Канатоведущий шкив Советский патент 1981 года по МПК B66B15/04 F16H55/50 

Описание патента на изобретение SU886733A3

(54) КАНАТОВЕДУЩИЙ ШКИВ

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению, а именно к канатоведущим шкивам, предназначенным для вертикального перемещения грузов.

Известен канатоведущий шкив, содержащий смонтированные на приводном валу две соединенные одна с другой щеки, образующие желоб для каната,, приспособления для зажима каната и распределительное кольцо 1.

Однако данный шкив имеет сравнительно малый срок службы.

Цель изобретения - повьшение срока слулсбы шкива.

Для достижения поставленной цели приспособления для зажима каната равномерно установлены по окружности на щеках, при этом, по крайней мере, одна щека выполнена из деформируемого материала.

Распределительное кольцо установлено на телах качения, расположено эксцентрично относительно приводного вала и выполнено со скошенными боковыми поверхностями, взаимодействующими со скосами, выполненными на . внутренней поверхности щек.

На фиг. 1 изображен канатоведущий . шкив, вид спереди (с частичным вырывом); на фиг, 2 - сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - канатоведущий шкив, -второй вариант вьшолнения; на фиг. 4 - сечение Б-Б на фиг. 3; на фиг. 5 - узел 1 на фиг. 1; на фиг. 610канатоведущий шкив, третий вариант выполнения:; на фиг. 7 - сечение В-В на фиг, 6; на фиг. 8 - сечение Г-Г на фиг. 6; на фиг, 9 - сечение Д-Д на фиг. 6.

15

В корпусе 1, который изображен схематически, размещен шкив 2 и закг реплены валы, которые приводятся соответствующими средствами, например двигателем, прикрепленным к корпусу

20 (не показан).

Шкив-2 состоит из двух щек 3 л 4, Щека 3 закреплена на валу 5, а щека 4 прикреплена к.щеке 3 посредством 25 болтов 6, завинченных в резьбовые отверстия 7, которые предусмотрены в щеке 3 , и свободно проходя.щих через отверстие 8 в щеке 4 приводного шкива. Между головкой 9 кажд го болта и щекой 4 помещены тарельчатые пружины 10. . . -. Щеки 3 и 4 прижимаются друг к дру гу регулируются подкручиванием или откручиванием болтов 6, этим обеспечивается захват каната без проскальзывания между щеками 3 и 4 и без не: селательной для каната деформации. Щеки 3 и 4 щкива имеют внутри кру говые скошенные поверхности 11 и 12, с которыми входит в контакт канат 13 Эти поверхности образуют конический желоб, который расширяется в направлении, внутрь и имеет в сечении форму ласточкина хвоста. При боковом давлении двух шкива на канат последний смещается к низу желоба так, что возможность соскакивания каната с желоб полностью исключается. Между щеками 3 и 4 приводного шкива 2 предусматри вается отверстие 14, образованное параллельными поверхностями щек 3 и 4, к краю переходящими в конические поверхности 15 и 16. На ступице 17 щеки 3 закреплен;: шарикоподшипник 18, несущий эксцентриковый диск 19. Этот диск закреплен штифтом 20 на корпусе в неподвижном положении относительно него, Диск вращается на шарикоподшипнике 21, который снабжен кольцом 22 с кoничecки IИ поверхностями 23 и 24. Эксцентриковый диск 19 расположен таким образом, что кольцо 22, которое закреплено неподвижно относитель но корпуса 1, воздействует на конические поверхности 15 и 16 приводного шкива 2 при вращении последнего и обеспечивает точность расположения мест, в которых канат входит в шкив и выходит из., него. В местах, в которых канат входит в шкив и выходит из него, щеки 3 и 4 отводятся друг от друга, обеспечивая свободный без трения, ввод каната в шкив и вывод его оттуда. При этом на другой стороне приводного щкива вследствие наличия болтов б и пружин 10 канат 13 прочно захватывается между поверхностями 11 и 12 по очень большой дуге и практически при равномерном давле1ши. В результате того, что кольцо 22 имеет большой диаметр относительно диаметра отверстия. 14, мозкно добитьс 34 чтобы разница в окружных скоростях поверхностей 23 и 24 относительно поверхностей 15 и 16 щек 3 и 4 бьша такой небольшой, что между кольцом 22 и щеками 3 и 4 имело бы место очень небольшое допустимое тепловыделение . В этом случае поверхности 15, 16 23 и 24 идеально проходят относительно друг друга так, что трение выделение тепла и износ снижаются до минимума. Во втором варианте вьшолнения шкива (фиг. 3 и 4) кольцо 22 опирается на ролики 25-27, которые свободно вращаются вокруг соответствующих валов 28-30, закрепленных на корпусе подъемного устройства. В этих двух вариантах обеспечивается вращение приводного шкива вокруг оси Е-Е, причем кольцо 22 вращается вокруг оси Ж-Ж либо на эксцентриковом диске Г9/либо на эксцентрично расположенных роликах 25-27. . Чем ближе расположены друг к другу оси Е-Е и Ж-Ж, тем меньше трение между кольцом 22 и щеками 3 и 4. Щеки 3 и 4 щкива движутся по кольцу 22 и при этом разжимаются в определенных местах, обеспечивая ввод каната в приводной шкив и вывод его оттуда без трения. Одна из щек шкива, например щека 4, должна быть вьшолнена из деформируемого материала. Однако эта деформируемость должна быть небольшой и не должна превышать предел упругости используемого материала. Посредством пружин 10 канат захватывается по большой дуге при равномерном приложении давления. Это давление, прилагаемое щеками шкива к канату, устанавливается предварительно подкручиванием или открз чиванием болтов 9, чем достигается привод каната без проскальзывания и без деформации его. С другой стороны, разжим щек шкива на одной стороне посредством кольца 22 и локальной деформации одной щеки шкива происходит таким образом, что давление на канат с другой стороны шкива практически не увеличивается. Кольцо 22 с одной стороны и щеки 3 и 4 с другой стороны имеют скошенные поверхности, входящие в контакт одна с другой. Вместо кольца 22 со скошенными поверхностями можно испольэовать-ровное цилиндрическое кольцо в этом случае поверхности 15 и 16 должны быть расположены вертикально относительно оси Е-Е. Пружинные элементы (фиг. 6-9). выполнены в виде пары колодок 31 и 32 со скошенными поверхностями 33 и.34 соответственно, которые входят во взаимодействие с канатом 13 для проч ного захвата-его. Колодки 31 и 32 подвижно закреплены на теле шкива винтами 35-38, которые ввинчены в сам шкив 2. Винты могут быть использованы для закрепления самих пластин чатых пружин 39 и 40, которые прилагают требуемое давление для захват каната. Каждая колодка снабжена роликами 41-44 и 45-48, которые взаимо действуют с названными кулачками или направляющими 49 и 30. Канат посредством пружин 39 и 40 прижимается в желобе приводного шкива 2 и приводится таким образом без проскальзывания, а ввод и вывод его осуществляются без трения путем разведения колодок 31 и 32 в местах, где канат входит в приводной шкив или выходит с него. Когда шкив вращается против часовой стрелки и .набегает на вертикально проходящей участок каната так, как это показано на фиг. 1, вертикаль ная часть каната 13 соответствуюк им образом закрепляется. Вращение против часовой стрелки шкива 2 от вала 5 приводит к одновременному вращению против часовой стрелки кольца 22. Благодаря отжимающему усилию пружины 10, воздействующей на поверхности 15 и 16, происходит контактирование зти поверхностей с поверхностями 23 и 24 соответственно. При смещении оси Ж-Ж на 45 по отношению к оси Е-Е во второй четверти с выбранным расстоянием между осями Е-Е и Ж-Ж и с выбранным диа{1ётром кольца 22 поверх ности 23 и 24 последнего контактируют с поверхностями 15 и 16 на досТаточной протяженности во втором квадранте движения при одновременном вращении шкива 2 и кольца 22. Кроме того, толщина кольца 22 или его ширина на радиальном участке контактирования с поверхностями 15 и 16 большая по сравнению с шириной или расстоянием между поверхностями 15 и 16 вдоль оси, параллельной Е-Е или Ж-Ж в положении, когда щеки 3 и 4 отклонены или прижаты с помощью пружины 10 к канату 13. Таким обра36зом, после того, как поверхность 16 войдет в соприкосновение с поверхностью 24, часть шкива (гцека 4)., находящаяся вблизи зоны контакта, оттесняется во внешнюю сторону от другой части шкива (щеки 3), что создает нужную ширину взаимного ра- между поверхностями 11 и 12 и раскрытие канавки для укладки каната. Контактирование кольца 22 с поверхностями 15 и 16 пройсэ1ода т на участке дуги, меньшем, чем дуга, соответ-ствующая второй четверти, когда во втором квадранте производят разобщение поверхностей 15 и 16. Благодаря такому конструктивному.исполнению, канат 13 испытывает однородное давление с боков, оказываемое на него благодаря отклонякщей пружине 10 при про хождении шкива 2 через остальные 270 Дуговая протяженность контактирования кольца 22 с поверхностями 15 и 16 может быть как увеличена,.так и уменьшена за счет соответствующего смещения оси Ж-Ж относительно оси Е-Е с изменением, их взаимного расположения. Следовательно, в зависимости от расположения оси Ж-Ж относительно оси Е-Е поверхности 15 и 16 могут быть разобщены по длине дуги равной, большей или меньшей по сравнению с полной четвертью, соответственно, от расположения осей зависит также изменение протяженности соприкосновения каната 13 с поверхностями 11 и 12. Несущественным является то, что. боковые поверхности 23и 24 сходятся под тем же углом, что и поверхности 15 и 16, поскольку для поверхностей 23 и 24может быть взят любой угол, обеспечивающий нужное разобщение поверхностей 15 и 16. Несмотря на то, что в результате сдавливающего усилия, приложенного к кольцу 22 со стороны щек 3 и 4, происходит вращение указанного кольца 22 и ввиду того, что кольцо 22 расположено на вращающейся оси Ж-Ж, смещенной относительно оси Е-Е, с учетом среднего диаметра поверхностей 15 и 16 кольцо 22 будет вращаться с большим числом оборо.тов, чем шкив в единицу времени. Такое различие в оборотах и смещение части шкива вызьтает определенную степень движения поверхностей 23 и 24 относительно поверхностей 15 и 16. Формула изобретения 1. Канатоведущий шкив, содержащий смонтированные на приводном валу две соединенные одна с другой щеки, .образующие желоб для каната, приспособ ления для зажима каната и распределительное кольцо, отличающийся тем, что, с целью повышения срока службы шкива, приспособления для зажима каната равномерно установлены по окружности на щеках, при этом, по крайней мере, одна щека выполнена из деформируемого материала. 38 2. Шкив по п. 1, отличающ и и с я тем, что распределительное кольцо установлено на телах качения, расположено эксцентрично относйтельно приводного вала и выполнено со скошенными боковыми поверхностями, взаимодействующими со скосами, вьшолненными на внутренней поверхности щек. Приоритет по пунктам: 26.09.75 по It. 1 01.12.75 по п. 2 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1, Патент США К 3332597, кл. 226-190, 1967.

Похожие патенты SU886733A3

название год авторы номер документа
Канатоведущее устройство 1979
  • Ратинер Моисей Михайлович
  • Суздальницкий Вениамин Исаевич
  • Перевалов Николай Евдокимович
  • Мартынихин Василий Дмитриевич
SU981746A1
Лифт переменной грузоподъемности 1982
  • Авдеев Владимир Николаевич
  • Харитонов Олег Николаевич
SU1049400A1
Поворотный стол для передачи деталей между конвейерами 1977
  • Дерек Джон Килби
SU735162A3
Привод лифта 1976
  • Ваксман Макс Айзикович
  • Гершаник Юрий Моисеевич
  • Конторович Борис Яковлевич
  • Шаповаленко Алексей Михайлович
SU613995A1
Лебедка 1980
  • Сытник Николай Петрович
SU933627A1
Канатоведущий привод "Вездеход 1988
  • Шендриков Леонид Прокопович
SU1613422A1
Направляющий шкив 1980
  • Тихомиров Александр Андреевич
SU889589A1
Передвижная опалубка 1982
  • Игошин Святослав Григорьевич
  • Рагулин Валентин Гаврилович
SU1076589A1
Подвесная канатная дорога маятникового типа 1984
  • Глущенко Илья Петрович
  • Щука Иван Степанович
SU1220984A2
Канатоведущий шкив 1980
  • Веретенников Владимир Петрович
SU912992A1

Иллюстрации к изобретению SU 886 733 A3

Реферат патента 1981 года Канатоведущий шкив

Формула изобретения SU 886 733 A3

13

Э

15 s

22

Ю

Л

2S

10

У иг. if

m 46 Г

W

згч

зг

(pUf.ff

SJ. .

49 39

42

38 НЗ 41334 42 и Ч

41 43

5D

if9 ifif

23

(риг.З

ЧВ

3B

SU 886 733 A3

Авторы

Манфред Хариг

Даты

1981-11-30Публикация

1976-09-24Подача