Изобретение относится к машиностроению, а игденно к средствам гашения угловых колебаний валов.
Известен динамич еский гаситель угловых колебаний, преимущественно поршневой машины, содержащий установленный на валу с возможностью угловых перемещений маховик и планетарную передачу, оси сателлитов которой размещены в отверстиях маховика, причем маХовик посредством пружины кручения связан с валом, центральное колесо планетарной передачи установлено неподвижно, а оси сателлитов снабжены дополнительными массами.
Недостатком известного устройства является малая эффективность гашения угловых колебаний.
Известен гаситель колебаний, содержащий маховик, упругий элемент и планетарную передачу, причем маховик выполнен в
виде кольца, упругий элемент - в виде кольца из эластомера, соединяющего маховик с центральным колесом с наружными зубьями, устанавливаемым на валу с возможностью угловых поворотов, а водило предназначено для жесткого соединения с валом.
Недостатком известного устройства является малая эффективность гашения колебаний, обусловленная возможностью его настройки только на одну доминирующую гармонику нагружающего вал переменного момента сил.
Цель изобретения - повышение эффективности гашения угловых колебаний валов путем уравновешивания ряда доминирующих гармоник переменного момента сил, нагружающего вал.
Поставленная цель достигается тем, что в динамическом гасителе колебаний, содержащем маховик и планетарную передачу, в которой центральное колесо с наружными зубьями соединено с маховиком и установлено на залу тиашины с возможностью угловых перемещений относительно него, водило предназначено для жесткого соединения с валом, в маховике выполнены радиальные пазы, а гаситель снабжен уста новленными в них подпружиненными в радиальном направлении грузами.
На фиг.1 показан гаситель, профильный разрез; на фиг.2 - разрез А-А на фиг. 1.
Динамический гаситель угловых колебаний содержит маховик t в виде кольца, планетарную передачу, в которой центральное колесо 2 с наружнь ми зубьями соединено с маховиком 1 и установлено на валу 3 машины с возможностью угловых поворотов относительно зтого вала, водило 4, предназначенное для жесткого соединения с валом 3, сателлиты 5 и центральное колесо 6 С внутренними зубьями, установленное на основании 7.
Маховик t соединен жестко со ступицей центрального колеса 2 с наружными зубьями, при этом в маховике выполнены радиальные цилиндрические пазы 8 и 5, в которых сбалансированно относительно центральной оси планетарной передач размещены подпружиненные винтовы1м и пружинами 10и 11 сжатия корректирующие грузы в виде шаров-12 и 13 с возможностью их перемещения вдоль радиальных пазов 8 и 9, закрытых с наружной стороны маховикд 1, например, обручем 14, напрессованным на маховик,
Динамический гаситель угловых колебаний pa6otaeT следующим образом.
Угловые колебания вала 3 через водило 4, сателлиты 5 и центральное колесо 2 с наружными -зубьями передаются на маховик 1, вызывая колебательные перемещения корректирующих грузов 12 и 13 вдоль
осей пазов 8 и 9 в поле центробежных сил инерции, деформируя пружины 10 и 11. В связи с этим при переносном вращательном движении маховика 1 возникают кориолисоаы. силы инерции, создающие уравновешивающий момент на маховике 1, передающийся через планетарную передачу на вал 3.
Подбором величин масс грузов 12 и 13,
коэффициентов жесткости пружин 10 и 11 достигается равенство частот собственных колебаний гасителя и доминирующих гармоник возмущающего момента, чем обеспечивается равенство уравновешивающего и
возмущающего моментов по величине и противоположность по фазе по ряду гармоник, вследствие чего угловые колебания вала 3 уменьшаются.
Планетарная передача увеличивает
уравновешивающий момент, действующий на вал 3 со стороны маховика 1, что также способствует увеличению эффективности гашения колебаний.
Вследствие повышения равномерности
движения элементов зубчатых пар увеличивается надежность работы гасителя.
Ф о р м у л а и 3 о б р е те н и я Динамический гаситель угловых колебаНИИ, содержащий маховик и-планетарную передачу, в которой центральное колесо с наружными зубьями соединено с маховиком и предназначено для установки на налу иашины с возможностью угловых перемещений относительно него, водило предназначено для жесткого соединения с валом, а центральное колесо с внутренними зубьями - с основанием, отличающийся тем. что, с целью повышения эффектийности гашения колебаний, в маховике выполнены радиальные пазы, а гаситель снабжен установленными в них подпружиненными в радиальном направлении грузами.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Динамический гаситель угловых колебаний | 1989 |
|
SU1714243A1 |
Динамический гаситель колебаний | 1987 |
|
SU1474359A1 |
Динамический гаситель угловых колебаний | 1989 |
|
SU1682683A1 |
Динамический гаситель угловых колебаний | 1985 |
|
SU1310548A1 |
Динамический гаситель угловых колебаний | 1989 |
|
SU1717876A1 |
Динамический гаситель угловых колебаний | 1989 |
|
SU1776897A1 |
Динамический гаситель угловыхКОлЕбАНий | 1979 |
|
SU800521A1 |
ЗАДНЯЯ ПОДВЕСКА КОЛЕС АВТОМОБИЛЯ | 2018 |
|
RU2696049C1 |
Привод поршневой машины | 1989 |
|
SU1739150A1 |
Инерционный динамический нагружатель | 1980 |
|
SU938062A1 |
Изобретение относится к машиностроению, а именно к средствам гашения угловыхколебаний валов. Целью изобретения является повышение эффективности гашения угловых, колебаний путем уравновешивания ряда доминирующих гармоник переменного момента сил, нагружающего вал. Подбором величин масс грузов и коэффициентов жесткости пружин сжатия достигается равенство частот собственных колебаний гасителя и доминирующих частот возмущающего момента, чем обеспечивается равенство уравновешивающего и возмущающего моментов по величине и противоположность их по фазе, вследствие чего угловые колебания валов машины уменьшаются. 2 ил.
Динамический гаситель угловыхКОлЕбАНий | 1979 |
|
SU800521A1 |
кл | |||
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1992-01-30—Публикация
1989-11-14—Подача