1
Изобретение относится к грузоподъемным средствам для разъемного соединения стальных канатов с деформируемыми зажимными элементами.
Цель изобретения - повышение надежности путем повышения трения скольжения зажимного элемента по канату.
На фиг. 1 изображен зажим для каната (поодольный разрез); на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 2.
Зажим для каната содержит полую обойму 1 с разнонаправленными внутренними резьбами на концах, в которые ввернуты концевые фиксаторы 2 и 3. Между фиксаторами 2 и 3, полой обоймой 1 и канатами 4 расположен зажимной элемент 5. Зажимной элемент выполнен из металлической смеси порошка из сплава никелида титана с порошком белого олова. При этом объемное соотношение порошков может быть 1:1. Крупность порошка стандартного белого олова может быть 0,6-1,0 мм. В качестве порошка из сплава никелида титана может быть использован порошок монони- келида титана марки ПН55Т45 крупностью до 0,6 мм по ТУ 14-1-3282-82.
Устанавливают и закрепляют зажим для каната следующим образом.
Через полую обойму 1 с предварительно частично ввернутым концевым фиксатором 3 продевают две ветви каната 4, на которые предварительно надет концевой фиксатор 2. Затем внутрь обоймы 1 засыпают сыпучий зажимной элемент 5, оставляя место для ввертывания свободно надетого на ветви каната 4 концевого фиксатора 2Г Наживив вручную концевой фиксатор 2 в резьбу обоймы 1, фиксируют ветви каната 4 с внешней стороны фиксаторами 2 и 3, и гаечным ключом, вращая обойму 1, добиваются ввертывания обоих концевых фиксаторов 2 и 3 до упора их в сжимаемый между их торцами зажимной элемент 5. Окончательный зажим ветвей каната 4 осуществляют путем охлаждения снаружи обоймы 1, а следовательно, и зажимного элемента 5 до температуры ниже (-33)°С, например, с помощью обкладки твердой углекислотой с температурой (-67)°С или поливом жидким азотом с температурой (-196)°С. При таком охлаждении составляющее порошковую смесь зажимного элемента 5 белое олово превращается в порошковое серое олово с увеличением объема на 26,7%, что приводит к увеличению давления внутри обоймы до 300 МПа, обеспечивая надежное обжатие ветвей каната 4. А высокий коэффициент трения скольжения никелида титана и олова по поверхности стального каната 4, внутренней поверхности стальной обоймы 1 и торцовым поверхностям стальных концевых фиксаторов 2 и 3, достигающий величины 0,9-1,3, обеспечивает надежное сцепление
при усилиях, направленных на выдергивание ветвей каната 4 вследствие действия эксплуатационных нагрузок. Кроме того, свойство сверхупругости никелида титана (до 8-15%) обеспечивает надежное демпфи0 рование динамических нагрузок вплоть до +232°С.
Освобождают зажим от закрепления следующим образом.
Н агревают снаружи обойму 1 любым
5 источником тепла до температуры плавления составляющего зажимной элемент серого олова (до - 232°С). Расплавленное олово, ставшее вновь белым оловом с меньшим объемом на 26,7%, сливают через зазо0 ры отверстий 6 концевых фиксаторов 2 и 3 и после охлаждения обоймы 1 до нормальной температуры, свободно вращая последнюю гаечным ключом, вывинчивают концевые фиксаторы 2 и 3, освобождая ветви
5 каната 4.
Изобретение позволит повысить надежность и снизить трудоемкость закрепления канатов в зажимах при любом количестве ветвей в одном зажиме и лю0 бом диаметре каната за счет обеспечения возможности создания высокого давления внутри зажима при увеличении коэффициента трения скольжения зажимного элемента по поверхности каната и упрощения
5 технологии процесса закрепления без использования сложных устройств типа обжимных процессов или дефицитных материалов.
Изобретение позволяет увеличить про0 изводительность труда за счет обеспечения возможности автоматизации процесса установки зажимов на ветви канатов при производстве стропов и других гибких грузоподъемных элементов как с параллель5 ным.таки с перпендикулярным расположением ветвей канатов друг к другу.
Все это позволяет получить значитель- .кый экономический эффект в народном хозяйстве, так как каждый зажим для каната
Q может дать экономию, равную его себестоимости.
Формула изобретения 1. Зажим для каната, содержащий по- . лую обойму с зажимным элементом, размес щенным внутри обоймы коаксиально с ней, фиксатор, установленный соосно зажимному элементу с возможностью ззаимодейст- вия с одним его торцом, зажимной элемент выполнен из металлической смеси, включающий металл, более пластичный, чем обойма, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности путем повышения трения скольжения зажимного элемента, по канату, он снабжен дополнительным фиксатором, установленным соосно с основным фиксатором с возможностью взаимодействия с другим торцом зажимного элемента, фиксаторы соединены с полой обоймой резьбами, при этом зажимной элемент выполнен в виде смеси порошка из сплава никелида титана с порошком белого олова.
0
2. Способ для осуществления зажима каната, заключающийся з том, что канат обжимают в полой обойме зажимным элементом из металлической смеси, включающем металл, более пластичный, чем обойма, по средством температурного воздействия, о т- л и чающийся тем, что, с цепью повышения надежности путем повышения трения скольжения нажимного элемента по канату обжим каната осуществляют охлаждением в пределах пластической деформации упомянутого металла смеси.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ КАНАТОВ | 2004 |
|
RU2280200C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ КАНАТОВ | 2002 |
|
RU2229430C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ КАНАТОВ | 2004 |
|
RU2270387C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ КАНАТОВ | 2005 |
|
RU2288389C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ КАНАТОВ | 2003 |
|
RU2241876C2 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ВТУЛКИ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ | 2006 |
|
RU2310015C1 |
Способ обработки изделий из сплавов, обладающих эффектом памяти формы | 1988 |
|
SU1611979A1 |
Зажим для каната | 1986 |
|
SU1318758A1 |
Сборно-разборный зажим для каната | 1987 |
|
SU1626021A1 |
Сжим для каната Мозорова С.Д. | 1984 |
|
SU1312282A1 |
Изобретение относится к грузоподъемным средствам для разъемного соединения стальных канатов с деформируемыми зажимными элементами. Цель изобретения повышение надежности. Через полую обойму (ПБ)1 продевают две ветки каната (К) 4, предварительно надетые на концевой фиксатор 2. Внутрь ПБ 1 засыпают зажимной элемент (ЗЭ) 5 в виде порошка из сплава никелида титана с порошком белого олова. Ветви К 4 фиксируют резьбовыми фиксаторами 2 и 3, ввертывая их в ПБ 1 до упора в ЗЭ 5. Окончательный зажим осуществляется охлаждением ПБ 1 и ЗЭ 5 до температуры ниже (-33)°С. При таком охлаждении белое олово ЗЭ 5 превращается в порошковое серое олово с увеличением объема на 26,7%, образуя неразъемное соединение ЗЭ 5 с ПБ 1 и К 4 Надежное сцепление обеспечивается благодаря высокому коэффициенту трения скольжения никелида титана и олова по поверхностям К 4, ПБ 1 и фиксаторов 2 и 3. 2 с.п.ф-лы, 3 ил сл
Ь
Редактор Н.Федорова
Составитель Ж.Головей Техред М.Моргентал
А-А
фигЗ
Корректор М.Максимишинец
Зажим для троса | 1976 |
|
SU585350A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Узел крепления конца кабеля | 1978 |
|
SU684224A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1991-09-15—Публикация
1989-08-15—Подача