Изобретение относится к электромашиностроению.
Цель изобретения - упрощение процесса сборки.
На фиг. 1 и 2 показана предложенная машина; на фиг. 3 - четырехугольная станина; на фиг. 4 поясняет сборку.
На чертежах обозначены корпус (клемма) 1, вентиляционный кожух 2, ушко 3, продольная прокладка 4, крепежный элемент, например болт, 5, сердечник 6 статора, сердечник 7 ротора, подшипниковый щит 8, вал 9, вентилятор 10, технологическое окно 11, крепежное отверстие 12, воздуховод 13, ребро 14, дополнительное отверстие 15 в кожухе; Р - усилие стягивания клемм; Р1 и Р - силы реакции; Q - разжимающее усилие; д - аксиальный зазор; (51 - увеличенный аксиальный зазор; D - диаметр отверстия корпуса и наружных посадочных поверхностей сердечника статора и подшипниковых щитов.
Электрическая машина содержит выполненную из листового материала станину, включающую корпус 1, размещенный в многогранном вентиляционном кожухе 2, грани которого являются также опорами. В упомянутых корпусе и вентиляционном кожухе выполнены аксиальные зазоры б, вдоль продольных кромок которых установлены ушки 3, соединенные с корпусом 1 и вентиляционным кожухом 2.
Ушки 3 соединены одно с другим крепежными элементами, например болтами, 5,
При наличии ушек 3 и зазора д корпус 1 является клеммой.
В отличие от клеммового соединения, применяемого в общем машиностроении как разъемное соединение рычага с валом, описанный корпус соединяет как минимум три узла, отстоящих друг от друга вдоль центральной оси корпуса. Конструкция должна позволять увеличить зазор д.
Между ушками 3 целесообразно устанавливать продольную прокладку 4, контактирующую также с подшипниковыми щитами 8, что позволяет выполнять машину в закрытом варианте. Эту прокладку можно использовать как шпонку(фиг. 1). Поскольку в районе ушек 3 сечение воздуховода 13 уменьшается, то для улучшения теплоотво- да целесообразно применять в качестве продольной прокладки 4 испарительно-кон денсаторный теплоотвод, например тепло: вую трубку.
Для увеличения тангенциально-радиальной жесткости станины цилиндрический
корпус 1 можно приварить к вентиляционному кожуху 2 в местах их касания.
Кожух 2 и корпус 1 целесообразно гнуть из одного листа (фиг. 4).
От выбора формы вентиляционного кожуха 2 зависит его материалоемкость. Длина периметра вентиляционного кожуха при правильном многоугольнике пропорциональна
П 0Н -N-ty лУМ, где N - число граней;
Он - наружный диаметр цилиндрического корпуса 1.
В таблице приведены значения отношения П/ 71 Он f при разных N.
Из таблицы видно, что при увеличении N с 5 до 6 длина периметра, пропорциональная расходу листа, идущего на изготовление
вентиляционного кожуха 2, снижается всего на 5%, что лежит в пределах припуска на раскрой. Таким образом, увеличение N выше 5 нецелесообразно.
Число граней N может выбираться и из
других соображений. Так, при N 3 или трапециевидном кожухе 2 опора имеет наибольшую ширину, а машина - большую устойчивость. При N 4 имеем минимальную ширину В машины (фиг. 3).
Рассмотрим оптимальный вариант процесса сборки машины.
При сборке комплектуют узел, состоящий из сердечника 7 ротора, при этом на штатных местах вала 9 устанавливают
щиты 8 и вентилятор 10. Затем ушки 3 разводят в направлении векторов растягивающего усилия Q, зазор д увеличивают до размера д определяемого проделом упругих деформаций станины (фиг. 4). Описанный выше узел при перемещении вдоль оси вводят в цилиндрический корпус 1. Фиксацию сердечника 6 статора и подшипниковых щитов 8 на штатных местах в станине осуществляют при сближении ушек 3 болтами
5 в направлении векторов усилия стягивания Р за счет сил реакции Р и Р, создающих трение между сердечником 6 статора, а также между подшипниковыми щитами 8 и цилиндрическим корпусом 1.
Одной из основных особенностей сборки является автоматическое центрирование сердечника ротора 7 в расточке сердечника статора.
Выше рассмотрена простейшая из возможных конструкция, что обеспечивается требованием равновеликое™ посадочных диаметров D сердечника статора б, подшипниковых щитов 8 посадочного отверстия корпуса 1,
При сбоке машины корпус 1 обтягивают вокруг сердечника статора 6, чем обеспечивается хороший контакт между ними и, следовательно, хороший теплоотвод.
Вентиляционной кожух и вентилятор могут отсутствовать.
Предложенная конструкция может применяться и в коллекторных машинах.
Таким образом, процесс сборки электрической машины значительно упрощается по сравнению с классическими способами сборки, в чем и заключается общественная полезность изобретения.
Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я
1. Электрическая машина, содержащая гнутую из листового материала станину, состоящую из вентиляционного кожуха и корпуса, внутри которого размещены сердечник статора, ротор с сердечником, валом и вентилятором, а также подшипниковые щиты, отличающаяся тем, что, с целью упрощения сборки, корпус выполнен в виде клеммы с крепежными элементами, ушки которой соединены с вентиляционным кожухом, имеющим в районе крепежных элементов отверстия, при
этом наружные посадочные поверхности сердечника статора и подшипниковых щитов имеют равные диаметры.
2.Машина по п. 1, отличающаяся тем, что между ушками установлена продольная прокладка, контактирующая с подшипниковыми щитами.
3.Машина по п. 2, отличающаяся тем, что в качестве продольной прокладки применен испарительно-конденсаторный теплоотвод.
4.Машина по п. 1, отличающаяся тем, что вентиляционный кожух имеет пять граней.
5.Способ сборки электрической машины, заключающийся в том,-что заводят ротор в сердечник статора, устанавливают подшипниковые щиты и осуществляют общую сборку с фиксацией всех элементов с корпусом, отличающийся тем, что, с целью упрощения сборки, .подшипниковые щиты устанавливают на ротор после заводки его в сердечник статора, перед общей сборкой корпус разводят в пределах упругих деформаций, а фиксацию всех элементов производят одновременно.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 1997 |
|
RU2148885C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2000 |
|
RU2171530C1 |
Электрическая машина | 1991 |
|
SU1820978A3 |
Электрическая машина | 1982 |
|
SU1145416A1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 2010 |
|
RU2457599C2 |
Электрическая машина | 1986 |
|
SU1471250A1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 1995 |
|
RU2084069C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН | 1990 |
|
RU2030005C1 |
Электродвигатель с двойной изоляцией | 1982 |
|
SU1312685A1 |
АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2000 |
|
RU2171542C1 |
Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения - упрощение сборки. Электрическая машина содержит гнутую из листового материала станину, которая состоит из цилиндрического корпуса 1 и вентиляционного кожуха 2. Корпус 1 выполнен в виде клеммы. Ушки 3 клеммы соединены с кожухом. Посадочные поверхности сердечника статора и подшипниковых щитов имеют равные диаметры. Между ушками 3 целесообразно устанавливать продольную прокладку 4, Одной из основных особенностей сборки является автоматическое центрирование сердечника ротора в расточке сердечника статора. При сборке комплектуют узел, состоящий из сердечника ротора, а на штатных местах вала устанавливают щиты и вентилятор. Затем ушки 3 разводят в направлении векторов растягивающего усилия и вводят указанный узел в корпус 1. 2 с. и 3 з.п.ф-лы, 4 ил., 1 табл.
Закрытая электрическая машина | 1979 |
|
SU782051A1 |
Гаврилов А.Н | |||
и др | |||
Технология авиационного электрооборудования | |||
- М.: Оборон- гиз, 1963, с | |||
Устройство для усиления токов посредством катодной лампы | 1921 |
|
SU453A1 |
Авторы
Даты
1992-03-30—Публикация
1989-01-30—Подача