Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи вращения при радиальных, угловых и осевых смещениях соединяемых валов
Цель изобретения - повышение надеж- ности.
На фиг.1 изображена принципиальная кинематическая схема компенсационной муфты; на фиг.2 - компенсационная муфта, общий вид; на фиг.З - сечение А-А на фиг.2: на фиг.4 - разрез Б-Б на фиг.2; на фиг.5 - сечение В-В на фиг.4.
Компенсационная муфта содержит ведущую полумуфту 1 в виде трехлучевой звез- ды с вилками на концах, ведомую полумуфту 2 аналогичной конструкции и размещенное между ними промежуточное устройство, состоящее из расположенных соосно полумуфтам 1 и 2 трех подвижно соединенных между собой двуплечих рычагов: крайних 3 и 4 среднего 5, который в отличие от крайних выполнен составным из одинаковых половин 6 и 7. Каждый из трех рычагов состоит из двух концевых частей, выполненных в форме вилок и соединенных перемычками с опорной частью. Опорные части крайних рычагов 3 и 4 имеют форму дисков с торцовыми выступами. Первый крайний рычаг 3 снабжен парой диаметрально противопо- ложных торцовых выступов 8 и 9, а второй крайний рычаг 4 снабжен обращенными навстречу выступали 8 и 9 парой диаметрально противоположных торцовых выступов 10 и 11 и центральным торцовым выступом 12. Опорная часть составного рычага образована полукольцами 13 и 14 его половин 6 и 7, каждая из которых снабжена парами диаметрально противоположных радиальных выступов 15 и 16. 17 и 18.
Вилки рычагов поочередно шарнирно соединены с вилками фланцеа ведущей и ведомой полумуфт шестью одинаковыми между собой поводками: тремя ведущими 19 и тремя ведомыми 20, что позволяет установить двуплечие рычаги крест-накрест со сдвигом по углу поворота один относительно другого на угол 60°. При этом оси 21 всех шарнирных соединений, состоящих из валиков 22, упругих элементов 25 и болтов 24, расположены параллельно продольной оси муфты 25
Подвижное соединение рычагов содержит радиально расположенные пакеты 26- 28 упругих пластин, которые размещены в продольной плоскости муфты и состоит из набора полос закаленной стальной ленты, между которыми находятся тонкие фторопластовые прокладки (не показаны). Пакеты пластин могут иметь прямоугольную форму или более сложную конфигурацию, например, зауженные средние части, и смонтированы в промежуточном устройстве таким образом, что пакет 26 пересекает ось муфты 5, а пакеты 27 и 28 расположены соосно между ссбой и их общая ось 29-30 пересекает ось пакета 1 зточке 32, принадлежащей продольной оси муфты 25. При этом пакет 26 пластин присоединен своими концами с помощью болтов 33 и 34 и накладок 35 и 36 соответственно к торцовым выступам 8 и 9 крайнего рычага 3. а своей средней частью посредством болтоз и накладок 38 к центральному торцовому выступу 12 крайнего рычага 4.
Для обеспечения возможности затяжки болтов 33 и 34 в рычагах 3 и 4 предусмотрены отверстия 39, закрытые после сборки муфты заглушками 40, Пакеты 27 и 28 пластин своими близлежащими к центру промежуточного устройства (точка 32) концами присоединены с помощью болтов 41 и 42 и накладок 43 и 44 к торцовым выступам 10 и 11 крайнего рычага 4, а периферийными концами эти пакеты крепятся соответственно к радиальным выступам 15 и 17, 16 и 18 среднего составного рычага болтами 45 и 46, соединяющими половины 6 и 7 рычага 5 в единое целое.
Поверхности выступов рычагов, накладок и клеммовых зажимов разъемного рычага со стороны деформируемых участков пакетов пластин скруглены радиусами, оптимальное значение которых находится в интервале, равном 300-400 толщин стальной пластины пакета.
Компенсационная муфта работает следующим образом,
Вращающий момент на фланце ведущей полумуфты 1 с помощью вилок, валиков 22 и резиновых элементов 23 преобразуется в усилие, действующее вдоль трех ведущих поводков 19. От последних усилие передается ведущим вилкам двуплечих рычагов 3- 5. Последние, опираясь один на другой в центральной части промежуточного устройства посредством пакетов упругих пластин 26-28, передают усилие противолежащим ведомым вилкам. Далее усилие с помощью трех ведомых поводков 20 передается вилкам фланца ведомой полумуфты 2, где снова преобразуется во вращающий момент.
Компенсация относительных радиальных расцентровок соединяемых муфтой валов осуществляется вследствие поворота поводков при одновременном покачивании рычагов вокруг их общего центра на малый угол, которое обеспечивается за счет деформаций гибких пакетов пластин. Компенсация относительных осевых смещений и угловых перекосов производится путем деформации упругих элементов поводков.
Подвижное соединение рычагов, выполненное посредством гибких пакетов пластин, обладает повышенной несущей способностью и долговечностью, требует меньших затрат на ремонт и обслуживание в эксплуатации, а также вследствие отсутствия смазки не требует дополнительных расходов на выполнение повышенных
экологических требований, предъявляемых к муфтам трансмиссий подвижного состава, в частности к трамваю, вагонам метрополитена и др.
Формула изобретения Компенсационная муфта, содержащая две полумуфты в виде трехлучевых звезд с вилками на концах, соединенные друг с другом посредством размещенного между ними промежуточного устройства в виде расположенных соосно с полумуфтами и смещенных в окружном направлении относительно друг друга одного среднего и двух
крайних двуплечих рычагов с вилками на концах, а также поводков, шарнирно соединенных одним концом с вилками рычагов, а другим - с вилками промежуточного устройства, при этом оси всех шарнирных соединений расположены параллельно продольной оси муфты, отличающая - с я тем, что, с целью повышения надежности, она снабжена по меньшей мере тремя радиально расположенными пакетами упругих пластин, каждая из которых размещена в продольной плоскости муфты, первый из пакетов расположен на оси муфты, два других пакета расположены соосно между собой, причем их общая ось, ось первого
пакета и продольная ось муфты имеют общую точку пересечения, первый из крайних рычагов выполнен с парой диаметрально противоположных торцовых выступов, второй крайний рычаг выполнен с парой диаметрально противоположных торцовых выступов и одним центральным торцовым выступом, а средний рычаг выполнен составным из двух частей, каждая из которых выполнена с парой диаметрально противоположных радиальных выступов, при этом оба крайних рычага обращены торцовыми выступами навстречу друг другу, первый пакет упругих пластин соединен своими концевыми частями с торцевыми выступами
первого крайнего рычага, средней частью с центральным торцовым выступом второго крайнего рычага, а второй и третий пакеты пластин присоединены одним концом к торцевому выступу второго крайнего рычага, а другим концом - к радиальным выступам составных частей среднего рычага.
(Л
ел
ел
о
t
I
ь
-J о; ho
с
СП
ст.
го «м
/ к
IV
О)
«NJ
//
/
г
/
А
J1
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Компенсационная муфта | 1987 |
|
SU1530859A1 |
Соединительная муфта для компенсации смещений валов | 1981 |
|
SU1144626A3 |
Компенсационная муфта | 1988 |
|
SU1581906A1 |
Муфта необратимого вращения | 1990 |
|
SU1827459A1 |
ШАРНИРНО-ПОВОДКОВАЯ МУФТА | 1993 |
|
RU2079016C1 |
МУФТА | 2008 |
|
RU2357128C1 |
Устройство для комбинированного управления двигателем и муфтой сцепления транспортного средства | 1988 |
|
SU1523415A1 |
МУФТА | 2007 |
|
RU2357127C1 |
Устройство для управления трансмиссией транспортного средства | 1983 |
|
SU1183409A1 |
ВАЛ ЭЛАСТИЧНЫЙ | 1998 |
|
RU2127375C1 |
Использование: в устройствах для передачи вращения при радиальных, угловых и осевых смещениях соединяемых валов. Сущность изобретения: компенсационная муфта содержит две полумуфты, шарнирно соединяемые между собой посредством поводков и промежуточного устройства, состо- ящего из трех двуплечих рычагов 3-5,
&
33
н
37,
25
34
н
V4
R
U
cb I, I
i U
Компенсационная муфта | 1975 |
|
SU602128A3 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1992-05-07—Публикация
1989-08-25—Подача