Изобретение относится к движителям внедорожных транспортных средств.
Известен гусеничный движитель, металлический обвод которого выполнен из цельнометаллических звеньев-траков, шарнирно соединенных между собой посредством проушин цилиндрическими пальцами. На внешней поверхности траки содержат грунтозацепы, а на внутренней - центрирующие гребни и рас- положенные по обе стороны беговые плоские дорожки под ведущий, направляющий, поддерживающие и опорные катки движителя, охватываемые гусеничной цепью.
Недостатком движителя такой конструкции является неравномерность движения и значительные динамические нагрузки, самопроизвольно возникающие при движении гусеничного обвода по удерживающим его в натянутом положении каткам и зависящие от шага звеньев гусеничной цепи, радиусов направляющего и ведущего катков, углов атаки и подъема обвода.
Известен другой гусеничный движитель аналогичной конструкции, у которого также гусеничный обвод представляет собой замкнутую металлическую цепь из шарнирно связанных цельнолитых звеньев - траков, охватывающую направляющий, ведущий, поддерживающие и опорные катки, под которые на внутренней поверхности звеньев - траков имеются плоские беговые дорожки.
Последнее и является причиной тех же недостатков конструкции движителя с цельнометаллическими траками, которые уже упоминались, а именно - высоких динамических нагрузок, возникающих в момент набегания или сбегания траков с огибаемого цепью катка, которые тем значительнее,.чем крупнее шаг цепи и.меньше диаметры огибаемых катков. Кроме дополнительного на- гружения катков и цепи, динамика и кинематика указанного взаимодействия увеличивают неравномерность движения гусеничного транспортного средства. И то и
N|
S
о ел
другое снижают быстроходность внедорожных гусеничных машин и их комфортность,
Известен также гусеничный движитель, содержащий ведущий,-направляющий т опорные катки, огибающую их гусеничную ленту, включающую в себя шарнирно соединенные пальцами траш с направляющими гребнями, расположенными посередине беговых дорожек, и грунтозацепамм, расположенными со стороны внешней поверхности траков.
Этому движителю присущи те же недостатки, что и описанным выше аналогам, проявляющиеся в его высокой динамичз- ской нагруженное™, особенно с возраста- нием скорости движения.
. Цель изобретения - снижение динамической нагруженное™ в гусеничном движителе.
Указанная цель достигается тем, что гу- сеничный движитель содержит ведущий, направляющий и опорные катки, огибающую их гусеничную ленту, включающую в себя шарнирно соединенные пальцами траки с направляющими гребнями, расположенны- ми посередине беговых дорожек, и с грунтозацепами, причем на траках под опорные поверхности направляющего, ведущего и крайних опорных катков выполнены беговые дорожки, разнесенные в поперечном направлении в обе стороны от направляющего гребня на разные расстояния, причем поверхности указанных беговых дорожек выполнены цилиндрическими в продольном направлении, с радиусами кривизны, равными радиусам взаимодействия с ними катков и касательными к внешним цилиндрическим поверхностям проушин. Кроме того, цилиндрические беговые дорожки под направляющий, ведущий, и крайние опорные катки выполнены с разными радиусами кривизны каждая.
На фиг.1 и 2 изображено транспортное средство с гусеничным движителем нз основе металлозвенчатого обвода, виды сбоку м спереди; нафиг.3и4-участокметзллозвен- чатого обвода, огибающий направляющий каток, продольный и поперечный разрезы соответственно; на фиг.5 - поперечный разрез движителя, проходящий через ось пер- вого опорного катка; на фиг.б - поперечный разрез по оси- одного из промежуточных опорных катков; на фиг. - поперечный разрез движителя по оси ведущего катка; на фиг.8 - звено гусеничной цепи, вид сбоку; на фиг.9- участок гусеничной цепи, вид с внутренней стороны обвода.
Гусеничный движитель с металлозвен- чатым обводом 1 .для быстроходного транспортного средства 2 содержи траки 3,
шарнирно-соедмненные посредством проушин 4 и цилиндрических пальцев 5 в замкнутую цепь, охватывающую ведущий 6, направляющий 7 и опорные 8 катки, Опорные катки 8 одновременно выполняют функции поддерживающих катков, предохраняя верхнюю ветвь гусеничной цепи от провисания. Ведущий каток 6 установлен на полуоси бортового редуктора трансмиссии транспортного средства (на схемах не изображена).
Опорные катки 8 установлены на остове транспортного средства посредством пред- рессорных продольных рычагов, обеспечивающих перемещение катков по высоте под нагрузкой (не иэображены). Нэправляющий каток 7 выполняющий также функцию натяжного катка, установлен на остове транспортного средства посредством специального механизма (не показан), обеспечивающего натянутое подпружиненное состояние гусеничной цепи путем перемещения катка в продольном направлении (вперед).
На внешней поверхности траков выполнены грунтозацепы 9, а на внутренней, в Середине трака - центрирующий гребень 100. По обе стороны центрирующего гребня на внутренней поверхности каждого трака выполнены беговые дорожки 11 - 14 для катков. Дорожки под катки разных диаметров, огибаемые гусеничной цепью, а также под катки, не огибаемые ею, расположены на разных удалениях от центрирующего гребня (или середины трака, если гребень отсутствует), не перекрывая друг друга, Беговые дорожки 13 под катки, не огибаемые гусеничной цепью, выполнены плоскими, а опорные поверхности этих катков, контактирующие с беговыми дорожками, удалены от середины трака (оси 15 его симметрии) нз то же расстояние, что и беговые дорожки (фиг,6). Такими, не огибаемыми гусеничной цепью, катками в движителе, согласно фиг.1, являются второй, третий и четвертый опорные катки, Крайние же, пятый и первый, из опорных катков огибаются нисходящей и поднимающейся ветвями гусеничной цепи и поэтому имеют собственные беговые дорожки 12, выполненные напротив опорных поверхностей этих катков (фиг.б). Направляющий 7 и ведущий 6 катки имеют разные диаметры, и поэтому под них на внутренней поверхности траков выполнены собственные беговые дорожки 11 и 14 соответственно (фиг.4 и 7), Особенностью беговых дорожек 11, 12 и 14 под огибгемые гусеничной цепью катки является их цилиндрическая форма в продольном направлении. Радиусы кривизны этих беговых дорожек равны радиусам опорных цилиндрических поверхностей соответствующих,
контактирующих с ними катков. Проушины 4 (фиг.З, 8 и 9) под пальцы 5 имеют цилиндрическую внешнюю форму, к поверхности которой беговые дорожки 11-14 касатель- ны (фиг.8). Это необходимо для плавной ук- ладки звеньев (траков) гусеничной цепи на огибаемые ею катки, а также для плавного качения опорных катков, опирающихся на ее прямолинейный участок.
Помимо оговоренных позиций, на схе- мах обозначены шплинты 16, предохраняющие пальцы 5 от выпадения из проушин; поперечные пальцы 17, равномерно расположенные вокруг оси ведущего катка 6 с шагом, равным шагу расположения центри- рующих гребней 10 на участке его огибания гусеничной цепью. Эти пальцы играют роль перемычек в кольцеобразном желобе 18, выполнненом в катке под центрирующие гребни 10, и обеспечивают зацепление ве- дущего катка с гусейичной цепью. Аналогичные желоба выполнены в каждом катке движителя, но, в отличие от ведущего катка, не содержат перемычек. Благодаря желобам гусеничная лента удерживается на кат- ках от сваливания в процессе движения,
Работает устройство следующим образом. Ведущий каток б приводит в окружное движение гусеничную цепь, которая на участке нижней своей ветви, воспринимая вер- тикальные и продольные реакции грунта, обеспечивает поступательное движение транспортного средства 2 по местности, преимущественно вне дорог. Благодаря взаимодействию гусеничной цели с огибае- мыми ее катками посредством цилиндрических беговых дорожек, радиусы которых равны радиусам контактирующих с ними катков, а также выполнению этих цилиндри
ческих поверхностей касательными к внешним цилиндрическим поверхностям проушин 4, гусеничная цепь плавно огибает катки, ке испытывая колебаний усилия ее натяжения, не приводя к колебаниям скорости движения транспортного средства и не испытывая дополнительных динамических нагрузок, т.е. лишается всех недостатков, которые неизбежны в гусеничных металло- звенчзтых обводах с плоскими беговыми дорожками. Снижение динамической на- груженности движителя особенно важно для быстроходных гусеничных машин. Формула изобретения
1.Гусеничный движитель, содержащий ведущий, направляющий и опорные катки, огибающую их гусеничную ленту, включающую в себя шарнирно соединенные пальцами траки с направляющими гребнями, расположенными посредине беговых дорожек, и грунтозацепами, отличающийся тем, что, с целью снижения динамической нагруженное ;/, на траках под опорные поверхности направляющего, ведущего и крайних опорных катков выполнены беговые дорожки, разнесенные Б поперечном направлении в обе стороны от направляющего гребня на разные расстояния, причем поверхности указанных беговых дорожек выполнены ципиндрическими в.продольном направлении с радиусами кривизны, равными радиусам взаимодействующих с ними катков и касательными к внешним цилиндрическим поверхностям проушин,
2,Движитель по п, 1 .отличают, и й- с я тем, что цилиндрические беговые дорожки под направляющий,, ведущий и крайние опорные катки выполнены с разными по величине радиусами кривизны каждая.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гусеничный движитель с обводом из шарнирно сочлененных металлических траков | 1990 |
|
SU1703538A1 |
Сборное звено гусеничной цепи | 2020 |
|
RU2749744C1 |
Гусеница с резинометаллическим шарниром параллельного типа и цевочным зацеплением с ведущим колесом | 2021 |
|
RU2761974C1 |
ГУСЕНИЧНАЯ ЦЕПЬ ХОДОВОЙ ЧАСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2009 |
|
RU2385815C1 |
ТРАКИ ГУСЕНИЧНОЙ ЦЕПИ КАРЬЕРНОГО ЭКСКАВАТОРА | 2014 |
|
RU2574486C2 |
ТРАК ГУСЕНИЧНОЙ ЦЕПИ КАРЬЕРНОГО ЭКСКАВАТОРА | 2016 |
|
RU2646712C2 |
Гусеничная лента транспортного средства | 1990 |
|
SU1712235A1 |
ГУСЕНИЧНАЯ ЦЕПЬ ХОДОВОЙ ЧАСТИ СНЕГОБОЛОТОХОДНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2013 |
|
RU2538650C1 |
Гусеничная лента транспортногоСРЕдСТВА | 1979 |
|
SU839825A1 |
СПОСОБ ОБКАТКИ ГУСЕНИЧНЫХ ЛЕНТ НА СТЕНДЕ (ВАРИАНТЫ) | 2010 |
|
RU2423681C1 |
Изобретение относится к движителям внедорожных транспортных средств. Цель изобретения - снижение динамической на- груженности на траках, что достигается снабжением катков ведущего 6, направляющего 7 и крайних опорно-поддерживающих катков 8 собственными, не перекрывающими друг друга, беговыми дорожками. Дорожки имеют цилиндрическую форму кривизной, равной радиусу соответствующего контактирующего с ней катка. Такая форма беговых дорожек позволяет тракам 3 металлозвенчатого обвода 1 плавно укладываться на катки, не влияя на его натяжение, чем и снижаются динамические нагрузки в движителе. 9 ил.
г
II
. 1
7
-pJ Риг.1
В
Т
8 10 10
to
ЗУ & // &/
х
.
Ј-&
S9bL UI
/д
1717465
Х3 /& ff & /Ј
Вид 6
/Ј,
Ј#2.
/ /2 4 &
fit/JS
3 /27 - /X
Гусеничная лента транспортногоСРЕдСТВА | 1979 |
|
SU839825A1 |
Способ крашения тканей | 1922 |
|
SU62A1 |
Дверной замок, автоматически запирающийся на ригель, удерживаемый в крайних своих положениях помощью серии парных, симметрично расположенных цугальт | 1914 |
|
SU1979A1 |
Авторы
Даты
1992-03-07—Публикация
1990-01-29—Подача