Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в конструкции мощных турбогенераторов.
Целью изобретения является повышение надежности путем уменьшения нагрева торцовой части ротора.
На чертеже изображена торцовая зона ротора, продольный разрез.
На торце бочки ротора установлено бандажное кольцо 1. От смещения в осевом направлении кольцо закреплено гайкой 2, опертой через промежуточное дистанционное кольцо 3 с изоляционной прокладкой 4 в шпонку 5 Т-образного сечения. Шпонка установлена в кольцевой канавке 6 в виде равнобочной трапеции с наклонными боковыми гранями 7. Между этими гранями и шпонкой установлены разрезные кольца 8 из мягкого электропроводящего материала с сечением в виде прямоугольного треуголь- ника. Между наружной поверхностью 9 вала ротора и внутренней поверхностью 10 шпонки 5 имеется зазор 11.
В процессе работы электрической машины шпонка 5 удерживает от смещения бандажное кольцо 1. Разрезные кольца 8 из мягкого электропроводящего материала создают по граням 7 между шпонкой 5 и валом надежный контакт. Предельное смещение колец из канавки ограничено технологиче- ским зазором между боковой гранью 7 вала и боковой поверхностью колец 8.
Наводимые на поверхности бочки ротора токи, протекая по бочке, замыкаются в торцовой зоне в тангенциальном направле- нии через металлическое кольцо 8 и с наклонной боковой стенкой и по самой шпонке 5 с развитой поверхностью, не опускаясь в тело бочки ротора на большую глубину.
Надежный электрический контакт с валом и шпонкой 5, образовавшийся от смещения металлических колец под действием центробежных сил до полного соприкосновения их с телом вала и шпонкой, располо- женной в зоне протекания наводимых токов
по поверхности бочки ротора, устраняет появление ожогов от токов, а дополнительное увеличение сечения шпонки в верхней части с помощью выступов снижает температуру шпонки при протекании тока, предохраняя ее тем самым от тепловых разрушений.
Сборку ротора осуществляют следующим образом.
Надевают бандажное кольцо 1. В канавку 6 заводят разрезные кольца 8 и между ними устанавливают шпонку 5. На шпонку надвигают дистанционное кольцо 3 и накручивают до упора гайку 2.
Конструкция удобособираемая и обеспечивает надежность работы ротора путем обеспечения термической стойкости.
Технико-экономический эффект состоит в повышении термической стойкости роторов и надежности электрической машины при работе в аномальных режимах.
Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я Ротор синхронной неявнополюсной электрической машины, содержащий массивный сердечник с размещенной в его пазах обмоткой, лобовые части которой с каждой стороны закреплены бандажным кольцом, зафиксированным в осевом направлении гайкой и кольцевой шпонкой, установленной в кольцевой канавке сердечника ротора, и разрезное кольцо из электропроводящего материала, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности путем уменьшения нагрева торцовой части ротора, кольцевая канавка выполнена с поперечным сечением в виде равнобедренной трапеции, меньшим основанием обращенной к наружной поверхности ротора, шпонка имеет Т-образное поперечное сечение и вертикальной частью установлена в кольцевой канавке, а разрезное кольцо разделено на две части, каждая из которых имеет поперечное сечение в виде прямоугольного треугольника, размещенные в упомянутой канавке и примыкающие своими катетами к обеим сторонам вертикальной части шпонки.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1992 |
|
RU2040099C1 |
Ротор электрической машины | 1983 |
|
SU1112493A1 |
Ротор синхронной неявнополюсной электрической машины | 1982 |
|
SU1096732A1 |
РОТОР СИНХРОННОЙ НЕЯВНОПОЛЮСНОЙ МАШИНЫ | 1963 |
|
SU216094A1 |
Ротор неявнополюсной электрической машины | 1981 |
|
SU993392A1 |
Ротор синхронной неявнополюсной электрической машины | 1982 |
|
SU1224908A1 |
РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2002 |
|
RU2221321C2 |
Ротор электрической машины | 1983 |
|
SU1092661A1 |
Ротор электрической машины | 1988 |
|
SU1617538A1 |
Устройство для крепления лобовых частей обмотки возбуждения | 1973 |
|
SU526986A1 |
Изобретение относится к электромашиностроению. Цель - повышение надежности путем уменьшения нагрева торцовой части ротора. Лобовые части обмотки ротора закреплены бандажным кольцом 1. На торцовой части массивного сердечника ротора установлена шпонка в кольцевой канавке 6. Кольцевая канавка имеет трапецеидальную форму. Шпонка выполнена с Т-образным поперечным сечением и размещена в канавке 6 вертикальной частью. Между наклонными сторонами канавки и шпонкой установлены разрезные кольца 8 из электропроводящего материала.1 ил.
Ротор электрической машины | 1973 |
|
SU472422A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
1972 |
|
SU434537A1 | |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1992-03-30—Публикация
1989-08-16—Подача