113
Изобретение относится к автотранс .портостроению, в частности к гасителям крутильных колебаний фрикционных сцеплений автомобилей.
Цель изобретения - повьпиение -срок службы.
На фиг.1 изображено фрикционное сцепления с гасителем крутильных колебаний, вид спереди; на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1; на фиг.З - разрез Б-Б на фиг.1; на фиг.4 - 8 - то же (варианты исполнения); на фиг,9 - скоба; на фиг,10-14- то же (вариант исполнения),
Фрикционное сцепление состоит из гасителя 1 крутильных колебаний и фрикционного диска 2„
Гаситель 1 крутильных колебаний состоит из двух соосных частей 3 и 4 установленных с возможностью вращени одна относительно другой в пределах заданного углового отклонения и напротив эластичных средств, действующих по окружности, установленных по окружности между ними.
Соосная, или возбуждаемая, часть
3имеет поперечную кольцевую перегородку ступицы 5, дополнительную ступицу 6, с которой жестко соединена перегородка ступицы 5, причем указанная перегородка ступицы 5 установлен на внешней поверхности ступицы 6 в средней ее зоне за одно целое с ней
и приспособлена для зацепления во вращение на ведомом валу (не показан), например, с помощью шлицев. Соосная, или возбуждающая, часть
4.имеет две поперечные шайбы 7 (направляющие шайбы), каждая из которых расположена соответственно по одну
и по другую сторону перегородки ступицы 5 на расстоянии от нее и свободно вращается относительно ступицы 6, которую они окружают по кольцу.
Направляющие шайбы 7 преимущественно идентичны одна другой.
Для сцепления фрикционных шайб в 45 вращение направляющие шайбы 7 соеди няют аксиально одну с другой внутри контура, ограниченного их внешней п верхностью, с помощью аксиальных р порок 18, которые проходят параллел
Фрикционный диск 2, имеющий на периферии и на каждой из своих сторон фрикционные накладки 8, может быть . Q но оси комплекса, и -могут выходить сжат между двумя элементами: нажимным за пределы поверхности перегородки и реакционным дискам и, вращающимися
ступицы э,
вместе с ведущим валом, причем перегородка диска насаживается на одну из направляющих шайб 7, например, с помощью заклепок 9.
Перегородка фрикционного диска 2 разделена по кругу на отдельные лопатки 10., которые находят одна на
ш
15
1364
5
;
другую, круговыми оконечностями у основания.
Обычно эластичные средства, расположенные по окружности между соос- ными частями 3 и 4, состоят из девяти пружин, расположенных в основном по касательной к окружности комплекса и установленных каждая в отдельности частично в отверстиях 11, выполненн ых для этого в перегородке ступицы 5, и частично в пазах 12, также выполненных с помощью штамповки в направляющих шайбах 7.
Пазы 12 ограничены по окружности радиальными насечками направляющих шайб 7, на которые они воздействуют, помимо пазов 12 на направляющие шайбы 7 воздействуют штамповки, которые расположены аксиально напротив пазов 12 и своей кромкой опираются по окружности на пружины 13.
Кроме того, между соосными частями 3 и 4 предусмотрены амортизирующие средства, содержащие с одной стороны перегородки ступицы 5 фрикционную шайбу 14, вставленную между перегородкой ступицы 5 и соответствующей направляющей шайбой 7 рядом со ступицей 6, а с другой стороны перегородки ступицы 5 - фрикционную шайбу 15, которая находится в контакте с перегородкой ступицы 5 и соединена с опорной шайбой 17, приводимой во вращение аксиальными лапками на соответ- 5 ствующей направляющей шайбе 7„
Фрикционные шайбы 14 и 15 совместно подчиняются эластичным средствам аксиального действия, образованным гофрированной шайбой 16, вставленной между опорной шайбой 17 фрикционной шайбы 15 и соответствующей направляющей шайбой 7.
0
5
0
0
Для сцепления фрикционных шайб во 45 вращение направляющие шайбы 7 соединяют аксиально одну с другой внутри контура, ограниченного их внешней поверхностью, с помощью аксиальных распорок 18, которые проходят параллель Q но оси комплекса, и -могут выходить за пределы поверхности перегородки
но оси комплекса, и -могут выходить за пределы поверхности перегородки
ступицы э,
Каждая распорка 18 представляет собой ось, один из концов которой имеет круговой фланец 19 с большим поперечным сечением, а на каждом из концов за заплечиком 20 расположен участок с уменьшенным сечением (хвостовик) 21, с помощью которого она
крепится к соответствующей направляющей шайбе 7, Хвостовик 21 пересекает проход 22, предусмотренный для этого в направляющей шайбе 7, и соот ветствующим образом деформируется вне ее, например, с помощью фальцовк в точке 23 (фиг.З),
Аксиальные распорки 18 устанавливаются по кругу, так же, как заклепки 9, прикрепляющие к одной из направляющих щайб 7 лопатки 10, составляющие перегородку фрикционного диск 2, и их соответствующий хвостовик 21 пересекает указанные лопатки 10 по предусмотренным в них проходам 24. Таким образом, они участвуют в креплении к соответствующей направляющей шайбе 7 оболочки, состоящей из лопаток 10.
Помимо аксиальных распорок 18 от одной направляющей шайбы 7 к другой устанавливается по меньшей мере одна скоба 25, один конец которой крепитс к одной из указанных шайб 7, а друго коней, смещенный по окружности отно- сительно предыдущего, крепится к другой направляющей шайбе.
Скоба 25 (фиг.1-3) связана с аксиальной распоркой 18 с помощью первой фланцевой (стяжной) части 26 и зацепляется с тем концом аксиальной распорки 18, который расположен у направляющей шайбы 7, и крепится к другой направляющей шайбе 7 с помощью второй фланцевой (закрепляющей) части 27, смещенной по окружности относительно стяжной части 26, таким образом, что соединение представляет собой систему расчалок для аксиально распорки 18, Скоба 25 связывается так практически с каждой из аксиаль- ньпс распорок.
В варианте реализации изобретения.
показанном на фиг.1-3 и 9, стяжная
26и закрепляющая 27 части постоянно соединены между собой по окружности посредством переходной соединительной части 28, расположенно.й наклонно к оси гасителя, с которым они образуют двугранные углы, направленные противоположно.
Стяжная часть 26 образует ушко и имеет просверленное отверстие, с помощью которого она крепится на одном из хвостовиков 21 аксиальной распорки 18, а закрепляющая часть
27образует ушко и имеет просверленное отверстие 29, с помощью которого
10
15
20
5
13644
она входит в зацепление с крепежным элементом и крепится к направляющей шайбе 7, расположенной со стороны другого хвостовика 21 этой аксиальной распорки 18.
В варианте, показанном на фиг.1- 3 и 9, кольцевой фланец 19 аксиальных распорок 18 находится с той стороны распорок, которая противоположна лопаткам 10, составляющим перегородку фрикционного диска 2, стяжная часть 26 скобы 25, связанная с такой аксиальной распоркой 18, зацеплена с ее хвостовиком 21, расположенным со стороны лопаток 10, между ней и поперечным заплечиком 20 указанной ак-, сиальной распорки 18, а закрепляющая часть 27 скобы 25 крепится к- противоположной направляющей шайбе 7 с помощью собственного крепежного элемента 30, например заклепки, расположенной справа от одной из заклепок 9, прикрепляющих лопатки 10 к направляющей шайбе 7 при помощи одного из неиспользуемых проходов, которые имеет направляющая шайба 7, соответственно проходам для заклепок 9 на другой шайбе, причем указанные направляющие шайбы идентичны, поперечные размеры хвостовиков 21 аксиальных распорок 18 выбираются в соответствии с размерами заклепок 9.
В вариантах реализации изобретения, показанных на фиг.4-6, кольце- 35 вой фланец 19 аксиальных распорок 18 находится со стороны, повернутой к лопаткам 10.
На фиг.4 стяжная часть 26 скобы 25, связанная с аксиальной распоркой 18, находится в зацеплении с. хвостовиком 21 аксиальной распорки, проти- 1ВОПОЛОЖНОЙ лопаткам 10, а кроме того,; ее закрепляющая часть 27 соединена с направляющей шайбой 7 на той стороне, где расположены лрпатки, с помощью одной из заклепок 9.
На фиг.5 стяжная часть 26 скобы 25 находится со стороны лопаток 10, а ее закрепляющая часть 27 крепится к противоположной направляющей шайбе 7 с помощью собственного крепежного элемента 30 (заклепки).
30
45
50
На фиг.7 Скоба 25, прикрепленная к аксиальной распорке 18, содержит две закрепляющие части 27, каждая из которых расположена соответственно по одну и по другую сторону стяжной части 26 и от одной аксиальной распо
513
рки 18 к другой, скобы 25 накладываются одна на другую соответствующими закрепляюшнми частыми 27.
В вариантах реализации скоб 25, показанных на фиг, 10-12 также имеют- ся две закрепляющие- части по одну и по другую сторону стяжной части 26,
На фиг.10 каждая переходная соединительная часть 28 поперечно спрессована в направлении стяжной части 26 и закрепляющей части 27 (в точках 31 и 32)J за счет чего обеспечивается упрочнение комплекса.
На фиг.11 стяжная часть 26 образует основание, чаши 33, что также обеспечивает упрочнение комплекса.
Согласно другому варианту (фиг.12) две закрепляющие части 27 соединяются между собой с помощью упрочняющей стяжки 34, которая будучи перпендикулярна к ним проходит параллельно оси
комплекса, перпендикулярно направляющим шайбам 7.
Согласно вариантам, показанным на 25 окружности между ними, причем одна
из указанных частей выполнена в виде ступицы с поперечной перегородкой, а другая имеет две поперечные направляющие шайбы, каждая из которых расфиг. 13 и 14, стяжные 26 и закрепляющие 27 части скобы 25 постоянно соединены между собой по окружности с помощью переходной соединительной части 28, которая параллельна оси комп-зо положена соответственно по одну и лекса и с помощью которой они образуют уголок (на фиг. 13 предусматривается одна закрепляющая часть 27, на фиг. 12 - две).
по другую стороны перегородки ступицы на расстоянии от нее и которые соединены одна с другой посредством аксиальных распорок, при этом одна из шайб соединена с пластиной фрикционного диска, отличашщий- с я тем, что, с целью повышения срока службы, он снабжен по крайней мере одной скобой, расположенной между направляющими шайбами, фланцевая часть первой оконечности которой закреплена на одной из указанных направляющих шайб, а фланцевая часть второй оконечности смещена по окружности относительно предьщущей и закреплена на другой направляющей шайбе, при этом фланцевые части указанной скобы постоянно соединены между собой посредством переходной соединительной части.
Как показано сплошной линией на фиг.7 соединенные с аксиальными распорками скобы 25 могут быть постоянно соединены с одной и той же деталью 35, установленной кольцеобразно вокруг комплекса, согласно развертке этого расположения, показанного пунктирной линией, причем деталь 35 может быть выполнена замкнутой.
Б варианте, показанном на фиг.8 скобы 25 устанавливаротся независимо от аксиальных распрок 18, например каждая из них устанавливается по окружности между двумя аксиальными рас- Ьорками 18. Каждая из этих скоб 25 прикрепляется в этом случае одним концом к направляющей шайбе 7, несущей фрикционный диск 2, например, с помощью соответствующих заклепок 9, а другим концом - к другой направляющей шайбе 7, например, с помощью заклепки 30, причем указанные концы образуют независимо стяжную или закрепляющую части для такого зажима.
При эксплуатации, когда крутящий момент прикладывается к фрикционному диску 2 для передачи его на перегородку ступицы 5, скобы 25 оказывают эффективное сопротивление опрокидывающему моменту, оказывающему воздействие на аксиальные распорки 18. Обычно при эксплуатации ввиду передаваемого крутящего момента соосные части 3 и 4 совершают угловое отклонение одна относительно другой против пружин 13 до возможного контакта с одним из витков этих пружин.
15 Формула изобретения
1. Гаситель крутильных колебаний, в частности фрикционного сцепления для автомобилей, содержащий по меньшей мере две соосные части, установленные с возможностью вращения одна относительно другой в пределах заданного углового отклонения через эластичные средства, расположенные по око положена соответственно по одну и
5
0
5
0
5
по другую стороны перегородки ступицы на расстоянии от нее и которые соединены одна с другой посредством аксиальных распорок, при этом одна из шайб соединена с пластиной фрикционного диска, отличашщий- с я тем, что, с целью повышения срока службы, он снабжен по крайней мере одной скобой, расположенной между направляющими шайбами, фланцевая часть первой оконечности которой закреплена на одной из указанных направляющих шайб, а фланцевая часть второй оконечности смещена по окружности относительно предьщущей и закреплена на другой направляющей шайбе, при этом фланцевые части указанной скобы постоянно соединены между собой посредством переходной соединительной части.
2. Гаситель по п.1, отличающий с я тем, что указанная скоба соединена с по крайней мере одной аксиальной распоркой, которая имеет в аксиальном направлении участок с уменьшенным сечением, посредством которого она закреплена на направляющей шайбе, при этом фланцевая часть первой оконечности скобы имеет просвер713
ленное отверстие, посредством которого она закреплена на указанном участке с уменьшенным сечением аксиальной распорки.
3. Гаситель по п.2, отлича- ю щ и и с я тем, что одна из направляющих шайб соединена посредством крепежных средств с пластиной фрикционного диска, разделенной на лопатки
при этом фланцевая часть второй око- нечности скобы, соединенная с аксиальной распоркой, закреплена на другой направляющей шайбе посредством собственного крепежного средства.
4.Гаситель по п.2, отлича- ю щ и и с я тем, что одна из направляющих шайб соединена посредством крепежных средств с пластиной фрикционного диска, разделенной на лопатки при этом фланцерая часть второй око- нечности скобы, соединенная с аксиальной распоркой, закреплена на указанной направляющей шайбе посредством крепежного средства, посредством которого пластина фрикционного диска закреплена на шайбе.
5.Гаситель по пп.1-4, отличающийся тем, что переходная соединительная часть скобы расположе
8
на наклонно к оси гасителя, в ее фланцевые части соответственно расположены по обе ее стороны.
6. Гаситель по пп.1-4, о т л и - чающийся тем, что переходная соединительная часть скобы расположена параллельно оси гасителя, а ее фланцевые части соединены с переходной соединительной частью под прямым
углом.
7.Гаситель по пп.1-6, о т л и - чающийся тем, что скоба содержит одну фланцевую часть второй оконечности.
8.Гаситель по пп.1-6, о т л и - чающийся тем, что скоба содержит две фланцевые части второй оконечности, связанные между собой посредством фланца.
9.Гаситель по п.2, отличающийся тем, что между аксиалы ными распорками скобы наложены одна на другую своими соответствующими фланцевыми частями второй оконечности
10.Гаситель по п.2, отличающийся тем, что скобы выполнены в виде кольцеобразной детали расположенной между аксиальными распорками .
Фиг.1
в-в
20 22 W 25
22 21 28
Фиг. 3
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Торсионное демпферное устройство для фрикционного сцепления | 1983 |
|
SU1720501A3 |
ДИСК СЦЕПЛЕНИЯ С ФРИКЦИОННОЙ ШАЙБОЙ | 2018 |
|
RU2774325C2 |
Фрикционная муфта сцепления | 1982 |
|
SU1256702A3 |
Амортизирующий торсионный механизм преимущественно для дисков муфт сцепления автомобилей | 1982 |
|
SU1153842A3 |
Амортизатор крутильных колебаний, в частности, для автомобиля | 1985 |
|
SU1722244A3 |
Амортизатор крутильных колебаний | 1985 |
|
SU1600642A3 |
Механизм сцепления | 1985 |
|
SU1804577A3 |
Упорный подшипниковый узел механизма выключения сцепления,управляемого вилкой | 1981 |
|
SU1240368A3 |
Система управления тормозами | 1982 |
|
SU1240348A3 |
СТАРТЕР, СОДЕРЖАЩИЙ ВАЛ ЯКОРЯ, УСТАНОВЛЕННЫЙ В ПОДШИПНИКЕ, РАСПОЛОЖЕННОМ МЕЖДУ ЯКОРЕМ И РЕДУКТОРОМ | 2009 |
|
RU2498105C2 |
Изобретение относится к автотракторостроению, в частности к конструкциям гасителей крутильных колебаний в фрикционных сцеплениях автомобилей. Цель изобретения - повышение срока службы. Согласно изобретению помимо аксиальных распорок 18 от одной направляющей шайбы 7 к другой устанавливается по крайней мере одна скоба 25, один конец которой крепится к одной из указанных шайб 7, а дру- : гой, смещенный по окружности и относительно предьщущего, крепится к другой направляющей шайбе. При эксплуатации, когда крутящий момент прикладывается к фрикционному диску 2 для передачи его на перегородку ступицы 5, скобы 25 оказывают эффективное сопротивление опрокидывающему моменту, действующему на аксиальные распорки 18. 9 з.п. ф-лы, 14 ил. А-А ff W с со С Ф 4 Ы
f У ...11
Гх
а гг 2з до 25 22
Vuz.l
25
J/
27 32 23 3
Фиг. fO
26
28
28
33 --26 Фиг. if
3ff
28 2S фиг. f2
27 Фиг.15
28
gg фиг.Ч
Редактор Л.Веселовская Техред. Л.Сеодюкова Корректор В.Бутяга
Заказ 2671/58 . Тираж 598 Подписное .ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г, Ужгород, ул. Проектная, 4
УПРАВЛЯЕМЫЙ КОЛОДОЧНЫЙ ТОРМОЗ ПОДЪЕМНОГО КРАНА | 2004 |
|
RU2282578C2 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1987-06-30—Публикация
1983-06-07—Подача