Изобретение относится к изготовлению деревянных духовых музыкальных инструментов лабиального способа заукоизвлече- иия, в частности к продольным и поперечным флейтам и флейтам двусторон- не открытого типа.
Известны народные флейты: продольные, поперечные и двусторонне открытого типа, бытующие среди многих народов нашей страны, а также народов мира, например в Египте - себи, в Венгрии - фуруя, в Болгарии - кавал, в России - свирель, на Украине - сопилка, флояра, в Белоруссии - дудка, в Азербайджане, Узбекистане, Таджикистане - най, в Башкирии - курай, в Бурятии - лимба, сур. в Молдавии - флуер и
др.s
Целью изобретения является расширение технико-исполнительских возможностей посредством объединения трех видов инструментов в один тембро-ладово универсальный.
1 При различных комбинациях двух колен и трех мундштуков достигаются шесть видов инструментов ладово;тонального плана и три различных тембровых окрасок: мажорная продольная флейта; мажорная поперечная флейта; мажорная флейта открытого типа; минорная флейта открытого типа; минорная продольная флейта; минорная поперечная флейта.
Аппликатура во всех видах инструментов идентична и зависит от необходимого лада (мажорного или минорного), строй - хроматический, диапазон - более двух 1 /2 октав.
Необходимость смены колен с основным мажорным ладом на колено с минорным обусловлена аппликатурными неудобствами мажорной ладовой системы при исполнении старинных произведений венгерской, молдавской, цыганской, гуцульской народной инструментальной музыки и музыки народов Кавказа, Закавказья, Средней Азии и других народов.
В инструментах с основным минорным ладом имеется большое количество оберто- новых передувных звуков, входящих в основную аппликатурную систему, преимущественно создающих,технико-исполнительские удобства (особенно в быстрых темпах). Например
ск
ы
СА Ы
Обертоновые передувные звуки обозначены затушеванными нотами.
На фиг.1 изображен мундштук (а), при помощи которого извлекается звук с тембром флейты двусторонне открытого типа; на фиг.2 - минорное колено (Ь) со звуковыми отверстиями; на фиг.З - мундштук (с) флейты продольного типа; на фиг.4 - мундштук (d) флейты поперечного типа с настроечным стержнем и трубочкой с дополнительными звуковыми отверстиями; на фиг.5 - мажор- ное колено (е) со звуковыми отверстиями; на фиг.6 - настроечное кольцо; на фиг.7 - трубочка с дополнительными губковыми отверстиями; на фиг.8 - вертикальный срез настроечного кольца и трубки с губковыми отверстиями.
Комплект деревянного духового музыкального инструмента, преимущественно флейты, состоит из мундштука 1 (а) с цилиндрическим внутренним звуковым каналом и овально-коническим срезом 2 ( в верхней игровой части), стыкованного при помощи внутренней расточки 3, выполненной в его нижнем конце, в которую плотно вставляется (скользящая периодически) соединительная металлическая трубочка 4 наглухо закрепленная в расточенном пазу 5, с минорным коленом 6, которое имеет звуковые отверстия 7-14 (верхнее) и 15 и 16 (нижнее), наружные металлические кольца 17 и 18 (для прочности), втулочгки 19 и 20 для отвода влаги, продольного цилиндрического мундштука 21 для замены мундштука 1 с целью достижения звука с тембром продольной флейты при том же колене 6 (с минорным ладом), щели 23 (образованной конусным срезом пробки 22 и стенкой мундштука 21J для вдувания воздуха, который попадает на острый зуб 24, рассекается пополам и в результате выхода части его через свистковое отверстие 25 образуется свист, настроечного кольца 26 (с вертикальным односторонним распилом для радиального вращения), буртика 27 для упора кольца 26, расточки 28 для стыковки с коленом 6 с помощью трубочки 4, металлического кольцд 29 для укрепления наружной части мундштука 21, поперечного цилиндрического мундштука 30 с вставной металлической трубочкой 31, посередине наружной части которой наса;
жена вибрирующая трубочка 32 (меньшего диаметра) со свистковыми овальными отверстиями 33 и 34 с возможностью радиального вращения для чередования губковых отверстий. В верхнюю часть мундштука 30 во внутрь вставляется настроечный стержень 35, в нижний конец которого вмонтирована с помощью шурупа 36 свободно вращающаяся на оси втулка 37. Заталкива- 0 кием в сторону свистковых отверстий 33 и 34 настроечного стержня 35 при его вращении (на резьбе) в соединительной части 38 производится корректировка строя в квар- то-квинтовом и октавных соотношениях. В 5 нижней части мундштука 30 имеются внутренняя расточка 39, соединенная с мажорным коленом 40 с помощью металлической трубочки 41. также наглухо закрепленной в расточенном пазу 42 мажорного колена 40. 0 Мажорное колено 40 имеет отверстия 43- 52, наружные металлические колечки 53 и 54 втулки 55 и 56 для отвода влаги.
Наружные диаметры соединительных трубочек 4 и 41 минорного и мажорного ко- 5 лен равны внутренним диаметрам каналов мундштуков 1, 21 и 30.
Перед началом игры на одном из видов флейт предварительно выбирают нужное колено с минорным или мажорным Ладом и к 0 нему стыкуют один из трех мундштуков в зависимости от необходимого тембра. Например, если нужна флейта двусторонне открытого типа, стыкуют мундштук (а) с коленом (о). Предварительная настройка произво- 5 дйтся раздвижным способом составных частей (мундштука и колена).
В продольной флейте настройка производится также раздвижным способом составных частей и дополнительно с 0 помощью настроечного кольца при радиальном его вращении, меняя имеющиеся прорези разных конфигураций для корректировки строя и смены тембровой окраски. Во флейте поперечного типа предвари- 5 тельн ая настройка производится поворотом верхней части настроечного стержня вправо или влево, которая при этом сдвигается ь сторону саисткового отверстия, и наоборот Кроме того, прокручивается радизльно по 50 оси трубка с дополнительными губковыми отверстиями для подбора (нужного) свисткового отверстия и подгонки его к амбушюру (губе) исполнителя. Комбинируя стыковки трех мундштуков и двух колен, образуются (поочередно) шесть видов флейт.
В зависимости от сложности звукоизв- лечения обучение на данной флейте рекомендуется проводить согласно следующей последовательности стыковочных комбинаций: с+е, c+b, а+е, d+b, d+e, a+b, где а - мундштук флейты двустороннего типа (от- крытого); Ь- минорное колено; с -мундштук продольной флейты; d - мундштук поперечной флейты; е - мажорное колено.
Данной флейтой пользуются следующим образом.
Перед началом игры осуществляют (в зависимости от нужной тембровой окраски) различные стыковочные комбинации мундштуков (а, с, d) с коленами (Ь, с). Затем производят настройку флейты:
а)посредством продольного перемещения мундштуков 1, 21 и 30 относительно колен (Ь, е);
б)посредством продольного сдвижения
в сторону свист кового отверстия 33 настро- ечного стержня 35;
в)посредством радиального вращения трубочки с дополнительными губковыми отверстиями и настроечного колена 26.
После корректировочной настройки ин- струмента приступают к игре. В зависимости от подбора мундштука с определенным тембром применяют и определенный способ звукоизвлечения. Например, для извлечения звука во флейтах с мундштуком двусторонне открытого типа (срезанная под скос) верхняя торцовая часть ствола соприкасается с губками под углом 45°. При вдувании воздуха, край ствола срезает воздушный столб пополам, в результате чего образуется звук. При наличии во флейте мундштука продольного типа звук извлекается посредством вдувания воздуха через щель 23 (образованную конусным срезом
пробки 22 и стенкой мундштука 21), попадающего впоследствии на острый зуб 24 сви- сткового отверстия и рассекающегося пополам. Во флейтах с мундштуком поперечного типа звук извлекается посредством прикладывания мундштучной части с определенным свистковым отверстием к нижней губе под углом 90° и вдувания воздуха при полусжатых губах (имитируя слегка улыбку).
При различных стыковочных комбинациях мундштуков (a,c,d) с игровыми коленами (в,е) образуются шесть видов инструментов тембро-ладового плана: минорная флейта двусторонне открытого типа (а+b); минорная продольная флейта (с+Ь); минорная поперечная флейта (d+b); мажорная поперечная флейта (d+e); мажорная продольная флейта (с+е); мажорная флейта двусторонне-открытого типа (а+е).
Формула изобретения Комплект деревянного духового музыкального инструмента, преимущественно флейты, содержащий цилиндрические мундштук двусторонне открытого исполнения, минорное колено с цилиндрическим внутренним звуковым каналом, звуковыми отверстиями и соединительной трубочкой, о т- личающийся тем, что, с целью расширения технико-исполнительских возможностей инструмента, он имеет продольный и поперечный цилиндрические мундштуки и мажорное колено с цилиндрическим внутренним звуковым каналом, звуковыми отверстиями и соединительной трубочкой, при этом наружный диаметр соединительных трубочек минорного и мажорного колен равны внутренним диаметрам каналов мундштуков двусторонне открытого исполнения, продольного и поперечного для обеспечения возможности соединения их между собой.
Изобретение относится к комплекту деревянного духового музыкального инструмента и позволяет расширить технико-исполнительские возможности посредством наличия продольного и поперечного цилиндрических мундштуков и мажорного колена с цилиндрическим внутренним звуковым каналом. 8 ил.
Фиг. 5
//
Фиг.2
39
Фм.4
Фм.5
Фиь.6
ФигЛ
Фм.8
Верткое.К., Благодатов Г., Язовицкая Э | |||
Атлас музыкальных инструментов народов СССР | |||
М.: Изд | |||
Музыка,1975.с.26.27,44,48. |
Авторы
Даты
1991-09-30—Публикация
1988-01-12—Подача