Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве устройства для предотвращения неразрешенного отвинчивания резьбовых элементов, например, при креплении колес автомобилей.
Цель изобретения - упрощение конструкции и повышение ее технологичности.
На фиг.1 изображен крепежный элемент, общий вид; на фиг.2 - ключ; на фиг.З - разрез А-А на фиг.1; на фиг.4 - вид Б на фиг.1.
Устройство для предотвращения нераз- ре генного отвинчивания содержит резьбо- вок элемент 1, соединяющий деталь 2 с деталью 3, обойму 4, установленную с возможностью вращения на резьбовом элементе 1, эластичную прокладку 5 и пробку 6. Отдельной деталью является стержень- ключ 7.
Резьбовой элемент 1 имеет головку 8, торец которой имеет одну пару элементов конической формы - глухое отверстие 9 и выступ 10 в виде пальца, эксцентрично расТМЗ
0
о
о о
положенные относительно оси резьбового элемента. В данном случае приведен один из примеров выполнения. Возможны варианты, при которых торец головки резьбового элемента может иметь две пары конических элементов и более. Кроме того, один из элементов может располагаться эксцентрично относительно оси резьбового элемента, а другой - на оси. Головка 8 имеет цилиндрический поясок 11, обойма 4 имеет внутреннюю кольцевую канавку 12 и буртик 13, в котором выполнено овальное отверстие 14. Для удобства пользования на наружной поверхности обоймы выполнена накатка. Стержень-ключ 7 имеет на торце головки 15 пару элементов конической формы, выступ 16 в виде пальца и глухое отверстие 17, соответствующих по форме и размерам паре элементов 9 и 10 на головке
8резьбового элемента 1, т.е. радиусы RI и R2 и угол а резьбового элемента 1 и стержня-ключа 7 для данного типоразмера являются одинаковыми, Буртик 18 головки 15 имеет форму, соответствующую форме овального отверстия 14 в буртике 13 обоймы 4, и может свободно входить в отверстие 14. Причем больший диаметр DI и высота hi буртика 18 меньше или равны диаметру D и высоте h внутренней кольцевой канавки 12 обоймы 4. Противоположный конец стержня-ключа 7 выполнен в виде шестигранника 19 для захвата его стандартным торцовым ключом. Необходимое количество типоразмеров ключей обеспечивается изменением трех параметров: радиусов RI, R2 и угла а .
Устройство работает следующим образом..
Для соединения деталей 2 и 3 на цилиндрический поясок 11 резьбового элемента 1 предварительно надевают обойму 4 и устанавливают эластичную прокладку 5. После предварительного ввинчивания от руки, в обойму 4 вставляется стержень-ключ 7 так, чтобы больший диаметр буртика 18 головки 15 совпал с большим диаметром овального отверстия 14 в буртике 13. Затем стержень- ключ 7 поворачивают вместе с обоймой 4 в любую сторону до совмещения выступа 10с отверстием 17 и выступа 16 с отверстием 9 и перемещают его вдоль оси до соприкосновения торца головки 15 с торцом головки 8. При этом выступы 10 и 16 входят в отверстие
9и 17 и буртик 18 оказывается внутри кольцевой канавки -12. После этого поворачивают обойму 4 относительно стержня-ключа 7 и связанного с ним резьбового элемента 1 и на 1/4 оборота, в результате чего больший диаметр буртика 18 оказывается против меньшего диаметра буртика 13 и стерженьключ 7 фиксируется от возможного осевого перемещения относительно обоймы 4 и, следовательно, резьбового элемента 1. Дальнейшее вращение стержня-ключа 7
производят с применением стандартного торцового ключа, надеваемого на шестигранник 19. Благодаря тому, что выступы 10 и 16 и отверстия 9 и 17 имеют коническую форму, при вращении возникает осевая сила, которая прижимает буртик 18 стержня- ключа 7 до полной затяжкм резьбового элемента 1. После прекращения действия затягивающей силы исчезает и осевая сила, создававшая силу трения буртика 18, стержня-ключа 7 о буртик 13 обоймы 4 и обойму 4 проворачивают рукой на 1/4 оборота относительно стержня-ключа 7 в любую сторону. При этом больший диаметр буртика 18 стержня-ключа 7 вновь оказывается против
большего диаметра овального отверстия 14 обоймы 4, и стержень-ключ легко вынимается из обоймы 4, а на его место устанавливается пробка 6, которая предохраняет устройство от загрязнения. Эластичная прокладка 5 препятствует дребезжанию обоймы, например, при движении автомобиля, Вывинчивание резьбового элемента производится в обратной последовательности. Таким образом, использование предлагаемой конструкции устройства для предотвращения неразрешенного отвинчивания позволяет исключить возможность вывин- чивань-i резьбового элемента посторонними лицами ввиду большого количества
типоразмеров ключей: меняя величину радиусов RI и Ra через 1 мм и величину угла а через 15°, можно получить около двухсот типоразмеров ключей. При более точном изготовлении деталей возможно изменение
радиусов RI и R2 через 0,5 мм и угла а через 7°30 , что позволит еще увеличить количество типоразмеров в несколько рзз. Это исключает возможность подбора стержня-ключа. Исключается также зозможность захвата головки резьбового элемента стандартным монтажным инструментом, например, газовым ключом, так как она закрыта свободно вращающейся обоймой, которая к тому же препятствует проведению
замеров элементов головки резьбового элемента. Коническая форма выступов и отверстий затрудняет также применение для неразрешенного отвинчивания ударных инструментов и отмычек.
Большое количество типоразмеров ключей, сравнительная простота конструкции и повышенная технологичность позволяет наладить массовое производство предлагаемых устройств. Изготовленная опытная
партия замков для колеса автомобиля ВАЗ- 2108/2109 показала, что при их изготовлении для выполнения элементов секретности - конических выступов и отверстий можно применять вертикально-фрезерный станок с ЧПУ, что позволит изготавливать замки с разными типоразмерами ключей в автоматическом режиме и без специальных приспособлен 1/, что свидетельствует о высокой технологичности и простоте конструкции.
Формула изобретения 1, Устройство для предотвращения неразрешенного отвинчивания, содержащее резьбовой элемент с головкой с кодирующими эксцентричными выступом и выемкой на торце, на которой с возможностью вращения смонтирована обойма, выполненная с профильным отверстием на торце, противоположном резьбовому стержню, и с кольцевой канавкой на внутренней боковой поверхности диаметром не менее диаметра описанной окружности профильного отверстия обоймы, а также стержень-ключ, на
торце головки которого выполнены кодирующие эксцентричные выемка и выступ, а на ее наружной боковой поверхности со сторона упомянутого торца выполнен буртик с
профильной боковой поверхностью, соответствующей поверхности профильного отверстия обоймы, отличающееся тем. что, с целью упрощения конструкции и повышения ее технологичности, кодирующие
выступы головки резьбового элемента и стержня-ключа выполнены в виде конических пальцев, а кодирующие выемки в виде глухих конических отверстий, при этом отверстия обоймы и буртик стержня-ключа выполнены овальной формы, а высота буртика соответствует высоте внутренней кольцевой канавки обоймы.
2. Устройство по п. 1, о т л и ч а ю- щ е е с я тем, что, с целью повышений степени секретности, торцы головок резьбового элемента и стержня-ключа выполнены с дополнительными коническими пальцами и глухими коническими отверстиями.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для неразрешенного отвинчивания | 1990 |
|
SU1762002A1 |
Устройство для неразрешенного отвинчивания | 1987 |
|
SU1427095A1 |
Резьбовое соединение | 1978 |
|
SU769134A1 |
Устройство для неразрешенного отвинчивания | 1988 |
|
SU1581885A1 |
Винт | 1990 |
|
SU1754939A1 |
Устройство для неразрешенного отвинчивания | 1988 |
|
SU1661496A1 |
Устройство для неразрешенного отвинчивания | 1989 |
|
SU1739095A1 |
Устройство для неразрешенного отвинчивания | 1981 |
|
SU1075022A1 |
Устройство для предотвращения неразрешенного отвинчивания | 1988 |
|
SU1551857A1 |
Устройство для неразрешенного отвинчивания | 1990 |
|
SU1754937A1 |
Изобретение относится к устройствам для предотвращения неразрешенного отвинчивания резьбовых элементов, например, при креплении колес автомобилей. Цель изобретения - упрощение конструкции и повышение ее технологичности. Устройство дляпредотвращения неразрешенного отвинчивания содержит резьбовой элемент 1, обойму 4 установленный на головке резьбового элемента с возможностью вращения, стержень - ключ. На орце головки резьбового элемента 1 выполнена пзоа элементор конической формы - отверстие 9 и выступ 10, эксцентрично расположенные относительно оси резьбового элемента, а на торце головки стержня- ключа выполнена пара ответных элементов конической формы - выступ и отверстие Буртик стержня-ключа и отверстие 14 верхнего буотика 13 обоймы 4 выполнены одинаковой овальной формы. При завинчивании и отвинчивании резьбового элемента 1 его выступ 10 и отверстие 9 взаимодействуют с ответными отверстием и выступом стержня-ключа, а больший диаметр буртика стержня-ключа оказывается в проточке 12 претив меньшего диаметра отверстия 14, в оезультате чего стержень-ключ фиксируется от возможного осевого перемещения 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
А
cpue.i
фиг.2
А-А
10
фиг.З
Вид 6
Устройство для предотвращения неразрешенного отвинчивания резьбового соединения | 1978 |
|
SU996756A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1991-11-15—Публикация
1989-09-08—Подача