Опора шатуна двухтактного двигателя Советский патент 1992 года по МПК F16C33/46 

Описание патента на изобретение SU1732045A1

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к опорам шатуна на коленчатом валу двухтактных двигателей.

Известна опора шатуна для поршневого двигателя, состоящая из неразъемной нижней головки шатуна и подшипника качения/

Сепаратор выполнен из двух одинаковых деталей и имеет на торцовых поверхностях заплечики для боковых направляющих шатуна. Наружный диаметр заплечиков больше, чем диаметр рабочей поверхности подшипника качения.

Такая опора шатуна имеет повышенные размеры по оси из-за наличия с одной стороны шатуна шайбы и стопорного кольца. По этой же причине шейка коленчатого вала нетехнологична.

Кроме того, отсутствие в шатуне каких- либо каналов или прорезей для подвода смеси для охлаждения и смазки тел качения снижает надежность узла.

Более того, в сепараторе имеются заплечики, которые препятствуют проходу

смеси к телам качения, что может привести к полусухому трению, возрастанию температуры в узле и его заклиниванию.

Целью изобретения является повышение надежности опоры шатуна за счет улучшения смазки и охлаждения тел качения.

Улучшение смазки и охлаждение тел качения достигнуто благодаря тому, что полусепараторы установлены друг относительно друга с зазором, определяемым по формуле

(/

| |-.

0.696 Р «к 2 М d

СО |hO

§

|

длина тела качения; Р - сжимающая сила;

м- чEi Ј2

Е - модуль упругости материала тела качения и сепаратора,

d - диаметр тела качения.

Очевидно, что чем больше зазор L между полусепараторами, тем больше через него поступит топливомасляной смеси к поверхностям трения, тем эффективнее их смазка и охлаждение, тем выше надежность узла.

Но при увеличении зазора между полусепараторами уменьшается длина их зубьев, на которые опираются тела качения, что приведет к увеличению контактных напряжений, к износу зубьев и их возможной поломке.

Из этого следует, что максимальный и, следовательно, оптимальный зазор между полусепараторами может быть определен из условий обеспечения между телом качения и боковой поверхностью зубьев сепаратора напряжений, равных допускаемым,

Известно что контактные напряжения между цилиндром и плоскостью определяют по формуле

СГмакс 0,59

Ok .

Ip М г

где 0,59 - коэффициент пропорциональности;

Р - сжимающая сила; Стмакс - максимальные контактные напряжения;

IP - длина опоры тела качения.

.

EI Е2

Е - модуль упругости материала тела качения и сепаратора;

г- радиус тела качения;

ак - допускаемые контактные напряжения.

С учетом того, что для предлагаемого узла длина опоры тела качения

Ip - равна сумме длин ( Ь) двух зубьев полусепараторов, а

г Г 2

находим

2 И

0,696 Р

OkrMd Тсгда зазор между полусепараторами h, где I - длина тела качения. После подстановки имеем

L l-0,696 Р -М -d

5

Ha фиг.1 изображена опора шатуна,

продольный разрез; на фиг.2 - сечение А-А на фиг.1; на фиг.З - гребенчатый полусепаратор.

Опора шатуна содержит сепаратор в ви- де двух гребенчатых полусепараторов 1 и 2, в которых предусмотрены пазы 3 для тел 4 качения.

Полусепараторы 1 и 2 находятся в узле между щек 5 коленчатого вала и посредст- вомтел 4 качения связаны с шатунным пальцем 6, Шатун 7 имеет неразъемную нижнюю головку 8 с боковыми прорезями 9.

Сборка узла производится следующим образом.

Вначале в щеку 5 коленчатого вала с

натягом запрессовывается шатунный палец 6 до упора & его бурт, затем на палец одеваются полусепараторы 1 и 2 зубьями навстречу друг другу,

В образовавшиеся гнезда 3 устанавли0

0

0

ваются с консистентной смазкой тела 4 качения, далее на сепаоатор одевается шатун 7 своей неразъемной головкой 8 и запрессовывается до упора в буог на пальце вторая щека 5.

Расстояние между щеками М обеспечивает необходимые зазоры между наружными торцами полусепараторов 1 и 2 и щеками, порядка 0,3 -0,6 мм. Такие же при- мерно зазоры между торцами головки 8 шатуна 7 и щеками 5.

Узел работает следующим образом.

При дзижении поршня в полости картера под поршнем образуется разрежение, вследствие чего свежая смесь из карбюратора при открытии впускных клапанов устремляется в полость картера, достигает прорезей 9 в боковых частях нижней гог.о- вки 8 шатуна 7 и через прорези 9 и кольце- зую щель L орошает тела 4 качения и другие поверхности, смазывая и охлаждая их.

Причем, полусепараторы 1 и 2, вращаясь вокруг шатунного пальца 6, переносят частицы масла в верхнюю, самую нагруженную часть головки 8 шагуна 7.

Высокая надежность узла обеспечивается тем, что значительная часть тел 4 каче- ния открыта для орошения их бензомасляной смесью, поступающей не- 5 прерывно в центральную часть щели L через прорези 9 в головке 8 шатуна 7, ось которых совмещена с осью симметрии сепаратора. Подача смеси в центр щели L обеспечивает равномерность подачи смазки к телам и поверхностям качения, обеспечивает одинаковость смазки и охлаждения различных точек узла, исключая возникновение очагов с бедной смазкой,

Повышению надежности предлагаемой опоры шатуна способствует также малый вес полусепараторов 1 и 2. Уменьшение веса узла снижает инерционные нагрузки на его детали, уменьшает силы трения, что обеспечивает снижение температур трущихся поверхностей.

Двухтактный двигатель с предлагаемой опорой шатуна имеет повышенный ресурс.

Формула изобретения

Опора шатуна двухтактного двигателя, содержащая нижнюю головку шатуна с прорезями, щеки разрезного коленчатого вала и шатунный палец, на котором установлен подшипник качения с сепаратором в виде двух гребенчатых полусепараторов, установленных зубьями навстречу друг другу, между которыми образованы гнезда под тела качения, отличающаяся тем. что. с целью повышения надежности за счет улучшения смазки и охлаждения тел качения, полусепараторы установлены друг относительно друга с зазором, определяемым из формулы

-

0,696 Р -M -d

где I - длина тела качения;

Р - сжимающая сила;

ак - допускаемые контактные напряжения,

15

EI Ј2

Е - модуль упругости материала тела качения и сепаратора;

d - диаметр тела качения. и с возможностью контакта наружными торцами с торцами щек коленчатого вала, а ось прорези совмещена с осью симметрии сепаратора. Д

Похожие патенты SU1732045A1

название год авторы номер документа
Шатунно-кривошипный узел двигателя внутреннего сгорания и способ его сборки 1989
  • Бородастов Николай Иванович
SU1716209A1
СЕПАРАТОР ПОДШИПНИКА КАЧЕНИЯ 2004
  • Сарычев Александр Александрович
  • Саушкин Василий Иванович
RU2272944C2
Шатунный подшипниковый узел малолитражных двигателей внутреннего сгорания 1976
  • Панин Валерий Иванович
SU623022A1
ПОРШНЕВАЯ МАШИНА 2008
  • Захаров Евгений Николаевич
  • Богачев Юрий Вячеславович
  • Харчев Алексей Сергеевич
RU2387853C1
ЗУБЧАТЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ВОЗВРАТНО-ПОСТУПАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ ВО ВРАЩАТЕЛЬНОЕ И НАОБОРОТ, КОЛЕНЧАТАЯ ПАРА, ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ВАЛ И УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОГО ВАЛА С ПРОТИВОВЕСОМ КОЛЕНЧАТОЙ ПАРЫ ДЛЯ НЕГО 2006
  • Пруцев Владимир Иванович
RU2341709C2
УЗЕЛ РАДИАЛЬНОГО РОЛИКОВОГО ПОДШИПНИКА КАЧЕНИЯ 1991
  • Бородастов Н.И.
  • Кожевников В.И.
  • Бородастов Р.Н.
RU2011901C1
Подшипник качения 1990
  • Герасименко Сергей Владимирович
  • Винтерголлер Владимир Федорович
  • Морозов Александр Геннадьевич
  • Аршуляк Евгений Сергеевич
  • Латышенко Михаил Павлович
SU1754945A1
СЕПАРАТОР ПОДШИПНИКА КАЧЕНИЯ 2004
  • Сарычев Александр Александрович
RU2269688C1
РАЗЪЕМНЫЙ КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ 1996
  • Гроздов Б.Н.
RU2128791C1
Двигатель внутреннего сгорания 1985
  • Грачев Евгений Федорович
SU1372086A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 732 045 A1

Реферат патента 1992 года Опора шатуна двухтактного двигателя

Использование: машиностроение, в опорах шатунов. Сущность изобретения: опора содержит нижнюю головку шатуна с прорезями, щеки разрезного коленчатого вала и шатунный палец, на котором установлен подшипник качения с сепаратором в виде двух гребенчатых полусепараторов, установленных друг относительно друга с определенным зазором. Полусепараторы установлены с возможностью контакта наружными торцами с торцами щек коленчатого вала. Ось прорези совмещена с осью симметрии сепаратора. 3 ил.

Формула изобретения SU 1 732 045 A1

Фиг.1

U

®U2.Z

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1732045A1

@ 2-Алкилтио-5,7,12-триметил-13-ацетил-1,3,4,8,11-пентаазациклотетрадека-2,4,6,12,14-пентаенато-(2)- @ , @ , @ , @ никель (п) 1985
  • Гэрбэлэу Николай Васильевич
  • Арион Владимир Борисович
  • Индричан Константин Митрофанович
SU1249020A1
Способ очищения сернокислого глинозема от железа 1920
  • Збарский Б.И.
SU47A1

SU 1 732 045 A1

Авторы

Гаранин Юрий Петрович

Тихонов Александр Иванович

Даты

1992-05-07Публикация

1989-10-11Подача