Изобретение относится к способу получения нефтяных масел и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности.
Известен способ получения нефтяных масел путем гидродепарафинизации углеводородного сырья, согласно которому для уменьшения скорости дезактивации цео- литного катализатора гидропарафинизации NI-HZSM-5 при температуре 400°С и давлении 0,35-2,8 МПа перед введением сырья в контакт с катализатором в сырье вводят ал- кены (этилен, гексилен и другие),в количестве 0,25-2 мас.%.
Перед использованием в процессе катализатор обрабатывают водяным паром при 400-815°С в течение 12-24 ч, дегидратируют в токе воздуха или азота при 200-600°С, сульфидируют при 232-343°С.
Недостатком этого способа является необходимость использования специальных
сл
С
реагентов для поддержания активности катализатора на первоначальном уровне, а также невысокая степень восстановления активности катализатора и вызванная этим необходимость повышения температуры процесса, в результате чего снижается выход депарафинизата за счет увеличения по- бочных реакций неселективного гидрокрекинга в области повышенных температур.
Наиболее близким к изобретению является способ получения нефтяных масел путем контактирования масляных фракций с восстановленным цеолитсодержащим катализатором ги чродепарафинизации.
Согласи тому способу сырье перед каталитической и гидродепарафинизацией вводят в контакт с сорбентом (у , глина и т.п.) для удаления компонентов, снижающих скорость диффузии прямоцепоч- ных углеводородов в порах катализатора
о ю о
о
(смолы, полмцикличеекиеароматические углеводороды) при температуре выше 175 С, давлении 0,1-21 МПа, объемной скорости подачи сырья 0,1-100 . Очищенное сорбентом сырье подвергают гидродепарафи- низации np-rf 205-540°C и давлении 0,1-21 МПа в присутствии восстановленного катализатора. После стабилизации гидродепа- рафинизата получают депмасло с температурой застывания минус 27°С (выход 68 мас.%).
Однако известный способ имеет недостаточно высокий выход масел,
Целью изобретения является увеличение выхода масел.
Поставленная цель достигается способом получения масел путем ввода в масляные фракции кислородсодержащего соединения, выбранного из группы фурфу- риловый спирт, тетрагидрофуриловый спирт, фурфурол, фенол, в количестве 0,02-0,2 мас.% от исходного сырья и последующего контактирования сырья в восстановленным цеолитсодержащим катализатором гидродепарафинизации при повышенных температуре и давлении.
Способ осуществляют следующим образом.
, В сырье процесса гидродепзрафиниза- ции перед контактированием его с катализатором вводят кислородсодержащее соединение, выбранное из группы фурфури- ловый спирт, тетрагидрофурфуриловый спирт, фурфурол, фенол, величина молекул которых больше размера пор катализатора (5,4-6,3 А).
Гидродепарафинизацию проводят в присутствии восстановленного в токе водс- родсодержащего газа (ВСГ) катализатора КДМ-1 состава, мас.%: закись никеля 4,8; оксид молибдена 10,6; оксид натрия 0,19, цеолит НУ 7,4; цеолит 50,0; у-ок- сид алюминия - остальное.
Процесс ведут при 330-430°С, давлении 3,0-15,0 МПа, объемной скорости подачи сырья 0,5-1,5 и кратности циркуляции ВСГ 800-1200 нм3/м3 сырья. Пример. Рафинат фракции 300/ 460СС западно-сибирской нефти: ,29 ммг/с; ,24 мм /с, температура плавления 33°С и $° 865,2 кг/м3, подвергают гидродепарафинизации в присутствии восстановленного в токе ВСГ катализатора КДМ-1 при 370°С. объемной скорости 1 , давлении 4,0 МПа.
Перед контактом с катализатором в сырье вводят 0,2 мас.% фурфурилового спирта.
После стабилизации гидродепарафини- зата получают депмасло температурой застывания минус 30°С (выход 72,9 мас.%) после 6 ч и минус 28°С (выход 73 мас.% после 80 ч.
П р и м е р 2, Сырье подвергают гидро- депарафииизации на катализаторе и в условиях примера 1.
Перед контактом с катализатором в сырье вводят 0,1 мас.% фурфурола. После стабилизации гидродбпэрафикизата получают депмасло с температурой застываний минус 29°С (выход 73,1 мас.%) после очи минус 27°С (выход 73,2 мас.%) после 80 ч. П р и м s р 3, Сырье подвергают гидродепарафинизации на катализаторе и з условиях примера 1,
Перед контактом с катализатором в сырье вводят 0,02 мас.% фенола. После стабилизации гидродепарафини- зата получают депмасло с температурой застывания минус 27°С (зыход 72,8 мас.%) после 6 ч и минус 2б°С (выход 72,9 мас.%) после 80 ч.
П р и м е р 4. Сырье подвергают гидродепарафинизацич на катализаторе и в условиях примера 1.
Перед контактом с катализатором в сырье вводят 0,01 мас.% фурфурилового спирта.
После стабилизации гидродепарафини- зата получают депмасло с температурой застывания минус 24°С (выход 70,2 мас.%) после 6 ч и минус 22°С (выход 70,8 мас.%) после 80 ч.
П р и м е р 5 (сравнительный). Сырье подвергают гидродепарафинизации на катализаторе и в условиях примера 1. Однако в сырье добавки кислородсодержащих сое-. динений не вводят.
После стабилизации гидродепарафини- ззта получают депмасло с температурой застывания минус 24°С (выход 69,8 мас.%) после 6 ч и минус 21°С (зыход 68,1 мас.% после 80 ч,
Примере. Сырье подвергают гидродепарафинизации на катализаторе и в условиях примера 1.
8 сырье перед контактом с катализато- ром добавляют 0,25 мас.% фенола.
После стабилизации гидродепарафини- зата получают депмасло с температурой застывания минус 29°С (зыход 73,0 мас.%) после 6 ч и минус 27°С (выход 73,1 мас.%) после 80 ч.
Таким образом, предлагаемый способ позволяет повысить выход целевого продукта от 68,0 до 73,2 мас.%.
Введение добавки более 0,2 мас.% неэффективно, поскольку ведет к перерасходу растворителя (пример 6).
Введение добавки менее 0,02 мас.% на сырье не приводит к положительному эффекту (пример 4).
Фор, я а изобретения Способ получения масел путем кснтяч- тирчгр ч«я масляных фракций с воссганов0
ленным цеолитсодержащим катализатором гидродепарафинизации при повышенных температуре и давлении, отличающий- с я , с целью повышения выхода целевых продуктов, в исходное сырье перед контактированием вводят кислородсодержащее соединение, выбранное из группы: фурфуриловыйспирт.тетрагидрофуриловый спирт, фурфчфол. фенол, в количестве 0,02 -0,2 мас.% от исходного сырья.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ получения нефтяных масел | 1989 |
|
SU1719423A1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДИСТИЛЛЯТНЫХ МАСЕЛ | 1992 |
|
RU2009169C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА | 2008 |
|
RU2381259C1 |
Способ получения низкозастывающих нефтяных фракций | 2002 |
|
RU2225433C1 |
Способ совместной гидропереработки растительного и нефтяного сырья | 2019 |
|
RU2726616C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ОСНОВ НИЗКОЗАСТЫВАЮЩИХ АРКТИЧЕСКИХ МАСЕЛ | 2015 |
|
RU2570649C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БАЗОВЫХ КОМПОНЕНТОВ НИЗКОЗАСТЫВАЮЩИХ НЕФТЯНЫХ МАСЕЛ | 1998 |
|
RU2155209C2 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МАЛОВЯЗКИХ МАСЕЛ | 1991 |
|
RU2041242C1 |
Способ получения масел | 1987 |
|
SU1432089A1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ РЕАКТИВНОГО ТОПЛИВА ДЛЯ СВЕРХЗВУКОВОЙ АВИАЦИИ | 2011 |
|
RU2459859C1 |
Изобретение касается нефтепереработки, s частности получе т я нефтяных масзл. Цель - повышение вмчода нефтяных масел. Для этого в исходную масляную фракцию добавляют кислородсодержащее соединение основного характера (фурфур ловый спирт, тетрагидрофурфуриловый спирт, фурфурол, фенол) в количестве 0,02-0,2 мас.% на сырье с последующим контактирование м с восстановленным цеолитсодержзщим катализатором гидродепарафинизации при нагревание и давлении. Эти условия повышают выход целевого продукта от 68 до 73.2%.
Патент США № 4443327 | |||
кл | |||
Гидравлическая или пневматическая передача | 0 |
|
SU208A1 |
Кузнечная нефтяная печь с форсункой | 1917 |
|
SU1987A1 |
Патент США Мг 4719003 | |||
кл | |||
Гидравлическая или пневматическая передача | 0 |
|
SU208A1 |
Авторы
Даты
1991-12-07—Публикация
1990-01-25—Подача