Зажим для каната Советский патент 1991 года по МПК F16G11/04 

Описание патента на изобретение SU1698528A1

Изобретение относится к оборудованию ujaxf ного подъема, в частности к зажимам для канатов в качестве технологической оснастки при навеске и замене.

Известен зажим для каната, содержащий две колодки с продольным ручьем под канат, крепежные элементы в виде болтов и сигнальное устройство для контроля проскальзывания каната.

Недостатком устройства является то, что удерживающая способность зажима определяется усилием затяжки болтов, при э.том кулоновские силы трения между колодкой и канатом реализуется лишь от лобового воздействия на канат внешних сил, что снижает надежность зажима.

Прототипом предлагаемому устройству служит зажим для каната, состоящий из колодок, опорных пластин и крепежных элементов, с помощью которых канат зажимается между колодок, при этом статическая нагрузка от веса каната воспринимается колодками или опорной плитой.

Недостатком прототипа является низкая надежность, вследствие того, что ручей колодки, охватывающий канат по дуге, передает нормальную нагрузку на канат неравномерно, так что удерживающее усилие на одну колодку определяется произведением суммарного усилия затяжки крепежных болтов и коэффициента трения между колодкой и проводами каната.

Цель изобретения - повышение надежности зажима.

Цель достигается тем, что колодки снабжены дополнительными сквозными отверстиями с возможностью размещения в них поперечных клиньев, каждый из которых взаимодействует скошенной гранью с канатом, при этом отверстия выполнены круглыми по обе стороны от каната между крепежными элементами.

На фиг. 1 показано устройство, общий вид; на фиг. 2 - то же, вид сбоку; на фиг. 3 - разрез А-А на фиг. 1.

Устройство выполнено следующим образом.

СП

С

о ю

00

ел ю

00

Колодка 1, снабженная ребром жесткости 2, закреплена на опорной пластине 2. В продольном ручье 4 колодки размещается канат 5, удерживаемый в статике без проскальзывания относительно охватывающих его с обоих сторон колодок 1, за счет куло- новских сил трения, возникающих из-за их прижатия к канату усилием затяжки крепежных элементов 6, включающих болт 7, шайбу 8 и гайку 9. В опорных пластинах 3 выполнены отверстия 10 для крепления к балкам перекрытия 11 либо для присоединения рычажной системы подвески одного или двух грузов (не показаны). В колодках в промежутках между крепежными элементами по обе стороны от каната ступенчато выполнены сквозные отверстия 12, в которых размещается клин 13, взаимодействующий скошенной гранью 14 с канатом 5. Отверстия могут быть не круглой и круглой формы. Некруглые отверстия могут быть выполнены в случае изготовления колодок методом литья, круглые - в случае механической обработки на сверлильном стане. Соответственно профилю отверстий подбираются клинья. Существенно, что отверстия под клинья перекрывают канат в интервале четверти и половины его диаметра, а отверстия не меньше половины диаметра крепежного болта, но не больше диаметра каната. Угол заострения клина - в интервале 4-6°, что определяется коэффициентом трения между клином и канатом, соответствующим углу самозаклинивания.

Устройство работает следующим образом.

В случае использования зажима в качестве верхнего прицепного устройства для проводниковых канатов, что расширяет область применения зажима, опорные пластины размещаются на балках 11. Канат заводится между колодок, либо охватывается ими. С помощью крепежных элементов 6 обе колодки стягиваются расчетным усилием. В отверстия 12 заводятся клинья 13, обращенные скошенными гранями 14 к канату 5, и забиваются в гнезда до упора.

По сравнению с прототипом прибавка удерживающего усилия в предлагаемом устройстве определяется вторым слагаемым. Дополнительный вклад клиновых элементов в тяговое усилие зажима обусловлен искусственно волнообразным профилем изза ступенчатого размещения клиньев, вследствие чего проявляются Эйлеровские силы трения (в формуле не учтены) между канатом колодками и клиньями.

Клиновые элементы, обеспечивая увеличение удерживающего усилия, выполняют роль стопоров, препятствующих проскальзыванию каната. Механизм стопо- рения основан на том, что клинья, обладающие одной степенью свободы, при элементарных продольных перемещениях каната проворачиваются в цилиндрических гнездах, в результате чего скошенная грань клина образует угол относительно осевой

линии каната, обеспечивая заклинивающий эффект, что является основным отличительным признаком устройства от работы известных зажимов.

В случае использования зажима в качестве нижнего прицепного устройства для проводниковых, прядевых либо спиральных (закрытой конструкции) канатов в отверстиях 10 опорных пластин 3 размещаются тяги рычажной системы (не показаны) для закрепления грузов, предназначенных для создания требуемого напряжения канатных проводников.

При использовании зажима в процессе навески и замены канатов устройство работает, как правило, с опиранием на балки перекрытий ствола, аналогично верхнему прицепному устройству для канатных проводников.

Форму л а изобретения

1.Зажим для каната, содержащий опорные пластины, закрепленные на них зажимные колодки, каждая из которых выполнена с ручьем для каната и отверстиями для крепежных элементов, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, он снабжен клиньями, а колодки выполнены с дополнительными отверстиями, при этом клинья расположены в дополнительных отверстиях с возможностью взаимодействия своими скошенными гранями с канатом.

2.Зажим по п. 1,отличающийся тем, что дополнительные отверстия выполнены круглой формы.

З.Зажимпопп. 1 и2,отл ичающийся тем, что дополнительные отверстия в зажимных колодках расположены между отверстиями для крепежных элементов.

J/

cpuai

И

I

7

I

3

tf

$

I

t-I

фуг.2

A -A

фие.З

Похожие патенты SU1698528A1

название год авторы номер документа
Зажим для крепления каната 1983
  • Морозов Владислав Георгиевич
SU1149085A1
Клиновой коуш 1979
  • Соломенцев Анатолий Иванович
  • Куриленко Валерий Константинович
  • Бондаренко Василий Иванович
SU908727A1
Устройство изменения направления для ремня безопасности автомобиля 1985
  • Ханс-Хелльмут Эрнст
SU1393313A3
Способ сборки канатного замка 1988
  • Исаков Эйтибар Нисанович
SU1612160A1
СПОСОБ ЗАМЕНЫ КАНАТОВ ШАХТНОЙ ПОДЪЕМНОЙ УСТАНОВКИ СО ШКИВОМ ТРЕНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2009
  • Алешичев Андрей Евгеньевич
  • Алешичев Михаил Андреевич
  • Труш Марина Александровна
RU2409513C1
Зажим для каната подъемной установки 1988
  • Кюльм Владимир Константинович
SU1532499A1
КОНЦЕВОЕ ЗАЖИМНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАБОТАЮЩЕГО НА РАСТЯЖЕНИЕ ЭЛЕМЕНТА, ПОДЪЕМНАЯ СИСТЕМА И СПОСОБ ЗАДЕЛКИ РАБОТАЮЩЕГО НА РАСТЯЖЕНИЕ ЭЛЕМЕНТА 1999
  • Баранда Педро С.
  • Рехмер Деннис Дж.
  • Эриксон Ричард Дж.
RU2248929C2
РЫЧАЖНАЯ ЛЕБЕДКА 1994
  • Исаков Эйтибар Нисанович
RU2084396C1
Клиновой зажим для каната 1987
  • Морозов Владислав Георгиевич
  • Жабин Михаил Яковлевич
SU1426919A1
Канатоведущий шкив 1976
  • Манфред Хариг
SU886733A3

Иллюстрации к изобретению SU 1 698 528 A1

Реферат патента 1991 года Зажим для каната

Изобретение относится к оборудованию шахтного подьема, в частности к зажимам для канатов в качестве технологической оснастки при навеске и замене. Цель изобретения - повышение надежности. Зажим содержит опорные пластины, закрепленные на них колодки с ручьями для каната. Каждая колодка имеет отверстия для крепежных элементов и дополнительные круглые отверстие для размещения в них клиньев, взаимодействующих скошенными гранями с канатом. Дополнительные отверстия могут быть расположены между отверстиями под крепежные элементы. 2 з.п.ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения SU 1 698 528 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1991 года SU1698528A1

Инструкция по эксплуатации канатов в шахтных стволах
- М.: Недра, 1989, с
Устройство для усиления микрофонного тока с применением самоиндукции 1920
  • Шенфер К.И.
SU42A1

SU 1 698 528 A1

Авторы

Морозов Владислав Георгиевич

Даты

1991-12-15Публикация

1989-12-22Подача