СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА Российский патент 2010 года по МПК C10G65/02 

Описание патента на изобретение RU2381259C1

Настоящее изобретение относится к области нефтепереработки, конкретно к способу получения дизельного топлива, предназначенного для использования в условиях низких температур окружающей среды.

Возрастающая потребность северных районов в низкозастывающем дизельном топливе требует увеличения производства такого топлива.

Известны различные приемы для понижения температуры застывания дизельного топлива, например использование депрессорных присадок, либо снижение температуры конца кипения дизельной фракции, либо депарафинизация растворителями, либо смешение с керосиновой фракцией.

Коренным образом улучшить низкотемпературные свойства дизельных топлив позволяет процесс каталитической депарафинизации.

Известен способ получения дизельного топлива с использованием процесса каталитической депарафинизации предварительно гидроочищенного исходного сырья. Способ осуществляют при давлении 4 МПа, температуре 330-400°С, объемной скорости подачи сырья 1,5-3,0 ч-1, соотношении водородсодержащий газ (ВСГ)/сырье - 1000 нм33 (Козлов И.Т., Яковлева Е.А. «Химия и технология топлив и масел». №9, 1986 г., стр.29).

Недостатком известного способа является относительно низкий выход низкозастывающего дизельного топлива и невозможность снижения серы до уровня, соответствующего требованиям Европейских стандартов.

Наиболее близким к заявляемому по технической сущности является способ получения дизельного топлива путем гидродепарафинизации малосернистой нефтегазоконденсатной смеси, выкипающей в интервале температур 180-340°С, на цеолитсодержащем катализаторе, с последующей гидроочисткой гидродепарафинированного продукта на алюмо-никель (кобальт)-молибденовом катализаторе гидрообессеривания. Для увеличения выхода дизельного топлива с температурой застывания минус 45°С полученный продукт, имеющий температуру застывания минус 35°С, смешивают с керосиновой фракцией.

Способ осуществляют при температуре 280-340°С, давлении 3,5-3,8 МПа, соотношении ВСГ/сырье - не менее 500 нм33, объемной скорости подачи сырья в расчете на катализатор депарафинизации 0,8-1,0 ч-1 и гидрообессеривания 1,6-2,0 ч-1 (Афанасьев И.П., Алексеев С.З. и др. «Нефтепереработка и нефтехимия». №10, 2005 г., с.20).

Недостатком этого способа является невозможность обеспечения содержания серы до уровня, соответствующего Европейским стандартам, при переработке сернистых нефтяных дистиллятов.

Задачей заявляемого технического решения является разработка способа, обеспечивающего получение топлива дизельного Евро для холодного и арктического климата, соответствующего требованиям ГОСТ Р 52368-2005 (EH 590-2005).

Для решения поставленной задачи предлагается способ получения дизельного топлива, включающий гидродепарафинизацию среднекипящей дизельной фракции, выкипающей в интервале 240-340°С, на цеолитсодержащем катализаторе, смешение гидродепарафинированной дизельной фракции с керосиновой фракцией в соотношении, в мас.%: 40-80:20-60 и гидроочистку смеси на алюмо-кобальт-молибденовом или алюмо-никель-молибденовом катализаторе при повышенных температуре и давлении с получением целевого продукта.

Причем гидродепарафинизацию осуществляют при температуре 280-380°С, давлении 3-8 МПа, объемной скорости подачи сырья 0,5-3,0 ч-1, соотношении ВСГ/сырье 250-1500 н.об/об.

Гидроочистку осуществляют при температуре 300-400°С, давлении 3-8 МПа, объемной скорости подачи сырья 1-5 ч-1, соотношении ВСГ/сырье 250-500 н.об/об.

В предлагаемом способе используют среднекипящую дизельную фракцию, выкипающую в интервале 240-340°С, и керосиновую фракцию, выкипающую в интервале 140-280°С.

Отличие заявленного технического решения состоит в том, что гидродепарафинированную дизельную фракцию смешивают с керосиновой фракцией перед гидроочисткой в заданном соотношении и полученную смесь подвергают гидроочистке.

Указанное отличие позволяет получать топливо дизельное ЕВРО для холодного и арктического климата, соответствующего требованиям ГОСТ Р 52368-2005 (EH 590-2005) при переработке сернистых нефтяных дистиллятов.

Предлагаемый способ иллюстрируется следующими примерами.

Пример 1.

Фракцию 240-340°С (содержание серы 0,4 мас.%, предельная температура фильтруемости минус 5) подвергают гидродепарафинизации при температуре 280°С, давлении 3 МПа, объемной скорости подачи сырья 0,5 ч-1, соотношении ВСГ/сырье 250 нм33 в присутствии молибденового катализатора на высококремнеземном цеолитсодержащем носителе. В результате получают продукт с предельной температурой фильтруемости минус 42°С и содержанием серы 0,2 мас.%. Выход гидродепарафинированной фракции после стабилизации (отгона бензиновой фракции) составляет 78 мас.% на исходное сырье.

Затем гидродепарафинированную дизельную фракцию смешивают с керосиновой фракцией 140-240°С в соотношении 80 мас.% и 20 мас.% соответственно и направляют на совместную гидроочистку. Керосиновая фракция 140-240°С характеризуется содержанием серы 0,1 мас.% и предельной температурой фильтруемости минус 55°С. Гидроочистку осуществляют при температуре 400°С, давлении 3 МПа, объемной скорости подачи сырья 2 ч-1 и соотношении ВСГ /сырье 250 нм33 в присутствии алюмо-кобальт-молибденового катализатора. В результате получают продукт, который после стабилизации характеризуется содержанием серы 10 мг/кг и предельной температурой фильтруемости минус 44°С. Выход его на сырье гидроочистки составляет 98 мас.%. Продукт соответствует требованиям ГОСТ Р 52368-2005 на топливо дизельное ЕВРО для холодного и арктического климата, класса 4, вида III.

Пример 2.

Фракцию 240-340°С (содержание серы 0,8 мас.%, предельная температура фильтруемости минус 5°С) подвергают гидродепарафинизации при температуре 380°С, давлении 8 МПа, объемной скорости подачи сырья 3,0 ч-1, соотношении ВСГ/сырье 500 нм33 в присутствии бифункционального высококремнеземного цеолитсодержащего катализатора депарафинизации. В результате получают продукт с предельной температурой фильтруемости минус 33°С и содержанием серы 350 мг/кг. Выход гидродепарафинированного продукта после стабилизации 85 мас.% на исходное сырье.

Затем гидродепарафинированную дизельную фракцию смешивают с керосиновой фракцией 140-280°С (содержание серы 0,4 мас.%, предельная температура фильтруемости минус 32°С) в соотношении 50 мас.% и 50 мас.% соответственно и направляют на совместную гидроочистку. Гидроочистку осуществляют при температуре 300°С, давлении 8 МПа, объемной скорости подачи сырья 5 ч-1 и соотношении ВСГ/сырье 300 нм33 в присутствии алюмо-никель-молибденового катализатора. В результате получают продукт, который после стабилизации характеризуется содержанием серы 50 мг/кг и предельной температурой фильтруемости минус 32°С. Продукт соответствует требованиям ГОСТ Р 52368-2005 на топливо дизельное ЕВРО для холодного и арктического климата, класса 2, вида II.

Пример 3.

Фракцию 280-340°С (содержание серы 1,4 мас.%, предельная температура фильтруемости плюс 5°С) подвергают гидродепарафинизаци при температуре 360°С, давлении 5 МПа, объемной скорости подачи сырья 1,0 ч-1, соотношении ВСГ/сырье 1500 нм33 в присутствии бифункционального высококремнеземного цеолитсодержащего катализатора депарафинизации. В результате получают продукт после его стабилизации с предельной температурой фильтруемости минус 35°С и содержанием серы 0,1 мас.%. Выход гидродепарафинированной фракции после стабилизации (отгона бензиновой фракции) составляет 84 мас.% на исходное сырье.

Затем гидродепарафинированную дизельную фракцию смешивают с керосиновой фракцией 160-280°С (содержание серы 0,4 мас.%, предельная температура фильтруемости минус 31°С) в соотношении 40 мас.% и 60 мас.% соответственно и направляют на совместную гидроочистку. Гидроочистку осуществляют при температуре 360°С, давлении 5 МПа, объемной скорости подачи сырья 1 ч-1 и соотношении ВСГ/сырье 500 нм33 в присутствии алюмо-кобальт-молибденового катализатора. В результате получают продукт, который после стабилизации, характеризуется содержанием серы 10 мг/кг и предельной температурой фильтруемости минус 33°С. Выход его на сырье гидроочистки составляет 98 мас.%. Продукт соответствует требованиям ГОСТ Р 52368-2005 на топливо дизельное ЕВРО для холодного и арктического климата, класса 2, вида III.

Похожие патенты RU2381259C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ НИЗКОЗАСТЫВАЮЩЕГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 2013
  • Кинзуль Александр Петрович
  • Иващенко Игорь Викторович
  • Мельчаков Дмитрий Александрович
  • Хандархаев Сергей Васильевич
  • Твердохлебов Владимир Павлович
  • Хавкин Всеволод Артурович
  • Винокуров Борис Владимирович
  • Гуляева Людмила Алексеевна
RU2527564C1
СПОСОБ ГИДРООЧИСТКИ ДИЗЕЛЬНЫХ ДИСТИЛЛЯТОВ 2008
  • Капустин Владимир Михайлович
  • Шуверов Владимир Михайлович
  • Забелинская Елена Николаевна
  • Хавкин Всеволод Артурович
  • Гуляева Людмила Алексеевна
RU2381258C1
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ ВАКУУМНЫХ ДИСТИЛЛАТОВ 2015
  • Хавкин Всеволод Артурович
  • Гуляева Людмила Алексеевна
  • Виноградова Наталья Яковлевна
  • Шмелькова Ольга Ивановна
  • Капустин Владимир Михайлович
  • Чернышева Елена Александровна
  • Зуйков Александр Владимирович
  • Махин Дмитрий Юрьевич
RU2605950C1
СПОСОБ ГИДРОГЕНИЗАЦИОННОЙ ПЕРЕРАБОТКИ ВАКУУМНОГО ДИСТИЛЛАТА 2016
  • Хавкин Всеволод Артурович
  • Гуляева Людмила Алексеевна
  • Виноградова Наталья Яковлевна
  • Шмелькова Ольга Ивановна
  • Капустин Владимир Михайлович
  • Царев Антон Вячеславович
  • Чернышева Елена Александровна
  • Зуйков Александр Владимирович
  • Махин Дмитрий Юрьевич
RU2612133C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКОПЛОТНОГО РЕАКТИВНОГО ТОПЛИВА (ВАРИАНТЫ) 2018
  • Максимов Антон Львович
  • Самойлов Вадим Олегович
  • Иванов Сергей Викторович
  • Онищенко Мария Игоревна
  • Петрухина Наталья Николаевна
RU2670449C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ НИЗКОЗАСТЫВАЮЩИХ ТЕРМОСТАБИЛЬНЫХ УГЛЕВОДОРОДНЫХ ФРАКЦИЙ 2012
  • Томин Виктор Петрович
  • Мамонкин Дмитрий Николаевич
  • Кузора Игорь Евгеньевич
  • Микишев Владимир Анатольевич
  • Тютрина Наталья Владимировна
  • Апрелкова Ирина Ивановна
  • Томин Александр Викторович
RU2561918C2
СПОСОБ ГИДРОГЕНИЗАЦИОННОЙ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТЯНОГО СЫРЬЯ 2005
  • Хавкин Всеволод Артурович
  • Школьников Виктор Маркович
  • Капустин Владимир Михайлович
  • Маненков Владимир Алексеевич
  • Забелинская Елена Николаевна
  • Гуляева Людмила Алексеевна
  • Бычкова Дина Моисеевна
  • Лощенкова Ирина Николаевна
RU2284344C1
СПОСОБ ГИДРОГЕНИЗАЦИОННОГО ОБЛАГОРАЖИВАНИЯ ДИЗЕЛЬНЫХ ДИСТИЛЛАТОВ 2005
  • Хавкин Всеволод Артурович
  • Школьников Виктор Маркович
  • Гуляева Людмила Алексеевна
  • Осипов Лев Николаевич
  • Капустин Владимир Михайлович
  • Маненков Владимир Алексеевич
RU2293757C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВСЕСЕЗОННОГО УНИФИЦИРОВАННОГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 2018
  • Шарин Евгений Алексеевич
  • Лунева Вера Всеволодовна
  • Середа Василий Александрович
RU2673558C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗИМНЕГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 1998
  • Кубрин Ю.Г.
  • Лядин Н.М.
  • Тархов В.А.
  • Рабинович Г.Б.
  • Пронин Н.В.
  • Борисов В.П.
  • Митусова Т.Н.
  • Пережигина И.Я.
RU2126437C1

Реферат патента 2010 года СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА

Настоящее изобретение относится к области нефтепереработки, конкретно к способу получения дизельного топлива, предназначенного для использования в условиях низких температур окружающей среды. Изобретение касается способа получения дизельного топлива, включающего гидродепарафинизацию среднекипящей дизельной фракции, выкипающей в интервале 240-340°С на цеолитсодержащем катализаторе, смешение гидродепарафинированной дизельной фракции с керосиновой фракцией в соотношении, в мас.%: 40-80:20-60 и гидроочистку смеси на алюмо-кобальт-молибденовом или алюмо-никель-молибденовом катализаторе при повышенных температуре и давлении с получением целевого продукта. Технический результат - получение дизельного топлива для холодного и арктического климата, с содержанием уровня серы, соответствующим Европейским стандартам и требованиям ГОСТ Р 52368-2005. 3 з.п. ф-лы.

Формула изобретения RU 2 381 259 C1

1. Способ получения дизельного топлива, включающий гидродепарафинизацию среднекипящей дизельной фракции, выкипающей в интервале 240-340°С на цеолитсодержащем катализаторе, смешение гидродепарафинированной дизельной фракции с керосиновой фракцией в соотношении, в мас.%: 40-80:20-60 и гидроочистку смеси на алюмо-кобальт-молибденовом или алюмо-никель-молибденовом катализаторе при повышенных температуре и давлении с получением целевого продукта.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что гидродепарафинизацию осуществляют при температуре 280-380°С, давлении 3-8 МПа, объемной скорости подачи сырья 0,5-3,0 ч-1, соотношении ВСГ/сырье - 250-1500 н.об/об.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что гидроочистку осуществляют при температуре 300-400°С, давлении 3-8 МПа, объемной скорости подачи сырья 1-5 ч-1, соотношении ВСГ/сырье - 250-500 н.об/об.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что используют среднекипящую дизельную фракцию, выкипающую в интервале 240-340°С и керосиновую фракцию, выкипающую в интервале 140-280°С.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2381259C1

АФАНАСЬЕВ И.П., АЛЕКСЕЕВ С.З., МИНХАЙРОВ М.Ф., ИШМУРЗИН А.В., ЛЕБЕДЕВ Б.Л., ПЕРШИН В.А
Производство зимнего дизельного топлива из нефтегазоконденсатной смеси методом каталитической депарафинизации
Нефтепереработка и нефтехимия, 2005, N 10, с.20-24
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ НИЗКОЗАСТЫВАЮЩИХ НЕФТЕПРОДУКТОВ 1999
  • Кастерин В.Н.
  • Кастерин К.В.
RU2141503C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗИМНЕГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 1994
  • Каракуц В.Н.
  • Махов А.Ф.
  • Судовиков А.Д.
  • Семенов В.М.
  • Калимуллин М.М.
  • Мальцев А.П.
  • Ланин И.П.
  • Салихов Р.Ф.
  • Пережигина И.Я.
  • Митусова Т.Н.
RU2039791C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ УГЛЕВОДОРОДНОГО ТОПЛИВА 1994
  • Каминский Э.Ф.
  • Радченко Е.Д.
  • Хавкин В.А.
  • Курганов В.М.
  • Мелик-Ахназаров Т.Х.
  • Шафранский Е.Л.
  • Рабинович Г.Б.
  • Карташов М.В.
  • Гуляева Л.А.
RU2072387C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ НИЗКОЗАСТЫВАЮЩЕЙ ОСНОВЫ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ МАСЕЛ 2000
  • Нигматуллин Р.Г.
  • Ольков П.Л.
  • Азнабаев Ш.Т.
  • Маджам М.Т.
  • Белова Т.В.
  • Нигматуллин И.Р.
RU2179178C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 2002
  • Курганов В.М.
  • Мелик-Ахназаров Талят Хосров Оглы
  • Фалькевич Г.С.
  • Хавкин В.А.
  • Каминский Э.Ф.
  • Гуляева Л.А.
  • Виленский Л.М.
RU2219221C2
HU 9603093 A1, 29.03.1999.

RU 2 381 259 C1

Авторы

Капустин Владимир Михайлович

Шуверов Владимир Михайлович

Забелинская Елена Николаевна

Галиев Ринат Галиевич

Хавкин Всеволод Артурович

Гуляева Людмила Алексеевна

Даты

2010-02-10Публикация

2008-10-22Подача