Ротор электрической машины Советский патент 1984 года по МПК H02K3/51 

Описание патента на изобретение SU1112493A1

Изобретение относится к электромашиностроению, а конкретнее - к устройству крупных электрических машин, например, турбогенераторов.

Известен ротор электрической машины, содержащий сердечник, обмотку возбуждения,лобовые части которой удерживаются от перемещения посредством бандажного кольца, насаженного на сердечник ротора. Предотвращение осевого смещения бандажа обеспечивается в конструкции с помощью гайки, навернутой на наружную поверхность бандажного кольца |1).

Недостатком данной конструкции является высокая степень концентрации напряжений в бандажном кольце и гайке из-за наличия резьбы, а также трудность нарезания резьбы на значительном диаметре бандажного кольца и особенно тонкостенной гайки.

Наиболее близким к изобретению является ротор электрической машины, содержащий массивный сердечник, обмотку возбуждения с лобовыми частями, бандажное кольцо, насаженное на сердечник и обхватывающее лобовые части, закрепленное от аксиального смещения кольцевой разрезной пружинной шпонкой, часть которой установлена в кольцевой канавке бандажного кольца, сопрягаясь с ним по поверхности тела вращения, а другая - в кольцевой канавке сердечника, причем шпонка при монтаже и демонтаже имеет возможность перемещения в кольцевую канавку сердечника 2.

Отжим кольцевой шпонки для снятия бандажного кольца осуществляется через радиальные отверстия в его теле. Указанные отверстия бандажного кольца, работающего при очень высоких уровнях напряжений, близких к пределу текучести материала бандажа, являются местами концентраторов напряжений и резко снижают его прочность.

Кроме того, при такой конструкции возможен ожог внутренней поверхности носика бандажного кольца уравнительными токами, протекающими в поверхностных слоях торцовой зоны сердечника ротора при переходных режимах работы электрической машины.

Цель изобретения - повышение надежности работы.

Указанная цель достигается тем, что в роторе электрической машины, содержащем массивный сердечник, обмотку возбуждения с лобовыми частями, бандажное кольцо, насаженное на сердечник и обхватывающее лобовые части, закрепленное от аксиального смещения кольцевой разрезной пружинной щпонкой, часть которой установлена в кольцевой канавке бандажного кольца, сопрягаясь с ним по поверхности тела вращения, а другая - в кольцевой канавке сердечника, причем шпонка при монтаже и демонтаже имеет возможность перемещения в кольцевую канавку сердечника, поверхности со пряжения бандажного кольца и шпонки вы полнены коническими с большим основанием конуса,, обращенным к сердечнику. 5 На фиг. I показан предлагаемый ротор электрической машины, продольный разрез; на фиг. 2 -- разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - ротор в процессе демонтажа бандажного кольца, продольный разрез.

Ротор 1 содержит обмотку 2 возбуждения с лобовыми частями 3. Лобовые части обмотки удерживаются с помощью бандажного кольца 4, насаженного с помощью горячей посадки на заточку сердечника 5 ротора через изоляционную прокладку 6. 5 На стороне 7 бандажного кольца 4, обращенной к сердечнику 5, выполнена кольцевая канавка 8 сечением в виде прямоугольного треугольника с катетом, обращенным в сторону сердечника ротора.

В сердечнике ротора напротив канавки 8 0 в бандажном кольце 4 выполнена кольцевая канавка 9 прямоугольного сечения.

Бандажное кольцо 4 удерживается от сдвига в аксиальном направлении с помощщью кольцевой разрезной шпонки 10 сече нием в виде прямоугольной трапеции. Бандажное кольцо и шпонка сопрягаются по конической поверхности. Высота шпонки 10 выполняется меньшей глубины шпоночной канавки 9. На наружной поверхности шпонки 10 выполнены пазы 11 для удержания 0 шпонки в утопленном состоянии с помощью планок 12.

Бандажное кольцо в тыльной части насажено на упорное кольцо 13. Между упорным кольцом и торцом лобовых частей 3 обмотки установлены изоляционные планки 14 5 и диск 15, выполненный из стали. Расстояние между торцом упорного кольца 13 и торцом диска 15 выполнено большим ширины шпонки 10. Обмотка 2 возбуждения удерживается в пазах, ротора с помощью клиньев 16. Расстояние между торцами конце0вых клиньев 16 и торцом бандажного кольца 7 также превышает ширину шпонки.

Торец лобовух частей 3 обмотки зажат в аксиальном направлении с помощью упорных винтов 17.

5 Устройство работает следующим образом.

Для съема бандажного кольца 4 упорные винты 17 вывинчиваются для создания возможности сдвига бандажного кольца в сторону сердечника ротора I. 0 Бандажное кольцо нагревается и сдвигается в аксиальном направлении в сторону сердечника ротора до упора внутреннего торца упорного кольца 13 в торец лобовых частей 3 обмотки возбуждения.

При этом наклонная конусная поверхность кольцевой шпоночной канавки 8 стороны бандажного кольца отожмет шпонку 10 в ее крайнее нижнее положение, утопив ее в кольцевую канавку 9. Затем через пазы

шпонки 10 устанавливаются планки 12, удерживающие шпонку в утопленном состоянии, после чего бандажное кольцо 4 снимается штатным приспособлением.При. надевании бандажного кольца 4 шпонка 10 предварительно устанавливается в канавку 9 в утопленное положение, фиксируясь в нем планками 12. Затем нагретое до необходимой температуры бандажное кольцо 4 надевается на сердечник ротора I, на котором предварительно установлена изоW 9 16 17

ляционная прокладка 6. Планки 12 удаляются и шпонка 10 под действием упругости занимает рабочее положение, удерживая бандажное кольцо от осевого сдвига.

Экономический эффект от использования устройства образуется за счет повышения надежности путем сокращения сроков простоя турбогенераторов в ремонте, а также за экономии стоимости поковок, необ ходимых для замены бандажных колец.

А- А 76 П % / / X / / . / / / X X / / / X / / X //У /X XXVNiX XX X X X X / / / х Х/ХХХХ/Х / / / 7чГ Х ХУ X X х X Х X / XXX

Фи2. 2 .X X X X у Фиг. хХУ

Похожие патенты SU1112493A1

название год авторы номер документа
РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 1992
  • Кади-Оглы И.А.
  • Антонов Ю.Ф.
  • Дереза И.В.
  • Иогансен В.И.
  • Чашник П.И.
  • Чернявский В.П.
  • Штилерман И.З.
RU2040099C1
Ротор синхронной неявнополюсной электрической машины 1973
  • Хазан Семен Исаакович
  • Агафонова Ольга Николаевна
  • Слободинский Ефим Маркович
SU541243A1
Ротор неявнополюсной электрической машины 1981
  • Карпман Давид Бенцианович
  • Левицкий Анатолий Кузьмич
  • Кильдишев Василий Семенович
  • Каплунов Вадим Борисович
  • Ракогон Владимир Григорьевич
SU993392A1
Ротор синхронной неявнополюсной электрической машины 1989
  • Новосадов Александр Александрович
  • Бригинец Анатолий Филиппович
  • Шевченко Александр Алексеевич
SU1723630A1
Ротор синхронной неявнополюсной электрической машины 1982
  • Хуторецкий Гарри Михайлович
  • Загородная Галина Александровна
  • Фридман Владимир Маркович
  • Галай Алексей Архипович
  • Вартаньян Гурген Петросович
SU1224908A1
Ротор электрической машины 1988
  • Глидер Евгений Хаймович
  • Ракогон Владимир Григорьевич
  • Витчинкин Анатолий Иванович
  • Пономаренко Яков Михайлович
SU1617538A1
РОТОР СИНХРОННОЙ НЕЯВНОПОЛЮСНОЙ МАШИНЫ 1963
  • Иванов Н.П.
  • Вартаньян Г.П.
  • Богуславский И.З.
  • Детинко Ф.М.
SU216094A1
РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ Л1АШИНЫ 1972
  • Изобретени В. Ю. Аврух, Ю. И. Азбукин, М. И. Мительман, И. Я. Гурьев,
  • Р. М. Семкин И. Г. Тимофеев
SU427441A1
Ротор синхронной неявнополюсной электрической машины 1982
  • Хуторецкий Гарри Михайлович
  • Загородная Галина Александровна
  • Циркин Марк Захарович
  • Фридман Владимир Маркович
  • Галай Алексей Архипович
  • Вартаньян Гурген Петросович
  • Анемподистов Василий Петрович
SU1096732A1
Ротор электрической машины с жидкостным охлаждением обмотки 1985
  • Бобков Юрий Александрович
  • Суханов Лев Александрович
SU1307509A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 112 493 A1

Реферат патента 1984 года Ротор электрической машины

РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ,содержащий массивный сердечник. / / / / 7 // С. ЧЧ / / / /X /7 / / / / ///ТХх 7 / / // / / / / у / / / у / / / / / / /у .л. 4 ч V чххчхч у iC r WsiiAil If iiTEBTK. .;., TPJfHIfiWa lS. ИвМ«ТШ{: обмотку возбуждения с лобовыми частями, баи.|1ажное кольцо, насаженное на сердечник и обхватывающее лобовые части, закрепленное от аксиального смещения кольцевой разрезной пружинной шпонкой, часть которой установлена в кольцевой канавке баидажного кольца, сопрягаясь с ним по поверхности тела вращения, а другая - в кольцевой канавке сердечника, причем шпонка при монтаже и демонтаже имеет возможность перемещения в кольцевую канавку сердечника, отличающийся тем, что, с целью повышения надежиости работы, поверхности сопряжения бандажного кольца и шпонки выполнены коническими с большим основанием конуса, обращенным к сердечнику. ({77 Фи. 1 7/J

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1984 года SU1112493A1

I
Справочннк по ремонту турбогенераторов
Под ред
П
И
Устинова, М., «Энергия, 1976, с..93
рис
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Булаткин В
А
и др
Ремонт роторных бандажей турбогенераторов
М., «Энергия, 1973, с
Пишущая машина 1922
  • Блок-Блох Г.К.
SU37A1
Прибор для нагревания перетягиваемых бандажей подвижного состава 1917
  • Колоницкий Е.А.
SU15A1

SU 1 112 493 A1

Авторы

Азбукин Юрий Иванович

Аврух Владимир Юрьевич

Тарасюк Юрий Александрович

Козлов Александр Петрович

Даты

1984-09-07Публикация

1983-06-02Подача