Изобретение относится к машиностроению, а именно к торсионным демферным устройствам для фрикционных сцеплений.
Цель изобретения - улучшение эксплуатационных качеств.
На фиг. 1 изображено торсионное демпферное устройство для фрикционного сцепления, вид спереди; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3-11 - варианты выполнения, вид спереди; на фиг. 12 - вид Б на фиг. 11; на фиг. 13, 14 - разрез А-А на фиг. 1, варианты выполнения.
Торсионное демпферное устройство для фрикционного сцепления, содержащее две соосные части (ведущая и ведомая соответственно), установленные с возможностью вращения одна относительно другой в пределах заданного углового отклонения, а
также размещенные по окружности между упомянутыми частями упругие средства, одна часть которых выполнена в виде пружин 1и2.
Ведомая часть содержит ступицу 3 и установленный на ней диск 4. Ступица 3 устанавливается на ведомый вал (не изображен) посредством шлицев 5.
Ведущая часть содержит два направляющих кольца 6, расположенные на некотором расстоянии от обеих торцовых сторон 7 диска 4. Между собой кольца 6 соединены аксиально установленными с зазором в выемках 8, расположенных по периферии диска 4, распорками 9. Кроме того, ведущая часть содержит фрикционный диск 10 с фрикционными накладками 11, соединенный с направляющими кольцами 6 посредю о ел о
ы
ством распорок 9. Фрикционный диск 10 примыкает к одному из направляющих колец 6. Между фрикционным диском 10 и ступицей 3 расположена моноблочная кольцевая деталь 12, образующая подшипник с ободком 13 и контактирующая одной из своих осевых опорных поверхностей 14 с одной частью, а с другой стороны - другой осевой опорной поверхностью 15с второй частью. Упругие средства окружного действия, расположенные между ведущей и ведомой частями устройства, образованы упомянутыми цилиндрическими винтовыми пружинами 1, 2, одни из которых выполнены с меньшей жесткостью, чем другие. В диске 4 ведомой части выполнены окна 16, 17, а в направляющих кольцах 6 и фрикционном диске 10 ведущей части - окна 18, 19.
Упомянутые пружины 1 меньшей жесткости расположены с контактом с кромками окон 16, 18 двух частей в их нейтральном положении, а пружины 2 большей жесткости расположены с контактом с кромками окон 19 одной части, т.е. ведомой, так как окружная протяженность окон 17 диска 4 превышает окружную протяженность окон
19направляющих колец 6. В исходном положении между каждым концом пружин 2 и кромками окон 17 диска 4 существует зазор.
Вторая часть упругих средств выполнена в виде демпфера сухого трения, который с одной стороны выполнен в виде упомянутой кольцевой детали 12 с ободком 13, а с другой стороны - в виде кольцевой детали
20радиального трения. Эта деталь 20 связана посредством средств 21 зацепления с одной из упомянутых соосных частей с возможностью вращения по меньшей мере в пределах определенного углового отклонения и контактирует с другой частью. Одна из упомянутых кольцевых деталей 20 выполнена с прорезью 22, расположенной между внешней и внутренней боковыми периферийными поверхностями 23 с возможностью радиального сжатия и разделяющей указанную кольцевую деталь 20 на два сектора 24. При этом торсионное демпферное устройство снабжено дополнительными упругими средствами 25, воздействующими радиально в направлении упомянутой осевой опорной поверхности 14 или 15 на упомянутую кольцевую деталь 20 с возможностью уменьшения ее прорези 22.
Кольцевая деталь 20 может быть выполнена за одно целое с дополнительными упругими средствами 25.
Дополнительные упругие средства 25 могут быть выполнены в виде отдельного упругого элемента, взаимодействующего с упомянутой деталью.
Упругий элемент 25 может быть установлен с возможностью взаимодействия с кромками 26 кольцевой детали 20, ограничивающими ее прорезь 22.
Упругий элемент 25 может быть выполнен в виде кольцевой детали 27, соосной с устройством.
Упругий элемент 25 может быть выполнен в виде жгута, охватывающего кольце0 вую деталь 20.
Кромки 26 кольцевой детали 20, ограничивающие прорезь 22, расположены по окружности на расстоянии одна от другой. Кромки 26 кольцевой детали 20, смёж5 ные прорези 22, могут быть расположены внахлест.
Средства 21 зацепления могут быть расположены на кольцевой детали 20 диаметрально противоположно прорези 22.
0 Средства 21 зацепления могут быть расположены на кольцевой детали 20 в нескольких ее зонах, равномерно распределенных по окружности вокруг оси устройства,
5 Средства 21 зацепления могут быть расположены на кольцевой детали 20 в одной зоне, размещенной вне зоны диаметрально противоположной прорези 22,
Средства 21 зацепления могут быть вы0 полнены в виде вставного элемента 28, выполненного за одно целое с упомянутой кольцевой деталью 20, и в виде взаимодействующего с ним дополнительного вставного Элемента 29, соединенного с одной из
5 соосных частей, при этом упомянутые вставные элементы 28, 29 расположены с зазором по окружности между ними.
Пружины 2 большей жесткости диаметрально противоположно расположены в ок0 нах 17,19, причем одна часть этих пружин 2 установлена с зазором в окнах 17 большим, чем вторая часть.
Между ведущей и ведомой частями могут быть предусмотрены различные другие
5 средства трения.
Устройство работает следующим образом.
При передаче крутящего момента фланцы (не изображены) сжимают фрикционный
0 диск 10. На первом этапе крутящий момент передается с ведущей на ведомую части посредством пружин 1 меньшей жесткости. На втором этапе вследствие деформации упомянутых пружин 1 выбирается меньший за5 эор между одной частью пружин 2 большей жесткости и они вступают в работу. На третьем этапе выбирается больший зазор и вторая часть пружин 2 вступает в работу, после чего крутящий момент передается посредством всех групп пружин 1,2.
На всех этапах кольцевые детали 12, 20 создают дополнительный момент трения между ведущей и ведомой частями, при этом благодаря вращению и в зависимости от его направления один из секторов 24, увлекаемый этим вращением, стремится прижаться к ступице 3, а второй сектор 24 - отжаться. В случае, если сектор 24, прижимающийся к ступице 3, имеет большую длину, то при данном направлении вращения кольцевая деталь 20 создает больший момент трения, чем при вращении в противоположном направлении.
Формула изобретения 1. Торсионное демпферное устройство для фрикционного сцепления, имеющее две соосные части, установленные с возможностью вращения одна относительно другой в пределах заданного углового отклонения, а также размещенные по окружности между упомянутыми частями упругие средства, одни из которых выполнены пружин с меньшей жесткостью, чем другие, причем пружины меньшей жесткости расположены в контакте с кромками окон двух частей в их нейтральном положении, а пружины большей жесткости расположены в контакте с кромками окон одной части, имеющих размер по окружности, больший, чем окна дру- гой части, и демпфер сухого трения, выполненный с одной стороны в виде моноблочной кольцевой детали, расположенной радиально между упомянутыми частями и контактирующей одной из своих осевых опорных поверхностей с одной из частей, а другой осевой опорной поверхностью - с другой частью, а с другой стороны - в виде кольцевой детали, связанной посредством средств зацепления с одной из соосных частей с возможностью вращения по меньшей мере в пределах определенного углового отклонения, отличающееся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных качеств, на одной из кольцевых деталей выполнена прорезь, расположенная между внешней и внутренней боковыми периферийными поверхностями с возможностью радиального сжатия, при этом торсионное демпферное устройство снабжено дополнительными упругими средствами, воздейст- вующими радиально в направлении упомянутой осевой опорной поверхности на упомянутую кольцевую деталь с возможностью уменьшения ее прорези.
2.Устройство по п. 1,отличающее- с я тем, что кольцевая деталь выполнена за одно целое с дополнительными упругими средствами.
3.Устройство по пп. 1и 2, отличающее с я тем, что, дополнительные упругие средства выполнены в виде отдельного упругого элемента, взаимодействующего с упомянутой деталью.
4.Устройство по п. 3, о т л и ч а ю щ е е- с я тем, что упругий элемент установлен с возможностью взаимодействия с кромками кольцевой детали, ограничивающими ее прорезь.
5.Устройство по п. 3, о т л и ч а ю щ е е- с я тем, что упругий элемент выполнен в виде кольцевой детали, соосной с устройством,
6.Устройство по п. 5, о т л и ч а ю щ е е- с я тем, что упругий элемент выполнен в виде жгута, охватывающего кольцевую деталь.
7.Устройство по пп. 1-6, отличающееся тем, что кромки кольцевой детали, ограничивающие прорезь, расположены по окружности на расстоянии одна от другой.
8.Устройство по пп. 1-6, отличающееся тем, что кромки кольцевой детали, смежные прорези, расположены внахлест.
9.Устройство по пп. 1-8. отличающееся тем, что средства зацепления расположены на кольцевой детали, диаметрально противоположной прорези.
10.Устройство по пп. 1-8, отличающееся тем, что средства зацепления расположены на кольцевой детали в нескольких ее зонах, равномерно распределенных по окружности вокруг оси устройства.
11.Устройство по пп. 1-8, о т л и ч а ю- щ е е с я тем, что средства зацепления расположены на кольцевой детали в одной зоне, размещенной вне зоны, диаметрально противоположной прорези.
12.Устройство по п. 11, о т л и ч a tout е е с я тем, что средства зацепления выполнены в виде вставного элемента, выполненного за одно целое с кольцевой деталью, и в виде взаимодействующего с ним дополнительного вставного элемента, соединенного с одной из соосных частей, при этом вставные элементы расположены с зазором по окружности между ними.
Л
U|
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Амортизирующий торсионный механизм преимущественно для дисков муфт сцепления автомобилей | 1982 |
|
SU1153842A3 |
Амортизатор крутильных колебаний, в частности, для автомобиля | 1985 |
|
SU1722244A3 |
Гаситель крутильных колебаний | 1983 |
|
SU1321364A3 |
Амортизатор крутильных колебаний | 1985 |
|
SU1600642A3 |
Фрикционная муфта сцепления | 1982 |
|
SU1256702A3 |
Диафрагменное сцепление автотранспортного средства | 1980 |
|
SU1326199A3 |
ТОРСИОННЫЙ ДЕМПФЕР ДЛЯ УСТРОЙСТВА ПЕРЕДАЧИ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2013 |
|
RU2677922C2 |
Механизм включения | 1984 |
|
SU1346057A3 |
ДИСК СЦЕПЛЕНИЯ С ФРИКЦИОННОЙ ШАЙБОЙ | 2018 |
|
RU2774325C2 |
Упорный подшипниковый узел механизма выключения сцепления,управляемого вилкой | 1981 |
|
SU1240368A3 |
Изобретение относится к машиностроению, а именно к торсионным демпферным устройствам для фрикционных сцеплений. Цель изобретения - улучшение эксплуатационных качеств. Пружины меньшей жесткости расположены с контактом с кромками окон ведущей и ведомой частей устройства в нейтральном положении. Пружины большей жесткости расположены с контактом с кромками других окон. Вторая часть упругих средств выполнена в виде демпфера сухого трения в виде кольцевых деталей. Кольцевая деталь радиального трения выполнена с прорезью, разделяющей ее на два сегмента (С). При передаче крутящего момента в зависимости от направления вращения, один из С, увлекаемый вращением, стремится прижаться к ступице, а второй С - отжаться. Если С, прижимающийся к ступице, имеет большую длину, чем второй С, то при вращении в противоположном направлении момент трения будет меньше. 11 з.л. ф-лы, 14 ил. ел С
Фиг.1
А-А
фиг. 2
Фиг. 4
фиг. 5
//
/
6 злф
91
8 гпф
№Щ
01
9 гпц
1090211
Buff Б
фиг. 12
11
11
ФИ2.1Ч
Циклонная печь для сжигания жидких отходов | 1988 |
|
SU1537961A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1992-03-15—Публикация
1983-08-08—Подача