Устройство управления тормозом шахтной подъемной машины Советский патент 1991 года по МПК B66B1/32 B66B5/02 

Описание патента на изобретение SU1676981A1

Изобретение относится к шахтному подъему, а именно к средствам управления тормозными системами подъемных машин, предназначено для работы в режимах рабочего и предохранительного торможения, а

также для осуществления стоматического самоконтроля исправности.

Цель изобретения -- повышение без- опа„сности и надежности эксплуатации шахтной подъемной машины.

На фиг. 1 изображена электрическая функциональная схема устройства; на фиг. 2 - пневматическая функциональная схема устройства.

Устройство содержит (фиг. 1) датчик 1 скорости, состоящий из тахогенератора 2, выпрямительного моста 3 и фильтра на базе индуктивности 4 и емкостей 5мб, заломи нающий конденсатор 7, разрядный резистор 8, первый компаратор 9 для сравнения фактической и запомненной скоростей, за- датчик 10 разности скоростей, реле 11 замедления с замыкающим контактом 12, конденсатор 1C, первый резистор 14, {компаратор минимальной скорости) второй компаратор 15, задатчик 16 минимальной скорости, реле 17 скорости с замыкающими контактами 18-21 и размыкающими контактами 22-24; замыкающий контакт 25 контактора предохранительного торможения, первое промежуточное реле 26 (реле-размножитель контактора предохранительного торможения) с замыкающими контактами 27-29 и размыкающим контактом 30, реле 31 времени с контактом 32, имеющим выдержку времени на размыкание, третье промежуточное реле 33 (реле-повторитель реле 11 замедления) с замыкающими контактами 34-36 и размыкающим контактом 37, второе промежуточное реле 38 с замыкающими контактами 39-40, катушки 41-43 электропневматических клапанов, выключатель 44, дополнительный конденсатор 45, сигнальную лампу 46, диод 47, второй резистор 48, выпрямительный мост 49, командоаппарат 50, катушку 51 управления регулятора дав- ления. Привод тормоза (фиг. 2) содержит тормозные цилиндры 52 и 53, соединенные каждый со своим электропневматическим клапаном 54 и 55 соответственно и оба через электропневматический клапан 56 сое- динены с регулятором давления 57. Клапаны 54-56 управляются катушками 41- 43. Регулятор 57 давления управляется катушкой 51 управления. Все клапаны 54-56 работают одинаково: при обесточенных катушках 41-43 их золотники находятся в верхних положениях (фиг. 2), соединяя тормозные цилиндры 52 и 53 с атмосферой. При подаче напряжения на катушки 41-43 золотники клапанов 54-56 опускаются, соединяя цилиндры 52 и 53 с регулятором 57 давления. Положение золотника регулятора 57 давления, а значит и давление в тормозных цилиндрах - определяется током в катушке 51 управления.

Устройство управления тормозом шахтной подъемной машины работает следующим образом.

При зарядке машины зам,ыкается контакт 25 и нажимается выключатель 44, включая реле 33. которое запитывается через цепь, состоящую из контактов 24 и 34. При

этом запитываются реле 26 и 31. Контакты 27, 28, 29 и 32 замыкаются, контакт 30 размыкается. Замыкание контактов 27 и 32 приводит к включению реле 38, которое своим контактом 40 включает катушки 41-43 клапа0 нов 54-56. Одновременно контакт 39 замыкается, подготавливая цепь питания реле 38 к дальнейшей работе.

При движении машины напряжение на выходе датчика 1 скорости поступает на

5 один вход компаратора 15, а на второй вход - напряжение, соответствующее минимальной скорости VMHH с выхода задатчика 16. Если фактическая скорость машины станет больше VMHH, компаратор 15 срабатывает,

0 реле 17 получит питание и его контакты 18- 21 замкнутся, а контакты 22-24 - разомкнутся.

В режиме рабочего торможения при замкнутых контактах 25, 29 и разомкнутом

5 контакте 30 осуществляется регулирование тока в катушке 51 управления регулятора 57 давления посредством перемещения рукоятки комзидоаппзрата 50. Тем самым изменяется давление рабочего тела в тормозных

0 цилиндрах 52, 53, а следовательно, изменяется и тормозное усилие.

Предохранительное торможение осуществляется следующим образом.

Пусть машина двигалась с постоянной

5 скоростью Vo, большей УМИн. При этом контакт 18 замкнут, При подаче команды на предохранительное торможение, т.е. при размыкании контакта 25, происходит следующее: отключается реле 26, замыкая свой

0 контакт 30 и размыкая контакт 29, при этом ток в катушке 51 управления регулятора 57 давления определяет первую ступень торможения; теряет питание катушка реле 31 времени, в результате чего начинается от5 счет времени до размыкания контакта 32; размыкание контакта 27 реле 26 подготавливает цепь питания реле 38 в режиме предохранительного торможения; размыкание контакта 28 приводит к отключению конден0 сатора 7 от датчика 1 скорости.

На конденсаторе 7 сохраняется напряжение, которое было на выходе датчика 1 скорости перед началом торможения, т.е. запоминается значение V0. Далее напряже5 ние на конденсаторе 7 остается постоянным, а напряжение на выходе датчика 1 скорости изменяется в соответствии с изменением фактической скорости машины.

По истечении времени выдержки реле 31 равного времени холостого хода и срабатывания тормоза, устанавливается величина тормозного усилия первой ступени торможения. Дальше в зависимости от режима работы подъемной машины устройство осуществляет два варианта процесса торможения.

Подъем груза. В этом случае фактическая скорость машины под действием первой ступени торможения снижается достаточно быстро, величина замедления удовлетворяет правилам безопасности. Вход компаратора 9 включен на сравнение напряжений на конденсаторе 7 и на выходе датчика 1 скорости, через некоторый промежуток времени с начала предохранительного торможения разность этих напряжений превзойдет уставку задатчика 10, компаратор 9 сработает, включив реле 11, которое замкнет свой контакт 12. Через промежуток времени, который должен быть несколько больше времени срабатывания первой ступени торможения, истекает выдержка на размыкание контакта 32, но за счет замкнутого к этому времени контакта 35 реле 38 не обесточится, контакт 40 останется замкнутым, катушки 41-43 - включенными, тормозное усилие далее не увеличивается, т.е. устройство выбрало торможение первой ступенью при подъеме груза. После снижения скорости до Умин контакт 18 разомкнется, обесточив реле 38, его контакт 40 отключит катушки 41-43 и клапаны 54-56 включат полное тормозное усилие, выпустив весь воздух из цилиндров 52, 53, обеспечив соблюдение правил безопасности в части запаса тормозного момента при сто- порении машины.

Спуск груза и перегон порожних сосудов. В этом случае под действием первой тормозной ступени скорость машины снижается недостаточно быстро. Поэтому к моменту размыкания контакта 32 разность между запомненным на конденсаторе 7 напряжением и напряжением на выходе датчика 1 не превзойдет уставку задатчика 10, контакт 12 не замкнется. Поэтому размыкание контакта 32 приведет к обесточиванию реле 38 и, соответственно, катушек 41-43. Устройство выбирает приложение полного тормозного усилия. В дальнейшем по мере снижения скорости в процессе торможения компаратор 9 сработает и контакт 12 замкнется, но это не приведет к включению катушек 41-43, так как контакт 39 заблокирует цепь реле 38.

Если предохранительное торможение вызвано снятием напряжения питания с подъемной установки или сопровождается им, то блок конденсаторов 13 подпитывает все элементы, в том числе компараторы 9,

15, задатчики 10, 16, реле 11, 17. 33 и 38 и катушки 41-43, обеспечивая их нормальную работу все время предохранительного торможения. Диод 47 исключает разряд кон- денсатора 13 через источник питания при снятии напряжения. Резистор 14 ограничивает зарядный ток конденсатора 13. Резистор 8 обеспечивает цепь разряда конденсатора 7 в режиме отслеживания

0 конденсатором 7 фактической скорости машины при замкнутых контактах 20, 21 и 28. Проверка исправности устройства осуществляется следующим образом, В конце рабочего цикла подъема-спуска при замкну5 том контакте 25 скорость машины снижается до величины V Умин. при этом компаратор 15 срабатывает и реле 17 теряет питание, его замыкающие контакты 18-21 размыкаются, а размыкающие -22-24 замы0 каются. В результате запоминающий конденсатор 7 отключается от датчика скорости 1 и с помощью контакта 22 закорачивается на общую шину. При этом разность между скоростью стопорения VMMH и фактическим

5 нулевым напряжением на запоминающем конденсаторе 7 прикладывается к входу компаратора 9, эта разность превышает уставку задатчика 10 и компаратор 9 срабатывает, реагируя на достижение скорости

0 стопорения гак на подъем груза при предохранительном торможении. Срабатывание компаратора 9 приводит к запитыванию реле 11 и 33. При этом сигнальная лампа 46, свидетельствующая о работоспособном со5 стоянии устройства, окажется под током, так как цепь из контактов 23 и 36 замкнута. Если же в процессе работы машины V VMHH, то соответственно контакты 18-21 реле 17 замкнуты, запоминающий конден0 сатор 7 подключен параллельно выходу датчика 1 скорости и отлаживает фактическую скорость машины. Разность скоростей, измеряемая компаратором 9. меньше уставки задатчика 10, реле 11 обесточено, а цепь из

5 контактов 19 и 37 - замкнута, лампа 46 по- прежнему обтекается током.

Таким образом, при работоспособном состоянии устройства сигнальная лампа 46 постоянно светится, свидетельствуя об исп0 равности устройства. Конденсатор 46 предназначен для питания лампы 46 в момент коммутации контактов 19, 23, 36 и 37 при снижении скорости машины до величины VMHH.

5 Формула изобретения

Устройство управления тормозом шахтной подъемной машины, содержащее питающую сеть сжатого воздуха, подключенную через регулятор давления и первый электропневматический клапан к второму и третьему электропневматическим клапанам, выходы которых соединены соответственно с первым и вторым тормозными цилиндрами, датчик скорости, первый выход которого заземлен, а.второй соединен с первым входом второго компаратора, второй вход которого соединен с выходом задатчика минимальной скорости, а выход через реле скорости заземлен, выходы датчика скорости соединены через разрядный резистор, первый компаратор, первый вход которого соединен с первыми выводами запоминающего конденсатора и второго замыкающего контакта первого промежуточного реле, второй вход которого соединен с выходом задатчика разности скоростей, а выход через реле замедления заземлен, первый вход первого компаратора соединен с источником питания постоянного тока, один вывод которого через диод, второй резистор, размыкающий контакт первого промежуточного реле соединен с первыми выводами катушки управления регулятором давления и третьего замыкающего контакта первого промежуточного реле, вторые выводы которых соединены соответственно с третьим и четвертым выводами выпрямительного моста, первый и второй выводы которого соеди- нены с первым и вторым выводами командоаппарата соответственно, реле времени, второй вывод которого соединен с вторыми выводами источника питания постоянного тока и первого промежуточного реле, а первый вывод- с первыми выводами первого промежуточного реле и замыкающего контакта контактора предохранитель ного,торможения, катушки первого, второго и третьего электропневматических клапанов, первые выводы которых объединены и через второй замыкающий контакт второго промежуточного реле соединены с катодом диода, а вторые выводы - с вторым выводом источника питания постоянного тока, а через первый резистор и конденсатор - с катодом диода и первым выводом контакта с выдержкой времени на отключение реле времени, второй вывод которого соединен с первыми выводами первых замыкающих контактов второго промежуточного реле, реле скорости и первого промежуточного реле, вторые выводы двух последних объединены и через второе промежуточное реле соединены с вторым выводом источника питания постоянного тока, замыкающий контакт реле замедления, три размыкающие

контакта и второй, третий и четвертый замыкающие контакты реле скорости, отличающееся тем, что, с целью повышения безопасности и надежности эксплуатации шахтной подъемной машины, в него введены дополнительный конденсатор, сигнальная лампа, выключатель и третье промежуточное реле с соответствующими контактами, причем второй вывод третьего промежуточного реле соединен с вторым

выводом источника питания постоянного тока, а первый через выключатель - с катодом диода, который через последовательно соединенные первый замыкающий контакт третьего промежуточного реле и третий размыкающий контакт реле скорости соединен с первыми выводами третьего промежуточного реле и замыкающего контакта реле замедления, второй вывод последнего соединен с катодом диода и через второй

замыкающий контакт третьего промежуточного реле - с вторым выводом первого замыкающего контакта второго промежуточного реле, катод диода соединен с вторым выводом замыкающего контакта контактора предохранительного торможения, первый вывод источника питания постоянного тока через параллельно соединенные дополнительный конденсатор и сигнальную лампу соединен с первыми выводами второго замыкающего контакта реле скорости и третьего замыкающего контакта третьего промежуточного реле, вторые выводы которых соответственно через размыкающий контакт третьего промежуточного

реле и второй размыкающий контакт реле скорости соединены с вторым выводом источника питания постоянного тока, первый и второй выходы датчика скорости соответственно через четвертый и третий замыкающие контакты реле скорости соединены с вторым выводом замыкающего контакта первого промежуточного реле и вторым выводом запоминающего конденсатора, второй вывод последнего через первый

размыкающий контакт реле скорости соединен с первым выходом датчика скорости.

Похожие патенты SU1676981A1

название год авторы номер документа
Устройство управления тормозом шахтной подъемной машины 1988
  • Шапочка Сергей Николаевич
  • Алистратова Ирина Евгеньевна
  • Беликов Николай Лаврентьевич
  • Травка Борис Григорьевич
  • Зейлингер Феликс Абрамович
  • Григорьев Владимир Иванович
SU1583342A1
Устройство для управления тормозом шахтной подъемной машины 1989
  • Шапочка Сергей Николаевич
  • Белоцерковский Владимир Артемович
  • Лунина Елена Анатольевна
  • Карчага Сергей Владимирович
SU1717513A1
Устройство для управления тормозом шахтной подъемной машины 1988
  • Белоцерковский Артем Абрамович
  • Алистратова Ирина Евгеньевна
  • Шапочка Сергей Николаевич
SU1652267A1
Устройство для управления тормозом шахтной подъемной машины 1989
  • Шапочка Сергей Николаевич
  • Киреев Анатолий Михайлович
  • Клименко Владимир Васильевич
SU1757981A1
Устройство для управления транспортным средством 1986
  • Доржинкевич Иван Брониславович
  • Ройтман Александр Соломонович
  • Мидлер Александр Сергеевич
  • Бикикноль Эдуард Анатольевич
SU1402452A1
ЭЛЕКТРОПРИВОД МЕХАНИЗМА ПОВОРОТА ГРУЗОПОДЪЕМНОГО КРАНА 2005
  • Певзнер Ефим Маркович
  • Голев Сергей Петрович
  • Соколов Игорь Александрович
  • Попов Евгений Владимирович
RU2298519C2
ЭЛЕКТРОПРИВОД 2005
  • Малиновский Анатолий Кузьмич
  • Ткаченко Павел Викторович
RU2277746C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ТРЕХФАЗНОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ОТ АСИММЕТРИЧНОГО РЕЖИМА СЕТИ 1996
  • Таранов М.А.
  • Вдовикин Ю.М.
RU2115988C1
Устройство для автоматического управления тормозными пневмоаппаратами при испытаниях 1986
  • Бондаренко Николай Владимирович
  • Максимов Борис Георгиевич
  • Ясенцев Виктор Филиппович
  • Погребинский Михаил Григорьевич
  • Панин Алексей Васильевич
  • Матвеев Геннадий Иванович
  • Ступичев Игорь Николаевич
  • Шарунин Александр Алексеевич
SU1350526A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ОДНОПРОВОДНОЙ ЦЕПИ ЭЛЕКТРОПНЕВМАТИЧЕСКОГО ТОРМОЗА ПОЕЗДА 1991
  • Стройкин Виктор Данилович
RU2013254C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 676 981 A1

Реферат патента 1991 года Устройство управления тормозом шахтной подъемной машины

Изобретение касается шахтного подъема, относится к средствам управления тормозными системами подъемных машин и предназначено для работы в режимах рабочего и предохранительного торможения, а также для осуществления автоматического самоконтроля исправности. Цель изобретения - повышение безопасности и надежности эксплуатации шахтной подъемной машины. Устройство содержит датчик 1 скорости, состоящий из тахогенератора 2, выпрямительного моста 3 и фильтра на базе индуктивности 4 и емкостей 5 и 6, запоминающий конденсатор 7, разрядный резистор 8, компараторы 9, 15, задатчики разности скоростей 10 и минимальной скорости 16, конденсаторы 13, 45, резисторы 14,48, реле замедления (Р) 11, Р скорости 17 и Р времени 31, промежуточные Р 26, 33 и 38, контактор предохранительного торможения с замыкающим контактом (К) 25, ка тушки 41-43 электропневматических клапанов (ЭПК), выключатель 44, сигнальную лампу 46, диод 47, выпрямительный мост 49, командоаппарат 50, катушку управления регулятора давления. При зарядке машины замыкается К 25 и нажимается выключатель 44, включая Р 33, Далее запитываются Р 26 и 31, потом Р 38, которое своим К 40 включает катушки 41-43 ЭПК. При движении машины напряжение с выхода датчика 1 скорости поступает на компаратор 15, который контролирует скорость машины. В режиме рабочего торможения при замкнутых К25 и 29 и разомкнутом КЗО осуществляется регулирование тока в катушке управления регулятора давления посредством перемещения рукоятки командоаппарата 50. При размыкании К25 отключается Р26. При этом ток в катушке управления определяет первую ступень торможения. Отключается Р 31, подготавливается цепь питания Р 38, отключается конденсатор 7 от датчика 1. При подъеме груза сначала срабатывает компаратор 9, включается Р 11, Р 38 не обесточивается, катушки 41-43 и ЭПК включают полное тормозное усилие. При спуске груза сразу обесточивается Р 38 и ЭПК включают полное тормозное усилие. При проверке исправности устройства свечение сигнальной лампы 46 свидетельствует о работоспособном состоянии устройства. 2 ил. Кл о XI Os ю 00

Формула изобретения SU 1 676 981 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1991 года SU1676981A1

Устройство управления тормозом шахтной подъемной машины 1988
  • Шапочка Сергей Николаевич
  • Алистратова Ирина Евгеньевна
  • Беликов Николай Лаврентьевич
  • Травка Борис Григорьевич
  • Зейлингер Феликс Абрамович
  • Григорьев Владимир Иванович
SU1583342A1
Приспособление для соединения пучка кисти с трубкою или втулкою, служащей для прикрепления ручки 1915
  • Кочетков Я.Н.
SU66A1

SU 1 676 981 A1

Авторы

Шапочка Сергей Николаевич

Алистратова Ирина Евгеньевна

Карчага Сергей Владимирович

Даты

1991-09-15Публикация

1989-04-27Подача