Изобретение относится к области машиностроения, а именно к опорам шатуна на коленчатом валу двухтактных двигателей.
Известна опора шатуна для поршневого двигателя, состоящая из неразъемной нижней головки шатуна и подшипника качения/
Сепаратор выполнен из двух одинаковых деталей и имеет на торцовых поверхностях заплечики для боковых направляющих шатуна. Наружный диаметр заплечиков больше, чем диаметр рабочей поверхности подшипника качения.
Такая опора шатуна имеет повышенные размеры по оси из-за наличия с одной стороны шатуна шайбы и стопорного кольца. По этой же причине шейка коленчатого вала нетехнологична.
Кроме того, отсутствие в шатуне каких- либо каналов или прорезей для подвода смеси для охлаждения и смазки тел качения снижает надежность узла.
Более того, в сепараторе имеются заплечики, которые препятствуют проходу
смеси к телам качения, что может привести к полусухому трению, возрастанию температуры в узле и его заклиниванию.
Целью изобретения является повышение надежности опоры шатуна за счет улучшения смазки и охлаждения тел качения.
Улучшение смазки и охлаждение тел качения достигнуто благодаря тому, что полусепараторы установлены друг относительно друга с зазором, определяемым по формуле
(/
| |-.
0.696 Р «к 2 М d
СО |hO
§
|
длина тела качения; Р - сжимающая сила;
м- чEi Ј2
Е - модуль упругости материала тела качения и сепаратора,
d - диаметр тела качения.
Очевидно, что чем больше зазор L между полусепараторами, тем больше через него поступит топливомасляной смеси к поверхностям трения, тем эффективнее их смазка и охлаждение, тем выше надежность узла.
Но при увеличении зазора между полусепараторами уменьшается длина их зубьев, на которые опираются тела качения, что приведет к увеличению контактных напряжений, к износу зубьев и их возможной поломке.
Из этого следует, что максимальный и, следовательно, оптимальный зазор между полусепараторами может быть определен из условий обеспечения между телом качения и боковой поверхностью зубьев сепаратора напряжений, равных допускаемым,
Известно что контактные напряжения между цилиндром и плоскостью определяют по формуле
СГмакс 0,59
Ok .
Ip М г
где 0,59 - коэффициент пропорциональности;
Р - сжимающая сила; Стмакс - максимальные контактные напряжения;
IP - длина опоры тела качения.
.
EI Е2
Е - модуль упругости материала тела качения и сепаратора;
г- радиус тела качения;
ак - допускаемые контактные напряжения.
С учетом того, что для предлагаемого узла длина опоры тела качения
Ip - равна сумме длин ( Ь) двух зубьев полусепараторов, а
г Г 2
находим
2 И
0,696 Р
OkrMd Тсгда зазор между полусепараторами h, где I - длина тела качения. После подстановки имеем
L l-0,696 Р -М -d
5
Ha фиг.1 изображена опора шатуна,
продольный разрез; на фиг.2 - сечение А-А на фиг.1; на фиг.З - гребенчатый полусепаратор.
Опора шатуна содержит сепаратор в ви- де двух гребенчатых полусепараторов 1 и 2, в которых предусмотрены пазы 3 для тел 4 качения.
Полусепараторы 1 и 2 находятся в узле между щек 5 коленчатого вала и посредст- вомтел 4 качения связаны с шатунным пальцем 6, Шатун 7 имеет неразъемную нижнюю головку 8 с боковыми прорезями 9.
Сборка узла производится следующим образом.
Вначале в щеку 5 коленчатого вала с
натягом запрессовывается шатунный палец 6 до упора & его бурт, затем на палец одеваются полусепараторы 1 и 2 зубьями навстречу друг другу,
В образовавшиеся гнезда 3 устанавли0
0
0
ваются с консистентной смазкой тела 4 качения, далее на сепаоатор одевается шатун 7 своей неразъемной головкой 8 и запрессовывается до упора в буог на пальце вторая щека 5.
Расстояние между щеками М обеспечивает необходимые зазоры между наружными торцами полусепараторов 1 и 2 и щеками, порядка 0,3 -0,6 мм. Такие же при- мерно зазоры между торцами головки 8 шатуна 7 и щеками 5.
Узел работает следующим образом.
При дзижении поршня в полости картера под поршнем образуется разрежение, вследствие чего свежая смесь из карбюратора при открытии впускных клапанов устремляется в полость картера, достигает прорезей 9 в боковых частях нижней гог.о- вки 8 шатуна 7 и через прорези 9 и кольце- зую щель L орошает тела 4 качения и другие поверхности, смазывая и охлаждая их.
Причем, полусепараторы 1 и 2, вращаясь вокруг шатунного пальца 6, переносят частицы масла в верхнюю, самую нагруженную часть головки 8 шагуна 7.
Высокая надежность узла обеспечивается тем, что значительная часть тел 4 каче- ния открыта для орошения их бензомасляной смесью, поступающей не- 5 прерывно в центральную часть щели L через прорези 9 в головке 8 шатуна 7, ось которых совмещена с осью симметрии сепаратора. Подача смеси в центр щели L обеспечивает равномерность подачи смазки к телам и поверхностям качения, обеспечивает одинаковость смазки и охлаждения различных точек узла, исключая возникновение очагов с бедной смазкой,
Повышению надежности предлагаемой опоры шатуна способствует также малый вес полусепараторов 1 и 2. Уменьшение веса узла снижает инерционные нагрузки на его детали, уменьшает силы трения, что обеспечивает снижение температур трущихся поверхностей.
Двухтактный двигатель с предлагаемой опорой шатуна имеет повышенный ресурс.
Формула изобретения
Опора шатуна двухтактного двигателя, содержащая нижнюю головку шатуна с прорезями, щеки разрезного коленчатого вала и шатунный палец, на котором установлен подшипник качения с сепаратором в виде двух гребенчатых полусепараторов, установленных зубьями навстречу друг другу, между которыми образованы гнезда под тела качения, отличающаяся тем. что. с целью повышения надежности за счет улучшения смазки и охлаждения тел качения, полусепараторы установлены друг относительно друга с зазором, определяемым из формулы
-
0,696 Р -M -d
где I - длина тела качения;
Р - сжимающая сила;
ак - допускаемые контактные напряжения,
15
EI Ј2
Е - модуль упругости материала тела качения и сепаратора;
d - диаметр тела качения. и с возможностью контакта наружными торцами с торцами щек коленчатого вала, а ось прорези совмещена с осью симметрии сепаратора. Д
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Шатунно-кривошипный узел двигателя внутреннего сгорания и способ его сборки | 1989 |
|
SU1716209A1 |
СЕПАРАТОР ПОДШИПНИКА КАЧЕНИЯ | 2004 |
|
RU2272944C2 |
Шатунный подшипниковый узел малолитражных двигателей внутреннего сгорания | 1976 |
|
SU623022A1 |
ПОРШНЕВАЯ МАШИНА | 2008 |
|
RU2387853C1 |
ЗУБЧАТЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ВОЗВРАТНО-ПОСТУПАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ ВО ВРАЩАТЕЛЬНОЕ И НАОБОРОТ, КОЛЕНЧАТАЯ ПАРА, ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ВАЛ И УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОГО ВАЛА С ПРОТИВОВЕСОМ КОЛЕНЧАТОЙ ПАРЫ ДЛЯ НЕГО | 2006 |
|
RU2341709C2 |
УЗЕЛ РАДИАЛЬНОГО РОЛИКОВОГО ПОДШИПНИКА КАЧЕНИЯ | 1991 |
|
RU2011901C1 |
Подшипник качения | 1990 |
|
SU1754945A1 |
СЕПАРАТОР ПОДШИПНИКА КАЧЕНИЯ | 2004 |
|
RU2269688C1 |
РАЗЪЕМНЫЙ КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ | 1996 |
|
RU2128791C1 |
Двигатель внутреннего сгорания | 1985 |
|
SU1372086A1 |
Использование: машиностроение, в опорах шатунов. Сущность изобретения: опора содержит нижнюю головку шатуна с прорезями, щеки разрезного коленчатого вала и шатунный палец, на котором установлен подшипник качения с сепаратором в виде двух гребенчатых полусепараторов, установленных друг относительно друга с определенным зазором. Полусепараторы установлены с возможностью контакта наружными торцами с торцами щек коленчатого вала. Ось прорези совмещена с осью симметрии сепаратора. 3 ил.
Фиг.1
U
®U2.Z
@ 2-Алкилтио-5,7,12-триметил-13-ацетил-1,3,4,8,11-пентаазациклотетрадека-2,4,6,12,14-пентаенато-(2)- @ , @ , @ , @ никель (п) | 1985 |
|
SU1249020A1 |
Способ очищения сернокислого глинозема от железа | 1920 |
|
SU47A1 |
Авторы
Даты
1992-05-07—Публикация
1989-10-11—Подача