Изобретение относится к движителям внедорожных гусеничных транспортных средств.
Известен гусеничный движитель, у которого обвод выполнен из замкнутой пластинчатой цепи с прикрепленными к ее звеньям пальцами-траками, содержащими на внешней поверхности грунтозэцепы. Цепь, охватывая опорные, ведущий, поддерживающие и направляющий катки, поддерживается в натянутом состоянии специальным механизмом, воздействующим в продольном направлении через упругий элемент на направляющее колесо, установленное в
продольных, направляющих посредством ползуна 1.
Недостатком устройства является малая долговечность вследствие одностороннего износа цилиндрических шарниров пластинчатой цепи, ведущего к удлинению цепи, нарушению ее шага и последующему ускоренному разрушению.
Известен другой гусеничный движитель с цельнометаллическими фасонно-литыми траками, непосредственно соединенными в гусеничную замкнутую цепь цилиндрическими пальцами, пропущенными сквозь выполненные по краям траков проушины и зашплинтованными от выпадения. На внешVJ
О GJ СЛ CJ 00
ней поверхности траков отлиты грунтозаце- пы, а на внутренней - центрирующие реборды и беговые дорожки под охватываемые гусеничной цепью опорные, поддерживающие и направляющие катки, расположен- ные по обе стороны реборд. Под зубья ведущей звездочки в траках выполнены окна, расположенные между ребордами, т.е. в середине трака 2.
Недостаток этого движителя - пальцы подвергаются одностороннему износу, а цепь вытягивается, приводя к, нарушению шага зацепления, а это приводит к интенсивному износу зубьев ведущей звездочки и контактирующим с ними поверхностей окон в траках и чревато ускоренным разрушением движителя.
Цглью изобретения является повышение долговечности гусеничной цепи, состоящей из цельнометаллических траков.
Указанная цель достигается тем, что в гусеничном движителе с обводном из шар- нирно сочлененных металлических траков, содержащих грунтозацепы на внешней поверхности, центрирующие гребни и по обе их стороны беговые дорожки под катки на внутренней поверхности, окна между гребнями для зубьев ведущей звездочки и проушины по обоим длинным сторонам для соединения траков посредством цилиндри- ческих пальцев в замкнутую цепь, охватыва- ющую опорные, поддерживающие, направляющий катки и ведущую звездочку, установленные на остове транспортного средства с возможностью вращения, и со- стоящую из участков, охватывающих катки и звездочку, натянутой и свободной ветвей, расположенных, соответственно, до и после дуги охвата цепью звездочки по направлению ее вращения, новым является то, что каждый палец снабжен как минимум тремя выступами, равномерно расположенными вокруг его выступающего из трака в сторо- ну остова конца, а на основе предусмотрен упор, установленный в одной вертикальной плоскости с выступами и смещенный относительно продольной оси пальца на расстояние, меньшее радиуса окружности, вписанной в многоугольник, соединяющий вершины выступов между собой, причем упор установлен в пределах сектора дуги охвата обводом ведущей звездочки.
Техническое достоинство устройства заключается в равномерном износе поверхностей пальцев в проушинах траков. Ожида- емый от этого эффект выразится в повышении долговечности гусеничной цепи и ведущей звездочки благодаря снижению интенсивности нарушения шага их зацепления.
На фиг. 1 изображен гусеничный движитель с обводом из шарнирно сочлененных металлических траков, вид сбоку; на фиг. 2 - фрагмент гусеничного обвода из двух металлических траков; на фиг. 3 - ведущая звездочка движителя с участком охватывающей ее гусеничной цепи; на фиг. 4 - один из пальцев гусеничной цепи и приспособление для его периодического проворачивания; на фиг. 5 - разрез А-А на фиг. 4; на фиг. 6, 7 и 8 - стадии поворота одного из пальцев гусеничной цепи в момент прохождения его над упором.
Гусеничный движитель (фиг. 1) с обводом 1 из шарнирно соединенных металлических траков 2 содержит ведущую звездочку 3 (фиг. 3), направляющий каток 4, опорные катки 5 и 6, поддерживающие ролики 7. Образованная благодаря шарнирному соединению траков гусеничная цепь охватывает указанные звездочку, катки и ролики. Для зацепления гусеничной цепи с зубьями звездочки в траках выполнены окна 8. а для опирания цепи на катки и ролики, каждый из которых выполнен сдвоенным, на внутренней поверхности траков предусмотрены плоские беговые дорожки 9. Боковую фиксацию гусеничной цепи на катках и роликах осуществляют центрирующие гребни 10. при этом беговые дорожки под сдвоенные катки и ролики выполнены по обе стороны гребней, а окна под зубья звездочки - между ними. С внешней стороны траки содержат грунтозацепы 11. Шарнирное соединение траков в замкнутую гусеничную цепь осуществляют цилиндрические пальцы 12, пропущенные через проушины 13 и 14. выполненные вдоль их длинных сторон. Каждый трак выполнен цельнометаллическим из фасонной литой заготовки.
Каждый палец с одной стороны содержит выполненную с ним заодно целое головку в виде трех равномерно расположенных выступов 15, а с второй - отверстие 16 под шплинт 17. Вставлен палец в проушины с стороны остова 18 транспортного средства и шплинт удерживает его от выпадения, опираясь на крайнюю проушину через шайбу 19.
Для проворачивания пальца в проушинах на остове предусмотрен упор 20 призматической формы, установленный в одной продольно-вертикальной плоскости с выступами 15, причем с внутренней стороны гусеничного обвода, будучи удален от траектории движения пальцев на расстояние, меньшее радиуса окружности 21. вписанной в правильный многоугольник 22, образованный прямыми, проходящими через вершины выступов, но не меньше радиуса пальца. В данном иллюстрированном примере многоугольник представляет собой равносторонний треугольник (фиг. 5), хотя возможно любое большее количество выступов на пальцах. Во избежание опира- ния выступов на твердое дорожное покры- мте и их поломки они не выступают за /абарит проушины трака по толщине.
Упор 20 целесообразно выполнять в виде трехгранной призмы, одна из граней которой располагается параллельно траектории движения пальцев. Обращенное против направления движения пальцев ребро призмы, непосредственно воздействуя на один из выступов 15 (ближе расположенный к нему), обеспечивает поворот пальца на 120° (фиг. 6). при четырех выступах - на 90° (фиг. 7), при шести выступах - на 60° (фиг 8) и т.д. Относительные размеры упора 20 и головки пальца с выступами 15 должны быть таковы, чтобы палец, проворачиваясь, мог беспрепятственно проходить над упором (. 6-8).
Важно правильно расположить упор относительно различных участков(ветвей) обвода. Это связано с тем, чтобы гусеничная цепь не имела колебаний в месте установки упора, а палец был разгружен максимально от радиальных усилий. Таким местом является зона дуги охвата гусеничной цепью звездочки 3. а именно участок дуги между точкой 23 входа зубьев в контакт и точкой 24 выхода зубьев из контакта с цепью. Палец по мере удаления от точки 23 постепенно импульсами разгружается, так как нагрузка на цепь передается преимущественно вновь вступающими в контакт с зубьями звеньями цепи. Причиной этому то, что шаг цепи всегда несколько больше шага зубьев звездочки по причине неизбежности возрастания зазоров в шарнирах цепи, податливости цепи, износа шеек в окнах ее звеньев. За пределами дуги охвата, т.е. по другую сторону-от точкм 2 4. ветвь обвода подвержена значительным вертикальным колебаниям, что отрицательно сказывается на взаимодействии упора 20 с выступами 15 и расположение упора здесь нежелателы-ю. Кроме того, за точкой 24 пальцы цепи вновь оказываются нагруженными, воспринимая усилие натяжения цепи и усилие от провисания ее между опорными роликами 7, а при заднем ходе движителя верхняя ветвь обвода нагружена максимальным усилием. Таким образом, упор 20 следует устанавливать на остове в таком месте, чтобы поворот пальцев 12 имел место в зоне дуги охвата цепью звездочки. В этом случае проворачиваемый палец имеет минимальный момент трения в проушинах.
Установка упора 20 именно с внутренней стороны обвода, как указывалось, необходима во избежание удара об него головки пальца не выступом, а сердцевиной, если по каким-то причинам гусеничная цепь про- слабнет или звездочка провернется в ней. При внутренней установке выступы головки пальца просто минуют упор, в такой ситуации и поломок не происходит.
Ведущая звездочка 3 установлена на
0 выходном валу бортового редуктора трансмиссии транспортного средства (не изображена), а ролики 7 - непосредственно на остове с возможностью свободного вращения. Опорные катки 5 и 6 попарно связаны
5 балансирами 25 и 26, оба плеча каждого из которых подпружинены относительно друг друга и опираются на остов посредством горизонтальных осей. Направляющий каток установлен на остове при помощи кривоши0 па 27, подпружиненного в продольном направлении, что позволяет поддерживать гусеничную цепь в постоянном натяжении. Пропущенный через упругий элемент винт 28 позволяет регулировать усилие этого на5 тяжения.
Устройство работает следующим образом.
Звездочка 3 приводит в движение гусеничный обвод 1, который при этом переме0 щается (перематывается) на свободно посаженных катках 4, 5 и 6 и роликах 7. Нижняя ветвь обвода, будучи прижатой опорными катками 5 и б к грунту, воспринимает вертикальные и продольные его реак5 ции, обеспечивая поступательное перемещение несомого движителем транспортного средства по местности. В процессе движения гусеничной цепи, образующей гусеничный обвод 1, выступы 15 задевают за
0 упор 20 согласно схемам на фиг. 6-8, что приводит к повороту каждого пальца на 120°. Следовательно, палец после прохождения упора всякий раз меняет свои участки, контактирующие с-проушинами 13 и 14
5 сочленяемых им звеньев-траков гусеничной цепи, и вступление в контакт вновь тех же участков (сторон) пальца происходит только после трехкратной перемотки обвода. Этим удлиняется срок службы пальцев и снижает0 ся интенсивность удлинения шага гусеничной цепи. Одной из причин удлинения шага гусеничной цепи является то. что каждый палец истирается (изнашивается) проушиной только с одной стороны, приобретая со
5 временем коленчатую форму. При повороте же пальца всякий раз по прохождению упора износу подвергается другая его сторона, т.е. износ по окружности станет более равномерным и при трех выступах на пальцах
приблизительно второе снизит интенсивность удлинения шага гусеничной цепи. Это, в свою очередь, обеспечивает нормальное (при незначительных рассогласованиях шагов звездочки и гусеничной цепи) зацепление последних, а следовательно, повысит долговечность движителя до ремонта, когда возникнет необходимость замены звездочек, траков и, конечно, самих пальцев.
Формула изобретения Гусеничный движитель с обводом из шарнирно сочлененных металлических траков, содержащих на внешней стороне грун- тозацепы, на внутренней - центрирующие гребни и по обе их стороны - беговые дорожки под катки, окна между гребнями под зубья ведущей звездочки и проушины по обоим длинным сторонам для соединения траков цилиндрическими пальцами в замк, 25 7 27
13
нутую цепь, охватывающую опорные, поддерживающие и направляющие катки и ведущую звездочку, установленные на основе транспортного средства с возможностью
вращения, отличающийся тем. что, с целью повышения долговечности, каждый палецснабжен как минимум тремя радиальными равноудаленными выступами, образующими головку пальца, обращенную к
остову, а на остове установлен упор, располагающийся в плоскости движения головок пальцев с внутренней стороны обвода на удалении, меньшем радиуса окружности, вписанной в многоугольник, образованный
прямыми, проходящими через вершины выступов головки пальца, но большем его диаметра, причем упор установлен на остове в зоне середины сектора дуги охвата обводом ведущей звездочки.
.
11
23
Фиъ.З
ff
/9
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гусеничный движитель | 1990 |
|
SU1717465A1 |
Сборное звено гусеничной цепи | 2020 |
|
RU2749744C1 |
Звено гусеничной цепи | 1990 |
|
SU1752638A1 |
ТРАКИ ГУСЕНИЧНОЙ ЦЕПИ КАРЬЕРНОГО ЭКСКАВАТОРА | 2014 |
|
RU2574486C2 |
ДВИЖИТЕЛЬ ГУСЕНИЧНЫЙ ПНЕВМОТРАКОВЫЙ | 2012 |
|
RU2490159C1 |
ГУСЕНИЧНАЯ ЦЕПЬ ХОДОВОЙ ЧАСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2009 |
|
RU2385815C1 |
ГУСЕНИЦА С АВТОНОМНЫМ ШАРНИРОМ | 2012 |
|
RU2520692C1 |
Гусеница с резинометаллическим шарниром параллельного типа и цевочным зацеплением с ведущим колесом | 2021 |
|
RU2761974C1 |
Гусеничный движитель | 1986 |
|
SU1337308A1 |
ТРАК ГУСЕНИЧНОЙ ЦЕПИ КАРЬЕРНОГО ЭКСКАВАТОРА | 2016 |
|
RU2646712C2 |
Изобретение относится к движителям внедорожных гусеничных транспортных средств. Цель изобретения - повышение долговечности гусеничной цепи. Это дости- оется проворачиванием пальца в проушинах трактов, образующих цепь гусеничного обвода. Это проворачивание осуществляется установленным на остове упором, за который в процессе движения каждый палец задевает радиальными выступами на обращенной к остову своей головке. Благодаря установке упора в секторе дуги охвата гусеничной цепью ведущей звездочки проворачивание пальцев осуществляется в тот момент, когда она практически не нагружены. Более равномерный в окружном направлении при проворачивании износ пальцев снижает интенсивность удлинения шага гу- сеничной цепи в процессе эксплуатации движителя, что и повышает его долговечность. 8 ил. Ё
я &
Јиг. Ј
Ј&
А-Л
2
Л
Ј53&&S. &
2g
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Тракторы./Под общ | |||
ред | |||
В.В.Гуськова | |||
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды | 1921 |
|
SU4A1 |
- Минск.: Высшая школа, 1979, с, 169, 178 | |||
Затвор для дверей холодильных камер | 1920 |
|
SU182A1 |
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами | 1921 |
|
SU10A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Анилович В.Я., Водоланченко Ю.Т | |||
Конструирование и расчет сельскохозяйственных тракторов: Справочное пособие | |||
Изд | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
и доп | |||
- М,: Машиностроение, 1976, с | |||
Чемодан с сигнальным замком | 1922 |
|
SU338A1 |
Прибор для нагревания перетягиваемых бандажей подвижного состава | 1917 |
|
SU15A1 |
Авторы
Даты
1992-01-07—Публикация
1990-01-31—Подача