Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к синхронным шинам с турбороторами, охлаждаемым газом.
Целью изобретения является повышение надежности ротора.
На чертеже представлен поперечный разрез ротора для одного пазового деления.
Ротор электрической машины состоит из бочки 1 с радиальными открытыми пазами, в которые помещены катушки обмотки возбуждения. Каждая катушка содержит проводники 2, имеющие выпукло-вогнутую форму, На чертеже выпуклая сторона проводника обращена в направлении пазового клина 3. Возможен также вариант устройства, когда выпуклая сторона проводников обращена в направлении дна паза. Между соприкасающимися проводниками установлены на эпоксидном клее изолирующие прокладки 4. Под клином помещена фиксирующая накладка 5, а на дне паза накладка
6. Поверхностям накладок, прижатым к крайним проводникам катушек, придана соответствующая этим проводникам выпуклая либо вогнутая форма. Между ребристыми гранями проводников, образующих столбик, и стенками зубцов образованы промежутки для прохождения охлаждающего газа в аксиальном направлении. В промежутках установлены распорки. В пазовых клиньях либо в головках зубцов имеются каналы 8 для выброса газа наружу.
Наличие заклиновки катушек в пазах препятствует их перемещению в -радиальном направлении. При этом условии выпукло-вогнутая форма проводников и накладок 5 и 6 обеспечивает механическую устойчивость каждого проводника и катушки в целом к возможным динамическим усилиям, направленным поперек оси паза. Последние появляются, в частности, при ускорении либо торможении ротора. Распорки 7 фиксируют симметричное положение катушки в
(Л
С
Os
о
CJ
о
00
VI
пазу, дополнительно повышая ее механическую устойчивость. Они расположены со взаимным сдвигом (шахматный порядок), чтобы не вызывать повышения аэродинамического сопротивления в вентиляционных каналах.
Струи газа проходят в промежутки между стенками катушек и зубцов, при этом тепло отводится непосредственно от ребристых поверхностей катушки, представляю- щей собой неизолированные узкие грани проводников. В результате обеспечивается высокая эффективность охлаждения обмотки. Необходимый аэродинамический напор создается действием осевых вентиляторов, расположенных в концевых частях ротора.
Таким образом, устройству свойственно высокоэффективное охлаждение при надежном закреплении проводников катушки в пазу ротора.
Формула изобретения Ротор электрической машины, содержащий бочку с радиальными пазами, в которых расположены катушки обмотки возбуждения, выполненные из шинных проводников с изоляционными прокладками между ними, пазовые клинья, верхние и нижние накладки из изоляционного материала. расположенные соответственно под клиньями и на дне пазов, изоляционные распорки, установленные между боковыми поверхно- стями зубцов и катушек, отличающий- с я тем, что, с целью повышения надежности ротора, проводники имеют выпукло-вогнутую форму, при этом поверхности верхних и нижних накладок, прижатых к крайним проводникам катушек, имеют соответствующую этим проводникам выпуклую либо вогнутую форму.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Ротор электрической машины двойного питания | 1981 |
|
SU1042133A1 |
Ротор криогенной электрической машины | 1979 |
|
SU873338A1 |
Массивный ротор электрической машины | 1988 |
|
SU1667194A1 |
НЕЯВНОПОЛЮСНЫЙ РОТОР СИНХРОННОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2009 |
|
RU2410819C1 |
РОТОР СИНХРОННОЙ НЕЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (ВАРИАНТЫ) | 2003 |
|
RU2253935C1 |
РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1969 |
|
SU237974A1 |
НЕЯВНОПОЛЮСНЫЙ РОТОР СИНХРОННОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2011 |
|
RU2485659C2 |
ИНДУКТОР НЕЯВНОПОЛЮСНОЙ СИНХРОННОЙ МАШИНЫ | 1991 |
|
RU2023340C1 |
Ротор турбогенератора | 1980 |
|
SU936244A1 |
РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2004 |
|
RU2270501C1 |
Изобретение относится к электромашиностроению. Целью изобретения является повышение надежности ротора. Ротор электрической машины состоит из бочки 1 с радиальными открытыми пазами, в которые помещены катушки обмотки возбуждения. Каждая катушка содержит проводники 2, имеющие выпукло-вогнутую форму. Под клином 3 помещена фиксирующая накладка 5, а на дне паза накладки 6. Поверхностям накладок, прижатым к крайним проводникам катушек, придана соответствующая этим проводникам выпуклая либо вогнутая форма, Выпуло-вогнутая форма проводников и накладок обеспечивает механическую устойчивость п роводн ика и катуш ки к возможным усилиям, направленным поперек оси паза. 1 ил.
Патент США № 4333027, кл | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Ведущий диск фрикционной муфты сцепления транспортного средства | 1972 |
|
SU499422A1 |
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок | 1922 |
|
SU21A1 |
Авторы
Даты
1991-11-23—Публикация
1988-09-07—Подача