Изобретение относится к машиностроению, касается конструкции муфты, компенсирующей угловые и осевые смещения валов соединяемых агрегатов и широко используется на железнодорожном транспорте механизм для передачи вращающего момента от вала тягового электродвигателя на ось колесной пары, выполненный в виде плавающей шайбы, с двумя парами поводков, шарнирно соединяющих колесную пару с шайбой и с валом ТЭД, шарниры которых расположены на одной окружности.
Известно также устройство для передачи вращающего момента между смещенными валами, в котором пальцы полумуфт и соединяющие их поводки расположены в одной плоскости, перпендикулярной к оси муфты.
Из известных компенсирующих муфт наиболее близкой по технической сущности к предлагаемой является муфта, в которой две соосные полумуфты, связанные с пальцами посредством упругих шарниров с нажимными шайбами, расположены по обе стороны каждого пальца, а поводки выполнены в виде тяг трубчатой формы и расположенных внутри них стержней. Тяги контактируют торцами с внутренними нажимными шайбами, а стержни пропущены в отверстая пальцев и зафиксированы с натягом относительно наружных шайб.
Существенным недостатком муфты является сложность и трудоемкость сборки, поскольку предусмотрено применение специальных технологических струбцин для предварительного сжатия упругих элементов. Кроме этого, при использовании данной конструкции на локомотивах необходимо осуществлять все операции по монтажу-демонтажу непосредственно на локомотивной тележке, что приводит к зна- чительным трудозатратам при ремонте, снижая ремонтопригодность железнодо- рЪжной техники.
Цель изобретения - упрощение монтажа и демонтажа.
Указанная цель достигается тем, что предлагаемая компенсирующая муфта содержит две соосные полумуфты с выступами в виде пальцев, расположенные в плоскости, перпендикулярной оси муфты, тяги, каждая из которых своими концами связана с пальцами разных полумуфт посредством упругих шарниров, причем упругие элементы шарниров установлены с натягом в направлении оси тяги, снабжена корпусами, каждый из которых выполнен с отверстием под палец и двумя гнездами под шарниры, тяги выполнены со сферическими
головками на концах, размещенными внутри упругих шарниров, пальцы обеих полумуфт расположены параллельно оси муфты и обращены свободными концами к одному
из торцов муфты, каждый корпус установлен на пальце соответствующей полумуфты и зафиксирован от перемещения в осевом направлении, а в гнездах корпусов расположены шарниры смежных тяг.
Предлагаемая компенсирующая муфта позволяет передавать вращающий момент между соосными валами, имеющими осевое и угловое смещение, и обеспечивает упрощение сборки и повышение ремонтопригодности.
Благодаря применению корпусов, совмещающих шарниры двух расположенных рядом тяг, имеющих на концах сферические головки, затяжка резиновых амортизаторов
осуществляется вкладышами и гайками без применения каких-то специальных приспособлений. Основные детали муфты (шарниры с поводками), собранные в один кольцеобразный узел, позволяют осуществить быстрый монтаж и замену узла при ремонте.
Это преимущество дает возможность использовать муфту в качестве передающего механизма в тяговом подвижном составе
железных дорог, обеспечивая необходимые качества по ремонтопригодности.
На фиг. 1 приведена компенсирующая муфта, общий вид; на фиг. 2 - установка муфты на оси колесной пары локомотива,
Муфта содержит корпуса 1 шарниров , в которые входят резиновые амортизаторы 2 и 3, расположенные с обеих сторон сферической головки тяги 4. Амортизаторы 3, находящиеся внутри тяги, выполнены
разрезными для возможности их установки на цилиндрический стержень тяги. Амортизаторы фиксируются в корпусе предварительным сжатием с помощью разрезных нажимных шайб 5 и специальных гаек 6,
вворачиваемых в цилиндрические полости корпусов.
Все корпуса с амортизаторами и тягами собираются отдельно и образуют упругий
кольцевой узел, который имеет в каждом корпусе посадочные отверстия 7. Кольцевой узел в сборе устанавливается на пальцы полумуфт. На фиг. 2 показана муфта, установленная на оси колесной пары локомотива.
Муфта соединяет колесный центр 8, являющийся одной полумуфтой и фланец 9 полого вала тягового привода. Три корпуса муфты посажены на равнорасположенные пальцы 10 фланца полого вала, три других корпуса
- на пальцы 11 колесного центра и затянуты гайками 12. Шпонки 13 предотвращают поворот корпусов на пальцах, определяя их правильное взаимное расположение.
Компенсирующая муфта работает следующим образом.
В среднем положении оси корпуса 1 и тяг 4 расположены в одной плоскости - плоскости вращения муфты. При осевом и угловом смещении осей соединяемых агрегатов корпуса начинают вращаться в разных плоскостях. При осевом и угловом смещении осей тяги устанавливаются с перекосом, деформируя резиновые амортизаторы между головками тяг и нажимными шайбами 5.
При необходимости ремонта муфты производится быстрый съем всего кольцевого упругого узла с пальцев и замена его на новый. Этим обеспечивается минимум трудозатрат при монтаже и значительно более высокие показатели ремонтопригодности.
0
5
0
Формула изобретения Компенсационная муфта, содержащая две соосные полумуфты с выступами в виде пальцев и расположенные в плоскости, перпендикулярной оси муфты, тяги, каждая из которых своими концами связана с пальцами разных полумуфт посредством упругих шарниров, причем упругие элементы шарниров установлены с натягом в направлении оси тяги, отличающаяся тем, что, с целью упрощения монтажа и демонтажа, она снабжена корпусами, каждый из которых выполнен с отверстием под палец и двумя гнездами под шарниры, тяги выполнены со сферическими головками на концах, размещенными внутри упругих шарниров, пальцы обеих полумуфт расположены параллельно оси муфты и обращены свободными концами к одному из торцов муфты, каждый корпус установлен на пальце соответствующей полумуфты и зафиксирован от перемещения в осевом направлении, а в гнездах корпуса расположены шарниоы смежных тяг.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Компенсирующая муфта | 1987 |
|
SU1493814A1 |
ПРИВОД КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ЛОКОМОТИВА | 2005 |
|
RU2297935C2 |
Компенсирующая муфта | 1977 |
|
SU703695A1 |
Стабилизатор поперечной устойчивости кузова железнодорожного вагона | 2021 |
|
RU2770029C1 |
Устройство крепления тягового двигателя на раме тележки локомотива | 1989 |
|
SU1710406A1 |
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ КОМПЕНСИРУЮЩАЯ МУФТА | 2015 |
|
RU2622675C2 |
ПРИВОД КОЛЕСНОЙ ПАРЫ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2006 |
|
RU2359852C2 |
Муфта для компенсации угловых смещений соединяемых валов | 1981 |
|
SU1123554A3 |
МУФТА ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ ВАЛОВ | 2011 |
|
RU2463495C1 |
Шарнирная муфта | 1990 |
|
SU1782297A3 |
Изобретение относится к машиностроению, а именно к компенсационным муфтам для соединения валов. Целью изобретения является упрощение монтажа и демонтажа. Муфта содержит две полумуфты с пальцами (П) 7, расположенными параллельно оси муфты и обращенными свободными концами к одному из торцов муфты и тяги (Т) 4. Каждая Т 4 выполнена со сферическими головками на концах и шарнирно связана с П 7 обеих полумуфт. Шарниры смежны ; Т 4 размещены в гнездах корпуса (К) 1. Каждый К 1 установлен на соответствующем П 7 и зафиксирован от перемещения вдоль оси. При сборке муфты все К 1 собираются с Т 4 и шарнирами в упругий кольцевой узел, который затем устанавливается на П 7 полумуфт. Крутящий момент передается от одной из полумуфт к другой через П 7, Т 4 и К 1.2 ил. Ё VI О о CJ о ел
«UB
Компенсирующая муфта | 1987 |
|
SU1493814A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1991-12-23—Публикация
1989-12-06—Подача