Из . --ретсн;-;е относит сл к зпокчро- MaiLV .fi:.,.:,-i , г- ц.., ч;.т и к крупным г.г. пумкэл;,нг..-м ,. к г-: иеским МаШИ- ИгЦМ.
U .-.- Ki изиОрете - мл - пооишепие надежности и снил -.мие трудоемкости
MOHTfii. /i.
На фиг, 1 схема ч и ч1 :о «образна вертикальная э/ ект-р;-ыескэк машина; на-фиг. 2 - подпятник и р-ал при выпуклой поперхног.тм сопряжения; на фиг. 3 разрез А-А ьл ф.г. 2; на фиг. 4 - подпятник и рая при вогнутой поверхности сопря; сьн.я.
Вертикальная Ел кт ическая мпши- на содержит корпус 1, Р котором размещен статор 2, ротор 3, подпятник k, верхний нэпрг ЗЛЯЮ лмн подшипник 5 и ниняий направляли- : подшипник 6.
В вертикальной электрической машине (фиг. 1) подвесного исполнения подпятник 1 имеет сферическую поверхность 7 сопряжения, выпуклую относительно поверхности 8 скольжения. Подпятник 1} включает р- себя втулку 9, установленную кслодзи о на валу 10 и з. фиксированную стопорным кольцом 11. Втулка 9 олирйггсл на диск 12 по сферическсй1 поверхности }t со- пряк-.ечия. Диск 12 подпятника опирается на сегменты 13, которую оперты на регулнруем .ге опоры И. Лиск 12 закрепляется неподви.ч;.::.) относительно втулки 9 подпятника посредстром болтов 15 Дня фиксации поло :сн--,д диска 12 относительно фланги 16 в гулки 9 подпятника, после устрг;-;ск:я нег.ерпемдику- лярнопти, Г1редусмотреиы стопорные штифты 17. Верхний направляющий под-
L. Hr.Hiii; 3 и НИЖН1 Й Н.ЗПраВЛЯЮ ДИЙ ПОДШИПНИК 6 г.кеют cen- .ef«vbi 18 и 13, а также регул Т)у...;о опоры 20 и 21. Нижний направляющий подшипник 6 имеет втулку 32, устяносленную неподобно на ва- лу 10.
При работе вертикальной электрической м;т :мны пращас ннгл внутри статора 2 роте-;; 3 через установленную на его валу 10 втулку 9 и диск 12 подпятника А передаст через сегменты 13 подпятника на опоры 1 М(. су;: -й конструкции з лчитслоныг .кэ нагрузки, обусловленные оесом р:/э1Д ои;ихсч частей У.- двигателя, так и прнподимого мохан i . - а , например i n,-,por r-,coca . Ло- полчи ..-. МзНо при прпс .с,.,-. п луонлсоса
СО СТС:. Ь.;4 H.lCOtV НЛ ПЛДПЯГНИК ДСЙС1г.;уот i/ овме хилип, г Г ,-с/ю яс1с;ь С
реакцией поды и значительно превышающие ве/u чину усилий под действием сил тяжести ирп аю пхс; частей двигателя и насоса.
Непорпенди; улярнос 1 ь поверхности 8 скольжения диск-э 12 оси вращения оы- Sfc fjafT вибрацию электрической машины излом общей линии вала всего агрегата и дополнительное нагрунение напраляющих сегментов 18 и J подшипников и приводит к преждевременному выходу из сч роя. Поэтому поверхность 8 скол должна быть строго перпендикулярно оси ьапа 10.
Способ устранения нспсрпендикуляр ности поверхности скольжения диска подпятника машпчы заключается в сле- у:о;цам. При сборке вертикальной электрической машины проводят выосрку биении вала машины. Это необходимо, так как нижний конец нала 10, имею- ций фланец 23, при монтаие соединяется с гидротурбиной или насосом и биение вала выше нормы не допускается. Биение иала 10 возникает по технологическим причинам в результате отклонения, возникающего при посадке втулки 9 на вал 10. В то же время поверхность 8 скольжения должна быть строго горизонтальна.
Лля устранения биения вала 10 вследствие неперпендикулярности поверхности скольжения диска 12 подпятника i к оси вала 10 применяют
следующий способ. Для крупных электрических машин максимально допустимая величина биения фланца 23 вала ТО не более 0,02 мм на 1 м длины вала 10, Если биение вала 10 превышает допустимое значение, перемещают диск 12 по поверхности сопряжения втулки 9 и диска 12 на величину относительного -смс ленип. Для этого необходимо вывернуть болты 15, соединяющие фланец 1б втулки с диском 12, затем освободить ротор 3 от осевой нагрузки, снять сегменты 18 нижнего направляющего подшипника 6 и приподнять ротор Не) несколько миллиметров. Затем передпчгаяу диск 12 на расчетную величину в направлении, зависящем от исправления выпуклости сферы пооерх- (-ости скольжения, и закрепляют диск 12 относительно фланца 1G втулки пика. Дпп этого используют ГУЛЛТЫ 15 и стопорное 17. После передвижки ротор опускается.
Величина перемещения рассчитывается по формуле
А А 2L
где Д - величина смещения диска подпятника относительно втулки; А - величина биения фланца вала; R - радиус поверхности сопряжения диска подпятника и втулки;
- L - расстояние от центра посадочной поверхности втулки до фланца вала.
Так, для синхронного вертикального двигателя мощностью 8000 кВт при мм, MM, мм
2000
2-3000
0,33 мм.
Таким образом, величина смещения диска 0,33 мм, Направление перемещения диска подпятника зависит от расположения центра сферической поверх- ности сопряжения. Если центр расположен ниже подпятника, т.е. поверхность сопряжения выпуклая относительно поверхности скольжения, перемещать диск 12 надо вправо (фиг. 2), в направлении В, противоположном максимальной величине биения вала 10. Если центр сферической поверхности сопряжения расположен выше подпятника, т.е. поверхность сопряжения вогнута относительно поверхности скольжения, то перемещать диск 12 надо в направлении С максимальной величины биения (фиг. 4). На фиг. 2 и k поло
10
5
0
5
0
5
жение вала D соответствует положению до устранения неперпендикулярности, положение Е - положению вала после устранения неперпендикулярности.
Использование изобретения позволит отказаться от полной разборки электрической машины, проведения сложных, трудоемких и высококвалифицированных работ по шабровке поверхности сопряжения на клин и повысить надежность работы машины.
Формула изобр.е тения.
1. Вертикальная электрическая машина, содержащая статор, вал с ротором, подшипниковые узлы с направляющими подшипниками и подпятником, включающим закрепленную на валу втулку с сопряженным с ней диском, опирающимся на поверхность скольжения сегментов подпятника, снабженных регулируемыми по высоте опорами, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности, снижения трудоемкости монтажа, поверхности сопряжения диска подпятника и втулки выполнены сферическими.
2. Машина по п. отличающаяся тем, что поверхность сопряжения диска с втулкой выполнена выпуклой относительно плоскости скольжения диска подпятника и сегментов.
3. Машина по п. отличающаяся тем, что поверхность сопряжения диска подпятника с втулкой выполнена вогнутой относительно плоскости скольжения диска подпятника и сегментов.
10
10
Фиг.З
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Поворотный стол с газостатической опорой | 2022 |
|
RU2788876C1 |
ОПОРНО-ПРИВОДНОЕ УСТРОЙСТВО | 1999 |
|
RU2193703C2 |
Масляная ванна электрической машины | 2023 |
|
RU2823670C1 |
Подшипниковый узел вертикальной электрической машины | 1989 |
|
SU1723635A1 |
ПОГРУЖНОЙ ВОДОНАПОЛНЕННЫЙ СИНХРОННЫЙ ГЕНЕРАТОР ВЕРТИКАЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ | 2011 |
|
RU2483417C2 |
Способ восстановления работоспособности гидротурбины после длительного периода её эксплуатации | 2017 |
|
RU2689236C2 |
ВЫСОКОСКОРОСТНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 1967 |
|
SU200650A1 |
ВЕРТИКАЛЬНЫЙ ГИДРОГЕНЕРАТОР | 1992 |
|
RU2043692C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ ПРИ ПОМОЩИ ГИДРОЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ГЕНЕРАТОРНОГО АГРЕГАТА | 2002 |
|
RU2232917C2 |
ОПОРА РОТОРА ГТД | 1991 |
|
RU2075658C1 |
Изобретение относится к области 10 18 ди38, ика,- Асти 0 г электромашиностроения, в частности к крупным вертикальным электрическим машинам. Цель изобретения - повышение надежности и снижение трудоемкости монтажа. Вертикальная электрическая машина содержит статор 2, ротор 3, направляющие подшипники 5 и 6. Осевую нагрузку воспринимает подпятник 4, включающий закрепленную на валу 10 втулку 9 с сопряженным с ней диском 12, опирающимся на поверхность скольжения сегмента 13. Для обеспечения возможности устранения биения вала поверхности сопряжения диска 12 и втулки 9 выполнены сферическими. 2 э.п. ф-лы, 4 ил. 11 4,9 Јk 5 i Ш / Ј Ю со ю
Фиг,4
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ЧАСТОТЫ И РАЗНОСТИ ЧАСТОТ СИГНАЛОВ | 1992 |
|
RU2025738C1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Нейман З.Б | |||
и др | |||
Крупные вертикальные двигатели переменного тока,- Н.: Энергия | |||
Разборная деревянная форма для возведения бетонных стен | 1924 |
|
SU1374A1 |
Деревянная повозка с кузовом, устанавливаемым на упругих дрожинах | 1920 |
|
SU248A1 |
Видоизменение прибора для получения стереоскопических впечатлений от двух изображений различного масштаба | 1919 |
|
SU54A1 |
Авторы
Даты
1992-01-07—Публикация
1990-01-15—Подача