Изобретений относится к машиностроению и может быть использовано в приводах поступательных перемещений металлорежущих станков, грузоподъемных и других машин.
Цель изобретения - повышение несущей способности и износостойкости винтовой пары путем увеличения поверхности контакта, а также повышение ее надежности путем увеличения эффективности отвода продуктов износа из рабочей зоны контакта.
На фиг. 1 изображена предлагаемая винтовая пара, осевой разрез; на фиг, 2 - вид А на фиг. 1.
Винтовая пара с гидростатической смазкой содержит винт 1 с полостью 2, гайку 3, в которой выполнены коллекторные осевые каналы 4 подвода смазки и каналы 5 отвода продуктов износа. На внутренней поверхности выступов резьбы гайки 3 выполнены осевые канавки 6, соединенные одна с другой перемычками 7. Канавки 6 сообщены с каналами 4 посредством радиальных каналов 8. Каналы 5 сообщены с нерабочей поверхностью резьбы гайки 3 каналами 9, причем последние выполнены таким образом, что их поверхность касается линии 10 пересечения нерабочей поверхности резьбы гайки 3 с поверхностью выступов этой резьбы. На поверхности впадин резьбы винта 1 выполнена спиральная канавка 11, а на рабочей поверхности резьбы винта 1 - радиальные канавки 12, сообщающиеся со спиральной канавкой 11, На поверхности выступов резьбы винта 1 выполнены осевые канавки 13, часть которых сообщается с радиальными канавками 12. Кроме того, в теле винта имеются глухие отверстия 14 и сквозные отверстия 15, причем последние сообщаются с полостью 2.
Винтовая пара с гидростатической смазкой работает следующим образом.
Масло из маслопровода (не показан) нагнетается в винтовую пару постоянно и че- ез каналы 4 по радиальным каналам 8, канавкам б и спиральной канавке 11 поступает в глухие отверстия 14, а через сквозные отверстия 15 - в полость 2 винта 1, и малая часть через радиальные канавки 12, осевые канавки 13 и каналы 9 выводится из гайки.
При вращении винта 1 под действием центробежных сил масло из полости 2 через отверстия 15, а также из глухих отверстий 14, вместе с маслом из маслопровода, поступает в спиральную канавку 11, при этом давление масла в последней, а также в канавках 13 повышается. Масло под высоким давлением поступает в канавки 12 и продавливается в зазоры между рабочими поверхностями резьбы винта 1 и гайки 3.
Отработанное масло вместе с продуктами износа через радиальные зазоры и канавки 13 поступает в зазоры между нерабочими поверхностями резьбы винта 1 и гайки 3, стекает по этим поверхностям к каналам 9 и
отводится по каналам 5 за пределы винтовой пары,
Такое выполнение винтовой пары позволяет повысить эффективность отвода продуктов износа, так как масло с продуктами
износа полностью попадает в каналы 9. Кроме того , отпадает необходимость в выполнении на нерабочей поверхности резьбы гайки 3 маслозаборной канавки, ослабляющей резьбу. В данной винтовой паре масло
скапливается непосредственно в зазоре между нерабочими поверхностями резьбы винта 1 и гайки 3.
Формула изобретения
Винтовая пара с гидростатической
смазкой, содержащая полый винт, гайку и систему циркуляции смазки, имеющую осевые каналы подвода смазки и отвода продуктов износа винтовой пары соответственно,
выполненные в теле гайки, осевые канавки на поверхности выступов резьбы гайки, радиальные каналы, сообщенные с осевыми каналами подвода смазки и с осевыми канавками гайки, каналы, расположенные под
острым углом к оси гайки и сообщенные с осевыми каналами отвода продуктов износа и нерабочей поверхностью резьбы гайки, спиральную канавку на поверхности впадин резьбы винта, радиальные канавки, выполненные на рабочей поверхности резьбы винта и сообщенные со спиральной канав- кой, осевые канавки на поверхности выступов резьбы винта, сообщенные с радиальными канавками на рабочей поверхности резьбы винта, и глухие и сквозные отверстия в теле винта, сообщенные со спиральной канавкой, отличающаяся тем, что, с целью повышения несущей способности и износостойкости путем увеличения поверхности контакта, а также повышения надежности путем увеличения эффективности отвода продуктов износа, линия пересечения нерабочей поверхности резьбы гайки с поверхностью выступов этой резьбы расположена по касательной к поперечному сечению каждого из каналов, выполненных под острым углом к-оси гайки.
Вид А
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ВИНТОВАЯ ПАРА ОБЖИМНОГО ПРОКАТНОГО СТАНА | 2001 |
|
RU2198045C1 |
ВИНТОВАЯ ПАРА ОБЖИМНОГО ПРОКАТНОГО СТАНА | 1999 |
|
RU2182051C2 |
ВИНТОВАЯ ПАРА НАЖИМНОГО УСТРОЙСТВА ПРОКАТНОГО, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ОБЖИМНОГО, СТАНА | 1973 |
|
SU382443A1 |
Винтовая пара нажимного устройства | 1975 |
|
SU540690A1 |
Винтовая пара | 1976 |
|
SU656681A1 |
Винтовая пара нажимного устройства прокатного преимущественно,обжимного стана | 1977 |
|
SU660741A1 |
ТРУБНАЯ ГОЛОВКА | 2007 |
|
RU2359105C1 |
ПРЕВЕНТОР ПЛАШЕЧНЫЙ ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ДВОЙНОЙ | 2022 |
|
RU2787494C1 |
Превентор сдвоенный | 2021 |
|
RU2753223C1 |
Винтовая пара нажимного устройства прокатного стана | 1978 |
|
SU749475A1 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах металлорежущих станков, грузоподъемных и других машин. Цель изобретения - повышение несущей способности и износостойкости винтовой пары путем увеличения поверхности контакта, а также повышение надежности путем увеличения эффективности отвода продуктов износа, С этой целью каналы 9 выполнены в гайке 3 таким образом, что линия 10 пересечения нерабочей поверхности резьбы гайки 3 с поверхностью выступов этой резьбы расположена по касательной к поперечному сечению каждого из каналов 9. При вращении винта 1 отработанное масло вместе с продуктами износа скапливается в зазоре1 между нерабочими поверхностями резьбы винта 1 и гайки 3 и полностью выводится через каналы 9 и 5 за пределы винтовой пары, при этом отпадает необходимость выполнения на нерабочей поверхности резьбы гайки 3 какой-либо мас- лосбррной канавки, 2 ил. ;; w е о ы ю О Ю v| Фаа1
Фиг. 2
Винтовая пара нажимного устройства | 1988 |
|
SU1533793A1 |
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок | 1922 |
|
SU21A1 |
Авторы
Даты
1991-09-23—Публикация
1989-10-02—Подача