Электрическая машина и способ сборки электрической машины Советский патент 1992 года по МПК H02K5/04 H02K15/00 

Описание патента на изобретение SU1723632A1

Изобретение относится к электромашиностроению.

Цель изобретения - упрощение процесса сборки.

На фиг. 1 и 2 показана предложенная машина; на фиг. 3 - четырехугольная станина; на фиг. 4 поясняет сборку.

На чертежах обозначены корпус (клемма) 1, вентиляционный кожух 2, ушко 3, продольная прокладка 4, крепежный элемент, например болт, 5, сердечник 6 статора, сердечник 7 ротора, подшипниковый щит 8, вал 9, вентилятор 10, технологическое окно 11, крепежное отверстие 12, воздуховод 13, ребро 14, дополнительное отверстие 15 в кожухе; Р - усилие стягивания клемм; Р1 и Р - силы реакции; Q - разжимающее усилие; д - аксиальный зазор; (51 - увеличенный аксиальный зазор; D - диаметр отверстия корпуса и наружных посадочных поверхностей сердечника статора и подшипниковых щитов.

Электрическая машина содержит выполненную из листового материала станину, включающую корпус 1, размещенный в многогранном вентиляционном кожухе 2, грани которого являются также опорами. В упомянутых корпусе и вентиляционном кожухе выполнены аксиальные зазоры б, вдоль продольных кромок которых установлены ушки 3, соединенные с корпусом 1 и вентиляционным кожухом 2.

Ушки 3 соединены одно с другим крепежными элементами, например болтами, 5,

При наличии ушек 3 и зазора д корпус 1 является клеммой.

В отличие от клеммового соединения, применяемого в общем машиностроении как разъемное соединение рычага с валом, описанный корпус соединяет как минимум три узла, отстоящих друг от друга вдоль центральной оси корпуса. Конструкция должна позволять увеличить зазор д.

Между ушками 3 целесообразно устанавливать продольную прокладку 4, контактирующую также с подшипниковыми щитами 8, что позволяет выполнять машину в закрытом варианте. Эту прокладку можно использовать как шпонку(фиг. 1). Поскольку в районе ушек 3 сечение воздуховода 13 уменьшается, то для улучшения теплоотво- да целесообразно применять в качестве продольной прокладки 4 испарительно-кон денсаторный теплоотвод, например тепло: вую трубку.

Для увеличения тангенциально-радиальной жесткости станины цилиндрический

корпус 1 можно приварить к вентиляционному кожуху 2 в местах их касания.

Кожух 2 и корпус 1 целесообразно гнуть из одного листа (фиг. 4).

От выбора формы вентиляционного кожуха 2 зависит его материалоемкость. Длина периметра вентиляционного кожуха при правильном многоугольнике пропорциональна

П 0Н -N-ty лУМ, где N - число граней;

Он - наружный диаметр цилиндрического корпуса 1.

В таблице приведены значения отношения П/ 71 Он f при разных N.

Из таблицы видно, что при увеличении N с 5 до 6 длина периметра, пропорциональная расходу листа, идущего на изготовление

вентиляционного кожуха 2, снижается всего на 5%, что лежит в пределах припуска на раскрой. Таким образом, увеличение N выше 5 нецелесообразно.

Число граней N может выбираться и из

других соображений. Так, при N 3 или трапециевидном кожухе 2 опора имеет наибольшую ширину, а машина - большую устойчивость. При N 4 имеем минимальную ширину В машины (фиг. 3).

Рассмотрим оптимальный вариант процесса сборки машины.

При сборке комплектуют узел, состоящий из сердечника 7 ротора, при этом на штатных местах вала 9 устанавливают

щиты 8 и вентилятор 10. Затем ушки 3 разводят в направлении векторов растягивающего усилия Q, зазор д увеличивают до размера д определяемого проделом упругих деформаций станины (фиг. 4). Описанный выше узел при перемещении вдоль оси вводят в цилиндрический корпус 1. Фиксацию сердечника 6 статора и подшипниковых щитов 8 на штатных местах в станине осуществляют при сближении ушек 3 болтами

5 в направлении векторов усилия стягивания Р за счет сил реакции Р и Р, создающих трение между сердечником 6 статора, а также между подшипниковыми щитами 8 и цилиндрическим корпусом 1.

Одной из основных особенностей сборки является автоматическое центрирование сердечника ротора 7 в расточке сердечника статора.

Выше рассмотрена простейшая из возможных конструкция, что обеспечивается требованием равновеликое™ посадочных диаметров D сердечника статора б, подшипниковых щитов 8 посадочного отверстия корпуса 1,

При сбоке машины корпус 1 обтягивают вокруг сердечника статора 6, чем обеспечивается хороший контакт между ними и, следовательно, хороший теплоотвод.

Вентиляционной кожух и вентилятор могут отсутствовать.

Предложенная конструкция может применяться и в коллекторных машинах.

Таким образом, процесс сборки электрической машины значительно упрощается по сравнению с классическими способами сборки, в чем и заключается общественная полезность изобретения.

Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я

1. Электрическая машина, содержащая гнутую из листового материала станину, состоящую из вентиляционного кожуха и корпуса, внутри которого размещены сердечник статора, ротор с сердечником, валом и вентилятором, а также подшипниковые щиты, отличающаяся тем, что, с целью упрощения сборки, корпус выполнен в виде клеммы с крепежными элементами, ушки которой соединены с вентиляционным кожухом, имеющим в районе крепежных элементов отверстия, при

этом наружные посадочные поверхности сердечника статора и подшипниковых щитов имеют равные диаметры.

2.Машина по п. 1, отличающаяся тем, что между ушками установлена продольная прокладка, контактирующая с подшипниковыми щитами.

3.Машина по п. 2, отличающаяся тем, что в качестве продольной прокладки применен испарительно-конденсаторный теплоотвод.

4.Машина по п. 1, отличающаяся тем, что вентиляционный кожух имеет пять граней.

5.Способ сборки электрической машины, заключающийся в том,-что заводят ротор в сердечник статора, устанавливают подшипниковые щиты и осуществляют общую сборку с фиксацией всех элементов с корпусом, отличающийся тем, что, с целью упрощения сборки, .подшипниковые щиты устанавливают на ротор после заводки его в сердечник статора, перед общей сборкой корпус разводят в пределах упругих деформаций, а фиксацию всех элементов производят одновременно.

Похожие патенты SU1723632A1

название год авторы номер документа
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 1997
  • Коваль-Лесков Александр Вадимович
  • Билоненко Николай Иванович
RU2148885C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2000
RU2171530C1
Электрическая машина 1991
  • Бурковский Анатолий Николаевич
  • Дмитренко Юрий Иванович
  • Збарский Леонид Александрович
  • Ширнин Иван Григорьевич
  • Захарченко Петр Иванович
  • Красников Геннадий Васильевич
  • Поршнев Юрий Васильевич
SU1820978A3
Электрическая машина 1982
  • Дашевский Ромуальд Александрович
  • Зеленцов Сергей Васильевич
  • Пронин Виктор Устинович
  • Рапута Виктор Михайлович
SU1145416A1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 2010
  • Новосельцев Михаил Сарпионович
  • Чернявский Владимир Исаакович
RU2457599C2
Электрическая машина 1986
  • Кондратенко Рэм Николаевич
  • Радин Владимир Исаакович
  • Тузов Олег Петрович
SU1471250A1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 1995
  • Шалаев Владимир Григорьевич
  • Кади-Оглы Ибрагим Ахметович
RU2084069C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН 1990
  • Амелин В.Д.
RU2030005C1
Электродвигатель с двойной изоляцией 1982
  • Липкин Владимир Иванович
SU1312685A1
АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2000
RU2171542C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 723 632 A1

Реферат патента 1992 года Электрическая машина и способ сборки электрической машины

Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения - упрощение сборки. Электрическая машина содержит гнутую из листового материала станину, которая состоит из цилиндрического корпуса 1 и вентиляционного кожуха 2. Корпус 1 выполнен в виде клеммы. Ушки 3 клеммы соединены с кожухом. Посадочные поверхности сердечника статора и подшипниковых щитов имеют равные диаметры. Между ушками 3 целесообразно устанавливать продольную прокладку 4, Одной из основных особенностей сборки является автоматическое центрирование сердечника ротора в расточке сердечника статора. При сборке комплектуют узел, состоящий из сердечника ротора, а на штатных местах вала устанавливают щиты и вентилятор. Затем ушки 3 разводят в направлении векторов растягивающего усилия и вводят указанный узел в корпус 1. 2 с. и 3 з.п.ф-лы, 4 ил., 1 табл.

Формула изобретения SU 1 723 632 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1723632A1

Закрытая электрическая машина 1979
  • Каика Василий Васильевич
  • Песюков Вадим Николаевич
  • Вайсенгольц Владимир Абович
SU782051A1
Гаврилов А.Н
и др
Технология авиационного электрооборудования
- М.: Оборон- гиз, 1963, с
Устройство для усиления токов посредством катодной лампы 1921
  • Гуров В.А.
SU453A1

SU 1 723 632 A1

Авторы

Тузов Олег Петрович

Радин Владимир Исаакович

Кондратенко Рэм Николаевич

Базин Валентин Тимофеевич

Даты

1992-03-30Публикация

1989-01-30Подача