Изобретение относится к судостроению, а именно к подруливающим устройствам судна, и может быть применено на речных и морских судах различного водоизмещения как надводного, так и подводного плавания, имеющих большую длину и развитые надстройки.
В настоящее время для обеспечения маневренности суда снабжаются главными и вспомогательными средствами управления (ГСУ и B,CV). ГСУ включают рулевые устройства (PYf и главные движительно-рулевые устройст а(ГДРУ), а ВСУ включают подруливающие устройства (ПУ) и вспомогательные движительно-рулевые устройства(ВДРУ).
Рабочими органами РУ являются рули. вт,ч. расположенные за винтами, и поворотные насадки на гребной винт. Основной недостаток РУ - неработоспособность при отсутствии хода судна и ограничения величины управляющего усилия, накладываемые на площадь руля и угол его перекладки. Рабочими органами ГДРУ являются, например, крыльчатые движители, поворотные винтовые колонки, раздельные поворотные насадки, фланкирующие рули. Недостатком ГДРУ, как и РУ,является невозможность их автономного функционирования в случае отказа главных двига.телей.
бСУ оборудованы собственными двигателями, ПУ - это любой движитель, расположенный в поперечном канале от борта до борта судна. ВДРУ могут состоять из крыльчатого движителя, поворотной винтовой ко/10нки или сочетания этих устройств, JBCy предназначены; для обеспечения управляемости судна только на предельно малых ходах или вовсе без хода, поэтому недостатком является падение эффективности по мере увеличения скорости хода.
ПУ состоит из трубопровода, установленного в подводной части носовой оконечности судна, который имеет выход в забортное пространство с обоих бортов. электродвигателя, соединенного с валом пропеллерных реверсивных насосов, которые размещены в середине цилиндрического участка трубы, отгороженного заслонками. Работа ПУ основана на реакции струи воды, отбрасываемой крыльчаткой насоса от борта.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является водометное ОДРУЛивающее устройство, снабженное каналом Т-образной формы с регулируемыми заслонками, размещенными в носовой части судна ниже ватерлинии, и системой подачи забортной воды.
Недостатком устройства является низкая эффективность на значительных (более 2 м/с) скоростях хода судна (на этих скоростях возникают экстремальные ситуации, требующие экстренного маневра - экстренного торможения или интенсивного поворота). .
Целью изобретения является повыщение маневренности судна.
Цель достигается тем, что в подруливающем устройстве судна содержится размещенный в его носовой части ниже ватерлинии Т-образный канал с регулируемыми заслонками, сообщающийся с забортным пространством и системой подачи забортной воды, причем система подачи забортной воды выполнена в виде вытеснительной емкости и газогенератора с зарядом гидрореагирующего твердого топлива с низким окислительным потенциалом, причем камера сгорания связана через форсунку с забортной водой, а в вытеснительную емкость введен датчик уровня заполнения забортной водой.
При необходимости экстренного торможения или маневра истекающая под воздействием продуктов сгорания топлива газогенератора вода создает необходимые управляющие или тормозные усилия. Система подачи забортной воды в устройстве выполнена в виде вытеснительной емкости, сообщенной с газогенератором, снабженным зарядом гидрореагирующего твердого топлива с низким окислительным потенциалом.
На чертеже изображена носовая часть судна ниже поверхности воды, сечение.
В носовой части судна 1 установлены поперечные подруливающие каналы 2 и 3 и по оси судна 1 - канал 4 экстренного торможения. Все каналы снабжены заслонками 5 с приводами 6 и соединены с емкостью 7, заполненной водой. Противоположный торец емкости 7 соединен трубопроводом 8 с камерой 9 сгорания, на которой установлены воспламенительное устройство 10 и форсунка 11. а внутри камеры 9 сгорания заряд твердого гидрореагирующего топлива 12. Форсунка 11 соединена трубопроводом с насосом системы подачи забортной воды, а в вытеснительную емкость введен датчик 13 уровня заполнения емкости, электрически связанный с системой подачи забортной воды.
Подруливающее устройство работает следующим образом.
При необходимости совершения экстренного маневра торможения или поворота с пульта управления подается команда
5 . 17104416
на привод б заслонки 5 соответствующего ма-Формула изобретения
невру канала 2,3 или 4, на воспламенитель Подруливающее устройство судна, соное устройствр 10 и на включение насосадержащее расположенный в носовой части
системы подачи забортной воды. При этом-судна ниже ватерлинии Т-образный канал с
вода, распыливаемая форсункой 11 в каме-5 регулируемыми заслонками, сообщенный с
ру 9, окисляет продукты сгорания гидрореа-забортным пространством, и систему гюдачи
тирующего твердого топлива 12. имеющиезабортной воды в канал, отличающееся
недостаток окислителя, В камере сгораниятем. что, с целью повышения маневренности
газогенератора в вытеснительной емкости 7судна, система подачи забортной воды выповышается давление, при зтом истекаю-10 полнена с вытеснительной емкостью иi aoщая из нее вода поступает в канал 4. или 2,генератором с зарядом гидрореагирующего
или 3 и создает тягу.твердого топлива.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Система маневрирования судном | 1990 |
|
SU1763290A1 |
Устройство торможения судна | 1990 |
|
SU1749123A1 |
Устройство для снятия судна с мели | 1990 |
|
SU1794799A1 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ КАТЕР И СПОСОБЫ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ | 2021 |
|
RU2791926C1 |
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ПРОВОДКИ СУДНА | 2012 |
|
RU2501708C1 |
СУДНО КАШЕВАРОВА | 1991 |
|
RU2104901C1 |
Подруливающее устройство судна | 2020 |
|
RU2745758C1 |
Подруливающее устройство судна | 1983 |
|
SU1152885A1 |
Устройство для подводного отбора проб грунта и полезных ископаемых | 1987 |
|
SU1446518A1 |
АМФИБИЙНОЕ СУДНО НА СЖАТОМ ПНЕВМОПОТОКЕ С ПОГРУЖНЫМ ШНЕКОВЫМ ДВИЖИТЕЛЕМ | 2020 |
|
RU2729314C1 |
Изобретение относится к судострое- •нию, а именно к подруливающему устройству судна. Цель изобретения - повышение маневренности судна. Подруливающее уст-10 11ройство сортоит из подруливающих каналов 2 и 3 и канала 4 экстренного торможения, снабженных управляемыми заслонками 5 и сообщенных с заполненной водой емкостью 7. которая соединена трубопроводом 8 с камерой 9 сгорания, снабженной воспламе- нительным устройством 10. распылительной форсункой 11 и зарядом твердого гидрореагирующего топлива 12. При работе' подруливающего устройства включенное' воспламенительное устройство 10 и подаваемая с помощью насоса через форсунку 11 забортная вода, окисляя гидрореагирующее топливо 12, создают давление в камере 9 сгорания и вытеснительной емкости 7. из которой истекающая вода поступает в один из каналов 2-4 и создают тягу. 1 иЛ.8а^ ^
Патент ФРГМг 1210352 | |||
кл | |||
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета | 1915 |
|
SU63A1 |
Приводный механизм в судовой турбинной установке с зубчатой передачей | 1925 |
|
SU1965A1 |
Авторы
Даты
1992-02-07—Публикация
1990-03-13—Подача