(Л
С
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Оптический теодолит | 1982 |
|
SU1040330A1 |
ТЕОДОЛИТ | 1994 |
|
RU2079104C1 |
МАРКА К ВИЗИРНОМУ УСТРОЙСТВУ | 2000 |
|
RU2175112C1 |
Регистрирующий теодолит | 1949 |
|
SU94921A1 |
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ УЧЕТНОГО ДЕРЕВА | 2002 |
|
RU2224418C1 |
СПОСОБ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКЛОНЕНИЯ ОТ ПЕРПЕНДИКУЛЯРНОСТИ ДВУХ ОСЕЙ | 2010 |
|
RU2446380C1 |
Способ коллинеарного переноса оси референтного направления | 1989 |
|
SU1703973A1 |
Способ юстировки и контроля плоских фацетных гелиостатов | 1990 |
|
SU1747811A1 |
Способ измерения положения стенки резервуара | 1990 |
|
SU1778517A1 |
ОПТИЧЕСКИЙ ТЕОДОЛИТ | 1992 |
|
RU2053483C1 |
Изобретение относится к способам определения параметров колес автомобиля. Цель изобретения - повышение точности определения величины развала и схождения. Устанавливают напротив колес отсчет- ное устройство, в качестве которого используют теодолит. Визируют теодолит на марку, установленную на магнитах к обо- дам колес и снимают отсчеты по маркам. Величину схождения колес определяют по сумме разностей отсчетов, а величину развала - как разность отсчетов по шкалам марки. 3 ил.
Изобретение относится к способам определения величин развала и схождения управляемых колес автомобилей.
Известны способы измерения величин развала и схождения колес.
Недостатком известных способов является наличие многих узлов, автономных источников питания, что усложняет процесс измерения величин развала и схождения колес, а также невысокая точность замеров.
В качестве прототипа взят способ измё рения величин развала и схождения колес с помощью прибора ПКО-1, предусматривающий установку двух ламповых проектов, дающих заостренные световые отражения на шкалах, размещенных в плоскости вращения колес, а также измерительных стержней с метками для отсчета в миллиметрах отклонения световых лучей и источника электропитания для проекторов.
Недостатком способа является сложность процесса измерения и невысокая точность замеров.
Цель изобретения -упрощение процесса определения величин развала и схождения управляемых колёс легковых автомобилей и повышение точности измерений.
Поставленная цель достигается за счет того, что в качестве измерительного устройства применяется теодолит, а в качестве от- счетного устройства - специально изготовленную марку с миллиметровыми шкалами, которые с помощью специальных магнитов крепят к ободу диска колеса.
VI
ю
00
о ел ел
На фиг.1 показан способ крепления к колесу марки; на фиг.2 - схема способа определения развала колеса; на фиг.З - схема способа определения схождения колес.
На фиг, 1-3 показана марка, которая состоит из штанги 1, двух постоянных магнитов 2 и двух отсчетных миллиметровых шкал 3, марка 4, закрепленная на ободе колеса, направляющий брус 5, имеющий длину, превышающую ширину колеи автомобиля на 40-50 мм, и теодолит 6, установленный на каретке, имеющий возможность возвратно-поступательного движения по направляющему брусу.
Перед определением величины развала и схождения колес необходимо проверить техническое состояние узлов и деталей передней подвески автомобиля - давление воздуха в шинах и нагрузка на ось должны соответствовать норме, указанной в инструкции по эксплуатации автомобиля, не допустимы люфты в шарнирах рулевых тяг, маятникового рычага и в подшипниках колес.
При измерениях колеса должны располагаться на горизонтальной площадке в по- ложении,соответствующем
прямолинейному движению автомобиля. Для исключения влияния опоры на положение колес следует переместить автомобиль на несколько сантиметров вперед и назад. Нажатием на бамперы нужно убедиться в исправности амортизаторов.
Измерение величины развала колес производится в следующем порядке.
Передний мост автомобиля размещается на расстоянии 2-4 м от направляющего бруса 5 с закрепленным теодолитом 6 (фиг.2). К неповрежденной части ободов управляемых колес в вертикальной плоскости прикрепляют марки 4 и устанавливают на магнитах отсчетные шкалы. Визируют вертикальную нить сетки трубы теодолита на верхнюю миллиметровую шкалу марки и записывают отсчет с точностью 0,10-0,15 мм, затем визируют трубу на нижнюю шкалу марки и по вертикальной нити сетки снова записывают отсчет по шкале.
Величину развала колес определяют по разности отсчетов на нижней и верхней шкалах марки.
Аналогичные измерения выполняют на втором управляемом колесе.
Полученную величину развала колеса сравнивают с нормативной величиной, указанной в Инструкции по эксплуатации автомобиля. При необходимости проводят регулировку величины развала колес.
После выполнения регулировки развала приступают к проверке величины схождения колес. Для этого марки устанавливают на ободах колес в горизонтальное положение (фиг.З). Визируют трубу теодолита на миллиметровые шкалы марки на левом колесе и по вертикальной нити сетки трубы записывают отсчеты. Находят разность отсчетов по шкалам марки. Аналогичные измерения производят на шкалах марки правого колеса. Полученные величины разностей отсчетов по шкалам на левом и правом колесах суммируют и находят фактическую величину схождения колес.
Сравнивают фактическую и нормативную величину схождения колес, указанную
в инструкции по эксплуатации автомобиля. При необходимости проводят регулировку величины схождения колес.
Все работы по измерения развала и схождения колес могут выполняться одним
человеком.
Пример. Автомобиль ВАЗ 2106 устанавливают на горизонтальной площадке в положении, соответствующем прямолинейному движению на расстоянии 2 м от направляющего бруса с теодолитом.
На ободах управляемых колес в вертикальной, плоскости закрепляют на постоянных магнитах марки с отсчетными шкалами (фиг.2). Устанавливают теодолит на направляющем брусе в направлении движения левого колеса автомобиля. Производят визирование вертикальной нити сетки трубы на верхнюю шкалу марки и снимают отсчет, который составляет 2,3 мм. Затем
производят визирование вертикальной нити сетки трубы на нижнюю шкалу марки и снимают отсчет 3,6 мм. Вычисляют разность отсчетов на нижней и верхней шкалах марки 1,3мм.
Перемещают теодолит по направляющему брусу в створ направления движения правого колеса. Производят визирование вертикальной нити сетки трубы на верхнюю шкалу марки и снимают отсчет, который составляет 3,4 мм. Затем производят визирование вертикальной нити сетки трубы на нижнюю шкалу марки и снимают отсчет 4,9 мм. Вычисляют разность отсчетов на нижней и верхней шкалах марки 1,5 мм. Таким
образом, фактический развал левого колеса составляет 1,3 мм, правого - 1,5 мм.
Полученные фактические величины развала колес сравнивают с нормативными, указанными в инструкции по эксплуатации автомобиля ВАЗ 2106, которые для ненагруженного автомобиля находятся в пределах от-1 мм до+3 мм. В данном случае величины развала колес испытуемого автомобиля находятся в пределах нормы.
Для измерения величины схождения марки закрепляют на управляемых колесах испытуемого автомобиля в горизонтальном положении (фиг.З).
Устанавливают теодолит на направляющем брусе в створе направления движения левого колеса автомобиля. Производят визирование вертикальной нити сетки трубы на отсчетные шкалы марки и снимают отсче- ты, которые составляют 3,6 и 2,8 мм. Находят разность отсчетов по ближней и дальней шкалах марки 0,8 мм.
Перемещают теодолит по направляющему брусу в створ направления движения правого колеса. Производят визирование вертикальной линии сетки трубы на шкалы марки и поочередно снимают отсчеты на ближней и дальней шкалах, которые составляют 4,6 и 2,3 мм. Находят разность отсче- тов 2,3 мм.
Вычисляют сумму разностей остчетов по шкалам марок на левом и правом колесах автомобиля 3,1 мм, которая является фактической величиной схождения колес испыту- емого автомобиля.
Полученную фактическую величину схождения колес сравнивают с нормативной, которая Для ненагруженного автомобиля находится в пределах 3-5 мм. В данном случае величина схождения колес испытуемого автомобиля находится в пределах нормы.
Хронометраж показал, что на все указанные измерения и вычисления затрачено 6 мин. Точность определения величин развала и схождения колес составляет 0,1-0,15 мм. Работы выполняются одним человеком.
Для сравнения проводят измерения величин развала и схождения управляемых колес автомобиля ВАЗ 2106 прибором ПКО-1.
Формула изобретения Способ определения величины развала и схождения колес автомобилей, заключающийся в том, что устанавливают напротив колес отсчетное устройство, визируют его на марку, производят снятие отсчетов и вычисление величин развала и схождения колес, отличающий с я тем, что, с целью повышения точности определения величи.- ны развала и схождения, в качестве отсчет- ного устройства используют теодолит, устанавливают марку в горизонтальное положение и производят снятие отсчетов, величину схождения определяют по сумме разностей отсчётов, затем располагают марку вертикально и аналогичным образом снимают отсчеты, величину развала колес определяют как разность отсчетов по шкалам марки, а в качестве марки используют мишень в виде штанги с двумя отсчетными шкалами и двумя магнитами, расположенными на концах штанги.
Фиг.1
Лудченко А.А | |||
Основы технического обслуживания автомобилей | |||
- Киев: В ища школа, 1987, с | |||
Раздвижной паровозный золотник со скользящими по его скалке поршнями и упорными для них шайбами | 1922 |
|
SU147A1 |
Грохот | 1985 |
|
SU1335326A1 |
кл | |||
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1992-04-23—Публикация
1989-02-28—Подача