельных пакетов 7, между которыми преду смотре н ы вентиляционные каналы 8. Пакеты собирают на предварительно установленные на определенной высоте нижние нажимные гребенки 9. Гребенки 9 удерживаются в горизонтальном положении с помощью вертикально установленных ст яжных шпилек 10, концы которых снабжены и зафиксированы гайками 11. Для закрепления шпилек 10 на полках 4 корпуса 1 статора предусмотрены упоры 12, представляющие собой уголки.
Горизонтальная часть 13 уголка расположена на полке 4 и приварена к ней электросваркой. Вертикальная часть 14 уголка по ширине обеспечивает тангенциальное взаиморасположение шпилек 10 согласно заданного проектом размера. Шпильки 10 с закрепленными гребенками 9 соединены с боковыми поверхностями частей 14 посредством вертикальных швов электросварки, имеющих необходимую длину согласно расчета прочности для удержания па нижних гребенках 9 всей массы собранного сердечника.
После окончательной сборки и необходимой опрессовки давлением 1,5-2.0 МПа сердечник статора фиксируют нажимными гребенками 15, гайками 16 и отжимными болтами 17. Базовыми элементами для сборки сердечника служат призмы-клинья 18 с направляющими элементами 19, имеющими в поперечнике сечение типа ласточкин хвост. Tax как вертикальные части 14
имеют достаточную высоту и они перекрывают выходную часть 20 вентиляционных каналов 8, то с целью исключения завихрения выходящего воздуха из этих каналов в
частях 14 каждого из элементов 13 предусмотрены поперечные отверстия 21, совпадающие по высоте с вентиляционными каналами 8. Таким образом, упомянутые отверстия по окружности и по высоте сведены
0 с строгую систему, способную значительно улучшить этот участок вентиляционного тракта. Отверстия в частях 14 могут быть выполнены открытыми (паз, 22) в противоположную от горизонтальной части 13 сто5 рону,
Расстановка стяжных шпилек 10 выполняется в следующем порядке: сначала заводя гея со стороны нижнего торца двух стяжных клиньев опорные приспособления .
0 для установки стяжных шпилек, Затем на уровне, верхней и нижней полок 4 корпуса ciaTOpa закрепляются приспособления, с помощью которых стяжные шпильки 10 фи- смруются на требуемом расстоянии относи5 тельно клиньев 18. Затем продвигают поочередно две стяжные шпильки на площадку опорного приспособления и закрепляют. После этого на соответствующую полку корпуса помещают упоры 12, доводят
0 их до упора в стяжные шпильки 10 и приваривают электросварочным швом горизонтальную часть 13 к полке, а боковые поверхности вертикальной части 14 к двум соседним шпилькам 10.
5 - Предлагаемая конструкция статора спо- собстаует увеличению сечения проходного участка крепящих элементов и проста в технологии изготовления, может быть применена как во вновь проектируемых гидро0 генераторах, так и в реконструируемых, Формула изобретения 1. Статор электрической машины, содержащий корпус и сердечник с радиальными вентиляционными каналами, скрепленный с
5 кольцевыми полками корпуса посредством вертикальных брусьев, нажимных гребенок и стяжных шпилек, прикрепленных к кольцевым полкам с помощью упоров, выполненных в аксиальном сечении в виде
0 уголков, горизонтальная часть каждого из которых приварена к кольцевой полке, а в вертикальной части выполнено отверстие, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и улучшения охлаж5 дения, боковые пвегЗхности вертикальной части каждого уголка приварены к двум соседним стяжным шпилькам, а упомянутое отверстие совпадает по направлению с соответствующим радиальным вентиляционным каналом сердечника.
2, Статор по п. 1, отличающийся тем. что отверстие в вертикальной части каждого уголка
выполнено открытым в противоположную от горизонтальной части уголка сторону.
f
Вид 6
A
л
.
-.И
12ФиМ
20
ft
Фиг.Ъ
Фиг.7
Авторы
Даты
1991-09-07—Публикация
1989-05-10—Подача