Способ определения величины развала и схождения колес автомобилей Советский патент 1992 года по МПК G01B11/275 

Описание патента на изобретение SU1728655A1

С

Похожие патенты SU1728655A1

название год авторы номер документа
Оптический теодолит 1982
  • Рейшер Эрнест Гидальевич
  • Бесчасный Григорий Кириллович
  • Раик Марк Вениаминович
  • Соловьев Виктор Михайлович
SU1040330A1
ТЕОДОЛИТ 1994
  • Добрынин Петр Тимофеевич
  • Старцев Тимофей Петрович
RU2079104C1
МАРКА К ВИЗИРНОМУ УСТРОЙСТВУ 2000
  • Григорашенко И.А.
  • Кузьмин Г.И.
RU2175112C1
Регистрирующий теодолит 1949
  • Александров А.М.
SU94921A1
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ УЧЕТНОГО ДЕРЕВА 2002
  • Мазуркин П.М.
  • Кошкина Т.А.
RU2224418C1
СПОСОБ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКЛОНЕНИЯ ОТ ПЕРПЕНДИКУЛЯРНОСТИ ДВУХ ОСЕЙ 2010
  • Иванов Павел Алексеевич
  • Боронахин Александр Михайлович
  • Бохман Евгений Давидович
RU2446380C1
Способ коллинеарного переноса оси референтного направления 1989
  • Пимшин Юрий Иванович
SU1703973A1
Способ юстировки и контроля плоских фацетных гелиостатов 1990
  • Найденов Дмитрий Анатольевич
  • Авчиев Шухрат Курвантаевич
SU1747811A1
Способ измерения положения стенки резервуара 1990
  • Тарасенко Александр Алексеевич
  • Галеев Виль Бареевич
  • Лещев Николай Николаевич
SU1778517A1
ОПТИЧЕСКИЙ ТЕОДОЛИТ 1992
  • Добрынин Петр Тимофеевич
  • Старцев Тимофей Петрович
RU2053483C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 728 655 A1

Реферат патента 1992 года Способ определения величины развала и схождения колес автомобилей

Изобретение относится к способам определения параметров колес автомобиля. Цель изобретения - повышение точности определения величины развала и схождения. Устанавливают напротив колес отсчет- ное устройство, в качестве которого используют теодолит. Визируют теодолит на марку, установленную на магнитах к обо- дам колес и снимают отсчеты по маркам. Величину схождения колес определяют по сумме разностей отсчетов, а величину развала - как разность отсчетов по шкалам марки. 3 ил.

Формула изобретения SU 1 728 655 A1

Изобретение относится к способам определения величин развала и схождения управляемых колес автомобилей.

Известны способы измерения величин развала и схождения колес.

Недостатком известных способов является наличие многих узлов, автономных источников питания, что усложняет процесс измерения величин развала и схождения колес, а также невысокая точность замеров.

В качестве прототипа взят способ измё рения величин развала и схождения колес с помощью прибора ПКО-1, предусматривающий установку двух ламповых проектов, дающих заостренные световые отражения на шкалах, размещенных в плоскости вращения колес, а также измерительных стержней с метками для отсчета в миллиметрах отклонения световых лучей и источника электропитания для проекторов.

Недостатком способа является сложность процесса измерения и невысокая точность замеров.

Цель изобретения -упрощение процесса определения величин развала и схождения управляемых колёс легковых автомобилей и повышение точности измерений.

Поставленная цель достигается за счет того, что в качестве измерительного устройства применяется теодолит, а в качестве от- счетного устройства - специально изготовленную марку с миллиметровыми шкалами, которые с помощью специальных магнитов крепят к ободу диска колеса.

VI

ю

00

о ел ел

На фиг.1 показан способ крепления к колесу марки; на фиг.2 - схема способа определения развала колеса; на фиг.З - схема способа определения схождения колес.

На фиг, 1-3 показана марка, которая состоит из штанги 1, двух постоянных магнитов 2 и двух отсчетных миллиметровых шкал 3, марка 4, закрепленная на ободе колеса, направляющий брус 5, имеющий длину, превышающую ширину колеи автомобиля на 40-50 мм, и теодолит 6, установленный на каретке, имеющий возможность возвратно-поступательного движения по направляющему брусу.

Перед определением величины развала и схождения колес необходимо проверить техническое состояние узлов и деталей передней подвески автомобиля - давление воздуха в шинах и нагрузка на ось должны соответствовать норме, указанной в инструкции по эксплуатации автомобиля, не допустимы люфты в шарнирах рулевых тяг, маятникового рычага и в подшипниках колес.

При измерениях колеса должны располагаться на горизонтальной площадке в по- ложении,соответствующем

прямолинейному движению автомобиля. Для исключения влияния опоры на положение колес следует переместить автомобиль на несколько сантиметров вперед и назад. Нажатием на бамперы нужно убедиться в исправности амортизаторов.

Измерение величины развала колес производится в следующем порядке.

Передний мост автомобиля размещается на расстоянии 2-4 м от направляющего бруса 5 с закрепленным теодолитом 6 (фиг.2). К неповрежденной части ободов управляемых колес в вертикальной плоскости прикрепляют марки 4 и устанавливают на магнитах отсчетные шкалы. Визируют вертикальную нить сетки трубы теодолита на верхнюю миллиметровую шкалу марки и записывают отсчет с точностью 0,10-0,15 мм, затем визируют трубу на нижнюю шкалу марки и по вертикальной нити сетки снова записывают отсчет по шкале.

Величину развала колес определяют по разности отсчетов на нижней и верхней шкалах марки.

Аналогичные измерения выполняют на втором управляемом колесе.

Полученную величину развала колеса сравнивают с нормативной величиной, указанной в Инструкции по эксплуатации автомобиля. При необходимости проводят регулировку величины развала колес.

После выполнения регулировки развала приступают к проверке величины схождения колес. Для этого марки устанавливают на ободах колес в горизонтальное положение (фиг.З). Визируют трубу теодолита на миллиметровые шкалы марки на левом колесе и по вертикальной нити сетки трубы записывают отсчеты. Находят разность отсчетов по шкалам марки. Аналогичные измерения производят на шкалах марки правого колеса. Полученные величины разностей отсчетов по шкалам на левом и правом колесах суммируют и находят фактическую величину схождения колес.

Сравнивают фактическую и нормативную величину схождения колес, указанную

в инструкции по эксплуатации автомобиля. При необходимости проводят регулировку величины схождения колес.

Все работы по измерения развала и схождения колес могут выполняться одним

человеком.

Пример. Автомобиль ВАЗ 2106 устанавливают на горизонтальной площадке в положении, соответствующем прямолинейному движению на расстоянии 2 м от направляющего бруса с теодолитом.

На ободах управляемых колес в вертикальной, плоскости закрепляют на постоянных магнитах марки с отсчетными шкалами (фиг.2). Устанавливают теодолит на направляющем брусе в направлении движения левого колеса автомобиля. Производят визирование вертикальной нити сетки трубы на верхнюю шкалу марки и снимают отсчет, который составляет 2,3 мм. Затем

производят визирование вертикальной нити сетки трубы на нижнюю шкалу марки и снимают отсчет 3,6 мм. Вычисляют разность отсчетов на нижней и верхней шкалах марки 1,3мм.

Перемещают теодолит по направляющему брусу в створ направления движения правого колеса. Производят визирование вертикальной нити сетки трубы на верхнюю шкалу марки и снимают отсчет, который составляет 3,4 мм. Затем производят визирование вертикальной нити сетки трубы на нижнюю шкалу марки и снимают отсчет 4,9 мм. Вычисляют разность отсчетов на нижней и верхней шкалах марки 1,5 мм. Таким

образом, фактический развал левого колеса составляет 1,3 мм, правого - 1,5 мм.

Полученные фактические величины развала колес сравнивают с нормативными, указанными в инструкции по эксплуатации автомобиля ВАЗ 2106, которые для ненагруженного автомобиля находятся в пределах от-1 мм до+3 мм. В данном случае величины развала колес испытуемого автомобиля находятся в пределах нормы.

Для измерения величины схождения марки закрепляют на управляемых колесах испытуемого автомобиля в горизонтальном положении (фиг.З).

Устанавливают теодолит на направляющем брусе в створе направления движения левого колеса автомобиля. Производят визирование вертикальной нити сетки трубы на отсчетные шкалы марки и снимают отсче- ты, которые составляют 3,6 и 2,8 мм. Находят разность отсчетов по ближней и дальней шкалах марки 0,8 мм.

Перемещают теодолит по направляющему брусу в створ направления движения правого колеса. Производят визирование вертикальной линии сетки трубы на шкалы марки и поочередно снимают отсчеты на ближней и дальней шкалах, которые составляют 4,6 и 2,3 мм. Находят разность отсче- тов 2,3 мм.

Вычисляют сумму разностей остчетов по шкалам марок на левом и правом колесах автомобиля 3,1 мм, которая является фактической величиной схождения колес испыту- емого автомобиля.

Полученную фактическую величину схождения колес сравнивают с нормативной, которая Для ненагруженного автомобиля находится в пределах 3-5 мм. В данном случае величина схождения колес испытуемого автомобиля находится в пределах нормы.

Хронометраж показал, что на все указанные измерения и вычисления затрачено 6 мин. Точность определения величин развала и схождения колес составляет 0,1-0,15 мм. Работы выполняются одним человеком.

Для сравнения проводят измерения величин развала и схождения управляемых колес автомобиля ВАЗ 2106 прибором ПКО-1.

Формула изобретения Способ определения величины развала и схождения колес автомобилей, заключающийся в том, что устанавливают напротив колес отсчетное устройство, визируют его на марку, производят снятие отсчетов и вычисление величин развала и схождения колес, отличающий с я тем, что, с целью повышения точности определения величи.- ны развала и схождения, в качестве отсчет- ного устройства используют теодолит, устанавливают марку в горизонтальное положение и производят снятие отсчетов, величину схождения определяют по сумме разностей отсчётов, затем располагают марку вертикально и аналогичным образом снимают отсчеты, величину развала колес определяют как разность отсчетов по шкалам марки, а в качестве марки используют мишень в виде штанги с двумя отсчетными шкалами и двумя магнитами, расположенными на концах штанги.

Фиг.1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1728655A1

Лудченко А.А
Основы технического обслуживания автомобилей
- Киев: В ища школа, 1987, с
Раздвижной паровозный золотник со скользящими по его скалке поршнями и упорными для них шайбами 1922
  • Трофимов И.О.
SU147A1
Грохот 1985
  • Берлин Адольф Матусович
  • Гозман Борис Абрамович
  • Перемежко Эллий Алексеевич
  • Пейчев Иван Дмитриевич
  • Мищенко Николай Захарович
SU1335326A1
кл
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1

SU 1 728 655 A1

Авторы

Карышев Вячеслав Евгеньевич

Грипачевский Николай Сергеевич

Даты

1992-04-23Публикация

1989-02-28Подача