Гусеничный движитель с обводом из шарнирно сочлененных металлических траков Советский патент 1992 года по МПК B62D55/205 

Описание патента на изобретение SU1703538A1

Изобретение относится к движителям внедорожных гусеничных транспортных средств.

Известен гусеничный движитель, у которого обвод выполнен из замкнутой пластинчатой цепи с прикрепленными к ее звеньям пальцами-траками, содержащими на внешней поверхности грунтозэцепы. Цепь, охватывая опорные, ведущий, поддерживающие и направляющий катки, поддерживается в натянутом состоянии специальным механизмом, воздействующим в продольном направлении через упругий элемент на направляющее колесо, установленное в

продольных, направляющих посредством ползуна 1.

Недостатком устройства является малая долговечность вследствие одностороннего износа цилиндрических шарниров пластинчатой цепи, ведущего к удлинению цепи, нарушению ее шага и последующему ускоренному разрушению.

Известен другой гусеничный движитель с цельнометаллическими фасонно-литыми траками, непосредственно соединенными в гусеничную замкнутую цепь цилиндрическими пальцами, пропущенными сквозь выполненные по краям траков проушины и зашплинтованными от выпадения. На внешVJ

О GJ СЛ CJ 00

ней поверхности траков отлиты грунтозаце- пы, а на внутренней - центрирующие реборды и беговые дорожки под охватываемые гусеничной цепью опорные, поддерживающие и направляющие катки, расположен- ные по обе стороны реборд. Под зубья ведущей звездочки в траках выполнены окна, расположенные между ребордами, т.е. в середине трака 2.

Недостаток этого движителя - пальцы подвергаются одностороннему износу, а цепь вытягивается, приводя к, нарушению шага зацепления, а это приводит к интенсивному износу зубьев ведущей звездочки и контактирующим с ними поверхностей окон в траках и чревато ускоренным разрушением движителя.

Цглью изобретения является повышение долговечности гусеничной цепи, состоящей из цельнометаллических траков.

Указанная цель достигается тем, что в гусеничном движителе с обводном из шар- нирно сочлененных металлических траков, содержащих грунтозацепы на внешней поверхности, центрирующие гребни и по обе их стороны беговые дорожки под катки на внутренней поверхности, окна между гребнями для зубьев ведущей звездочки и проушины по обоим длинным сторонам для соединения траков посредством цилиндри- ческих пальцев в замкнутую цепь, охватыва- ющую опорные, поддерживающие, направляющий катки и ведущую звездочку, установленные на остове транспортного средства с возможностью вращения, и со- стоящую из участков, охватывающих катки и звездочку, натянутой и свободной ветвей, расположенных, соответственно, до и после дуги охвата цепью звездочки по направлению ее вращения, новым является то, что каждый палец снабжен как минимум тремя выступами, равномерно расположенными вокруг его выступающего из трака в сторо- ну остова конца, а на основе предусмотрен упор, установленный в одной вертикальной плоскости с выступами и смещенный относительно продольной оси пальца на расстояние, меньшее радиуса окружности, вписанной в многоугольник, соединяющий вершины выступов между собой, причем упор установлен в пределах сектора дуги охвата обводом ведущей звездочки.

Техническое достоинство устройства заключается в равномерном износе поверхностей пальцев в проушинах траков. Ожида- емый от этого эффект выразится в повышении долговечности гусеничной цепи и ведущей звездочки благодаря снижению интенсивности нарушения шага их зацепления.

На фиг. 1 изображен гусеничный движитель с обводом из шарнирно сочлененных металлических траков, вид сбоку; на фиг. 2 - фрагмент гусеничного обвода из двух металлических траков; на фиг. 3 - ведущая звездочка движителя с участком охватывающей ее гусеничной цепи; на фиг. 4 - один из пальцев гусеничной цепи и приспособление для его периодического проворачивания; на фиг. 5 - разрез А-А на фиг. 4; на фиг. 6, 7 и 8 - стадии поворота одного из пальцев гусеничной цепи в момент прохождения его над упором.

Гусеничный движитель (фиг. 1) с обводом 1 из шарнирно соединенных металлических траков 2 содержит ведущую звездочку 3 (фиг. 3), направляющий каток 4, опорные катки 5 и 6, поддерживающие ролики 7. Образованная благодаря шарнирному соединению траков гусеничная цепь охватывает указанные звездочку, катки и ролики. Для зацепления гусеничной цепи с зубьями звездочки в траках выполнены окна 8. а для опирания цепи на катки и ролики, каждый из которых выполнен сдвоенным, на внутренней поверхности траков предусмотрены плоские беговые дорожки 9. Боковую фиксацию гусеничной цепи на катках и роликах осуществляют центрирующие гребни 10. при этом беговые дорожки под сдвоенные катки и ролики выполнены по обе стороны гребней, а окна под зубья звездочки - между ними. С внешней стороны траки содержат грунтозацепы 11. Шарнирное соединение траков в замкнутую гусеничную цепь осуществляют цилиндрические пальцы 12, пропущенные через проушины 13 и 14. выполненные вдоль их длинных сторон. Каждый трак выполнен цельнометаллическим из фасонной литой заготовки.

Каждый палец с одной стороны содержит выполненную с ним заодно целое головку в виде трех равномерно расположенных выступов 15, а с второй - отверстие 16 под шплинт 17. Вставлен палец в проушины с стороны остова 18 транспортного средства и шплинт удерживает его от выпадения, опираясь на крайнюю проушину через шайбу 19.

Для проворачивания пальца в проушинах на остове предусмотрен упор 20 призматической формы, установленный в одной продольно-вертикальной плоскости с выступами 15, причем с внутренней стороны гусеничного обвода, будучи удален от траектории движения пальцев на расстояние, меньшее радиуса окружности 21. вписанной в правильный многоугольник 22, образованный прямыми, проходящими через вершины выступов, но не меньше радиуса пальца. В данном иллюстрированном примере многоугольник представляет собой равносторонний треугольник (фиг. 5), хотя возможно любое большее количество выступов на пальцах. Во избежание опира- ния выступов на твердое дорожное покры- мте и их поломки они не выступают за /абарит проушины трака по толщине.

Упор 20 целесообразно выполнять в виде трехгранной призмы, одна из граней которой располагается параллельно траектории движения пальцев. Обращенное против направления движения пальцев ребро призмы, непосредственно воздействуя на один из выступов 15 (ближе расположенный к нему), обеспечивает поворот пальца на 120° (фиг. 6). при четырех выступах - на 90° (фиг. 7), при шести выступах - на 60° (фиг 8) и т.д. Относительные размеры упора 20 и головки пальца с выступами 15 должны быть таковы, чтобы палец, проворачиваясь, мог беспрепятственно проходить над упором (. 6-8).

Важно правильно расположить упор относительно различных участков(ветвей) обвода. Это связано с тем, чтобы гусеничная цепь не имела колебаний в месте установки упора, а палец был разгружен максимально от радиальных усилий. Таким местом является зона дуги охвата гусеничной цепью звездочки 3. а именно участок дуги между точкой 23 входа зубьев в контакт и точкой 24 выхода зубьев из контакта с цепью. Палец по мере удаления от точки 23 постепенно импульсами разгружается, так как нагрузка на цепь передается преимущественно вновь вступающими в контакт с зубьями звеньями цепи. Причиной этому то, что шаг цепи всегда несколько больше шага зубьев звездочки по причине неизбежности возрастания зазоров в шарнирах цепи, податливости цепи, износа шеек в окнах ее звеньев. За пределами дуги охвата, т.е. по другую сторону-от точкм 2 4. ветвь обвода подвержена значительным вертикальным колебаниям, что отрицательно сказывается на взаимодействии упора 20 с выступами 15 и расположение упора здесь нежелателы-ю. Кроме того, за точкой 24 пальцы цепи вновь оказываются нагруженными, воспринимая усилие натяжения цепи и усилие от провисания ее между опорными роликами 7, а при заднем ходе движителя верхняя ветвь обвода нагружена максимальным усилием. Таким образом, упор 20 следует устанавливать на остове в таком месте, чтобы поворот пальцев 12 имел место в зоне дуги охвата цепью звездочки. В этом случае проворачиваемый палец имеет минимальный момент трения в проушинах.

Установка упора 20 именно с внутренней стороны обвода, как указывалось, необходима во избежание удара об него головки пальца не выступом, а сердцевиной, если по каким-то причинам гусеничная цепь про- слабнет или звездочка провернется в ней. При внутренней установке выступы головки пальца просто минуют упор, в такой ситуации и поломок не происходит.

Ведущая звездочка 3 установлена на

0 выходном валу бортового редуктора трансмиссии транспортного средства (не изображена), а ролики 7 - непосредственно на остове с возможностью свободного вращения. Опорные катки 5 и 6 попарно связаны

5 балансирами 25 и 26, оба плеча каждого из которых подпружинены относительно друг друга и опираются на остов посредством горизонтальных осей. Направляющий каток установлен на остове при помощи кривоши0 па 27, подпружиненного в продольном направлении, что позволяет поддерживать гусеничную цепь в постоянном натяжении. Пропущенный через упругий элемент винт 28 позволяет регулировать усилие этого на5 тяжения.

Устройство работает следующим образом.

Звездочка 3 приводит в движение гусеничный обвод 1, который при этом переме0 щается (перематывается) на свободно посаженных катках 4, 5 и 6 и роликах 7. Нижняя ветвь обвода, будучи прижатой опорными катками 5 и б к грунту, воспринимает вертикальные и продольные его реак5 ции, обеспечивая поступательное перемещение несомого движителем транспортного средства по местности. В процессе движения гусеничной цепи, образующей гусеничный обвод 1, выступы 15 задевают за

0 упор 20 согласно схемам на фиг. 6-8, что приводит к повороту каждого пальца на 120°. Следовательно, палец после прохождения упора всякий раз меняет свои участки, контактирующие с-проушинами 13 и 14

5 сочленяемых им звеньев-траков гусеничной цепи, и вступление в контакт вновь тех же участков (сторон) пальца происходит только после трехкратной перемотки обвода. Этим удлиняется срок службы пальцев и снижает0 ся интенсивность удлинения шага гусеничной цепи. Одной из причин удлинения шага гусеничной цепи является то. что каждый палец истирается (изнашивается) проушиной только с одной стороны, приобретая со

5 временем коленчатую форму. При повороте же пальца всякий раз по прохождению упора износу подвергается другая его сторона, т.е. износ по окружности станет более равномерным и при трех выступах на пальцах

приблизительно второе снизит интенсивность удлинения шага гусеничной цепи. Это, в свою очередь, обеспечивает нормальное (при незначительных рассогласованиях шагов звездочки и гусеничной цепи) зацепление последних, а следовательно, повысит долговечность движителя до ремонта, когда возникнет необходимость замены звездочек, траков и, конечно, самих пальцев.

Формула изобретения Гусеничный движитель с обводом из шарнирно сочлененных металлических траков, содержащих на внешней стороне грун- тозацепы, на внутренней - центрирующие гребни и по обе их стороны - беговые дорожки под катки, окна между гребнями под зубья ведущей звездочки и проушины по обоим длинным сторонам для соединения траков цилиндрическими пальцами в замк, 25 7 27

13

нутую цепь, охватывающую опорные, поддерживающие и направляющие катки и ведущую звездочку, установленные на основе транспортного средства с возможностью

вращения, отличающийся тем. что, с целью повышения долговечности, каждый палецснабжен как минимум тремя радиальными равноудаленными выступами, образующими головку пальца, обращенную к

остову, а на остове установлен упор, располагающийся в плоскости движения головок пальцев с внутренней стороны обвода на удалении, меньшем радиуса окружности, вписанной в многоугольник, образованный

прямыми, проходящими через вершины выступов головки пальца, но большем его диаметра, причем упор установлен на остове в зоне середины сектора дуги охвата обводом ведущей звездочки.

.

11

23

Фиъ.З

ff

/9

Похожие патенты SU1703538A1

название год авторы номер документа
Гусеничный движитель 1990
  • Зеленый Петр Васильевич
  • Пищало Владимир Дорофеевич
  • Зеленая Марина Михайловна
  • Гетман Валентина Васильевна
SU1717465A1
Сборное звено гусеничной цепи 2020
  • Беляков Владимир Викторович
  • Колотилин Владимир Евгеньевич
  • Папунин Алексей Валерьевич
  • Макаров Владимир Сергеевич
  • Аникин Алексей Александрович
  • Вахидов Умар Шахидович
  • Молев Юрий Игоревич
  • Марковнина Алина Ивановна
RU2749744C1
Звено гусеничной цепи 1990
  • Корягин Иван Васильевич
  • Макеев Владимир Викторович
  • Шевчук Владимир Петрович
  • Шашков Николай Фролович
SU1752638A1
ТРАКИ ГУСЕНИЧНОЙ ЦЕПИ КАРЬЕРНОГО ЭКСКАВАТОРА 2014
  • Муцениекс Александр Улдисович
RU2574486C2
ДВИЖИТЕЛЬ ГУСЕНИЧНЫЙ ПНЕВМОТРАКОВЫЙ 2012
  • Канделя Михаил Васильевич
  • Канделя Николай Михайлович
  • Шилько Пётр Алексеевич
  • Емельянов Александр Михайлович
  • Рябченко Виктор Николаевич
  • Щитов Сергей Васильевич
RU2490159C1
ГУСЕНИЧНАЯ ЦЕПЬ ХОДОВОЙ ЧАСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2009
  • Добрецов Роман Юрьевич
  • Семёнов Александр Георгиевич
RU2385815C1
ГУСЕНИЦА С АВТОНОМНЫМ ШАРНИРОМ 2012
  • Набоков Владимир Кузьмич
  • Набоков Александр Владимирович
RU2520692C1
Гусеница с резинометаллическим шарниром параллельного типа и цевочным зацеплением с ведущим колесом 2021
  • Добрецов Роман Юрьевич
  • Лозин Андрей Васильевич
  • Семенов Александр Георгиевич
  • Увакина Дарья Владимировна
RU2761974C1
Гусеничный движитель 1986
  • Бойков Владимир Петрович
  • Свирщевский Игорь Юрьевич
  • Котлобай Анатолий Яковлевич
  • Сизова Светлана Ивановна
SU1337308A1
ТРАК ГУСЕНИЧНОЙ ЦЕПИ КАРЬЕРНОГО ЭКСКАВАТОРА 2016
  • Орлов Игорь Александрович
RU2646712C2

Иллюстрации к изобретению SU 1 703 538 A1

Реферат патента 1992 года Гусеничный движитель с обводом из шарнирно сочлененных металлических траков

Изобретение относится к движителям внедорожных гусеничных транспортных средств. Цель изобретения - повышение долговечности гусеничной цепи. Это дости- оется проворачиванием пальца в проушинах трактов, образующих цепь гусеничного обвода. Это проворачивание осуществляется установленным на остове упором, за который в процессе движения каждый палец задевает радиальными выступами на обращенной к остову своей головке. Благодаря установке упора в секторе дуги охвата гусеничной цепью ведущей звездочки проворачивание пальцев осуществляется в тот момент, когда она практически не нагружены. Более равномерный в окружном направлении при проворачивании износ пальцев снижает интенсивность удлинения шага гу- сеничной цепи в процессе эксплуатации движителя, что и повышает его долговечность. 8 ил. Ё

Формула изобретения SU 1 703 538 A1

я &

Јиг. Ј

Ј&

А-Л

2

Л

Ј53&&S. &

2g

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1703538A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Тракторы./Под общ
ред
В.В.Гуськова
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды 1921
  • Богач Б.И.
SU4A1
- Минск.: Высшая школа, 1979, с, 169, 178
Затвор для дверей холодильных камер 1920
  • Комаров Н.С.
SU182A1
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами 1921
  • Богач В.И.
SU10A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Анилович В.Я., Водоланченко Ю.Т
Конструирование и расчет сельскохозяйственных тракторов: Справочное пособие
Изд
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
и доп
- М,: Машиностроение, 1976, с
Чемодан с сигнальным замком 1922
  • Глушков В.Т.
SU338A1
Прибор для нагревания перетягиваемых бандажей подвижного состава 1917
  • Колоницкий Е.А.
SU15A1

SU 1 703 538 A1

Авторы

Зеленый Петр Васильевич

Яцкевич Владимир Владимирович

Пищало Владимир Дорофеевич

Гетман Валентина Васильевна

Даты

1992-01-07Публикация

1990-01-31Подача