Упорный роликовый подшипник двустороннего действия Советский патент 1992 года по МПК F16C19/34 

Описание патента на изобретение SU1733744A1

Изобретение относится к тяжелому машиностроению, преимущественно к подшипникам качения для тяжелонагруженных опор валков прокатных станов.

Цель изобретения - расширение функциональных возможностей и повышение долговечности упорного подшипника за счет снижения в нем потерь на трение и обеспечения стабильного поджима в осевом направлении охватывающих ролики обойм.

На фиг. 1 представлен подшипник; на фиг. 2 - характеристика жесткости упругих элементов; на фиг. 3 и 4 варианты конструктивного выполнения подшипника.

Подшипник включает кольца 1 (фиг. 1) с плоскими и кольцом 2 с коническими дорожками качения, два ряда расположенных между кольцами 1 и 2 конических роликов 3

со сферическими наружными торцами радиуса Rp, плавающие обоймы 4, контактирующие своими внутренними поверхностями со сферическими торцами роликов 3, а своими торцевыми поверхностями-с упругими элементами 5, установленными на замыкающем элементе 6. Внешние кольца 1 контактируют в собранном подшипнике с торцами дистанционного кольца 7. Внутренние поверхности плавающих обойм 4 образованы сопряженными участками: торцовой поверхностью с дуговой образующей радиуса Rp, касательной к торцам роликов 3 в точках Ki на их осях, и цилиндрической поверхностью, касающейся роликов 4 в точках Ка их торцов, наиболее удаленных от оси подшипника. Жесткость упругих элементов 5, выполненных, напри

CJ

со VI

Ј

мер, в виде тарельчатых пружин (фиг. 1,2, 4) и величина их предварительного натяга 5Пред при сборке подшипника выбираются такими, чтобы силы упругости Рпред, действующие со стороны упругих элементов 5 на обоймы 4, уравновешивались равнодействующими осевых составляющих сил, действующих на ролики 3 со стороны колец 1 и 2 при восприятии подшипником заданной осевой нагрузки (равной осевому усилию на внешние кольца при предварительной сборке подшипника), что реализуется при

Рпред 2 ОГ Q.

Замыкающий силовую линию элемент 6 выполнен в виде втулки, не касающейся ни внутреннего кольца 2, ни дистанционного кольца 7, контактирующего с наружными кольцами 1, и установлен с ограничением возможности поворота относительно обойм 4 преимущественно за счет сил трения покоя на контактных предварительно сжатых упругих элементах 5 с обоймами 4 и замыкающей втулкой 6. Ограничение поворота замыкающей втулки 6 относительно плавающих обойм 4 может быть также обеспечено, например, за счет выполнения выступов и выемок на торцах пружинных элементов 5 и соответствующих им торцах втулки 6 и обойм 4. Поскольку выполнение условия, при котором минимачьны потери на трение и соответствующий износ элементов подшипника, связано со стабильностью величи- ны Рпред, последняя обеспечивается регулировкой поджима упругих элементов, например, при помощи прокладок 8 мерной толщины. Подбором прокладок 8 может быть установлена необходимая предварительная деформация упругих элементов 5 с компенсацией при этом возможных неточностей изготовления элементов подшипника или их износа.

Стабилизация величины Рпред может быть получена также применением упругих элементов 5 с пологим участком (квазинулевым) характеристики жесткости в окрестности величины Зпред его предварительного поджатия. При этом, как можно увидеть из схемы на AS фиг. 2, реальным изменениям AS величины поджатия упругого элемента, связанным с неточностью изготовления или износом, соответствуют незначительные изменения А Р усилия Рпред предварительного поджатия. Реально в качестве упругого элемента с квазинулевым участком характеристики жесткости могут быть использованы отдельные виды тарельчатых пружин, сильфонов и др.

Принципиально возможен и конструктивный вариант с выполнением упругих элементов 5 заодно с замыкающим элементом (фиг. 3); при этом упрощается сборка, но усложняется технология изготовления элементов подшипника. Выбор конструктивного варианта узла упругого поджима обойм 4 зависит от конкретных требований, предъявляемых к подшипнику в части его технологичности, обеспечения функциональных требований и т. п. Сепараторы 9 подшипника могут быть выполнены массивными с перемычками, контактирующими с внутренними поверхностями обойм 4 на их цилиндрических участках.

В процессе сборки подшипника (например, в корпусе опоры прокатного валка) под взаимодействием осевых сил на внешние кольца 1 происходит сближение до контакта с торцами дистанционного кольца 7, при этом под воздействием со стороны колец 1

и 2 на ролики 3 сил контактного взаимодействия Ria и Ras ролики сдвигаются вдоль своей оси к периферии подшипника, воздействуя на плавающие обоймы 4 силами R34. Осевые составляющие сил R34 вызывают осевое сближение плавающих колец 4, деформируя упругие элементы 5. При этом силы упругости, удерживая в промежуточном между обоймами 4 положении замыкающую втулку 6 с регулировочными

прокладками 8 и воздействуя на торцы обойм 4, возрастают в собранном подшипнике до величины Рпред.

При вращении подшипника под действием осевой нагрузки как не превышающей

Q Опред, так и превышающей Опред, обеспечивается вращение без проскальзывания обоих рядов роликов 3 вместе с их сепараторами 9 и плавающими обоймами 4, поскольку при любой нагрузке между роликами 3 ненагруженного ряда и кольцами 1 и 2 зазор не образуется благодаря замыкающему зазоры действию силы Рпред.

Таким образом, возможность зависа- ния холостого ряда роликов в подшипнике двойного действия и их осесимметричного износа практически исключена. Плавающие обоймы 4 во вращающемся подшипнике двигаются благодаря распорному действию упругих элементов 5 с одинаковой угловой скоростью, составляют в этом движении единое целое с упругими элементами 5 и замыкающей втулкой 6, не касающимися ни одного из колец (1 и 2), Поэтому никаких потерь, связанных с трением упругих элементов 5 (или замыкающей втулки 6) по одному из колец в подшипнике нет, в отличие от прототипа.

Совершенно идентично выше описанному и взаимодействие элементов в предлагаемом подшипнике, в котором (фиг. 4) кольцо 1 с плоскими дорожками качения - внешними, а силовой замыкающий элемент 6 выполнен в виде отбортованной обечайки, охватывающей плавающие обоймы 4 и упругие элементы 5.

Формула изобретения 1. Упорный роликовый подшипник двустороннего действия, содержащий безбортовые наружное и внутреннее кольца с плоской и конической дорожками качения, размещенные между ними конические ролики, установленные с возможностью контакта сферическими наружными торцами со свободно установленной обоймой, расположенной снаружи роликов и подпружиненной с помощью упругих элементов в сторону плоской дорожки качения в осевом направлении, и замыкающий элемент, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, он снабжен дополнительным рядом конических роликов с обоймами, а замыкающий элемент расположен между упомянутыми рядами роликов, причем внутренний диаметр последнего, превышает наружный диаметр внутреннего кольца.

2.Подшипник по п. 1, отличающийся тем, что упругие элементы установлены на замыкающем элементе с возможностью регулирования их поджима.

3.Подшипник по п. 1, отличающийся тем, что упругий элемент выполнен с квазинулевой характеристикой жесткости

в зоне его предварительного поджатия.

4.Подшипник по п. 1, отличающийся тем, что упругие элементы выполнены за одно целое с замыкающим элементом.

Похожие патенты SU1733744A1

название год авторы номер документа
ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ КОМБИНИРОВАННЫЙ БЕССЕПАРАТОРНЫЙ 2008
  • Гонченко Борис Васильевич
  • Махмутов Иршат Атауллович
RU2391574C2
СПОСОБ СБОРКИ ПОДШИПНИКОВ ЧИСТОГО КАЧЕНИЯ НА БАЗЕ СТАНДАРТНЫХ ТЕЛ КАЧЕНИЯ 2010
  • Гонченко Борис Васильевич
RU2469218C2
ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ РАДИАЛЬНО-УПОРНЫЙ С КОНИЧЕСКИМИ РОЛИКАМИ БЕССЕПАРАТОРНЫЙ 2008
  • Гонченко Борис Васильевич
  • Махмутов Иршат Атауллович
RU2391572C2
УПОРНЫЙ РОЛИКОПОДШИПНИК с КОНИЧЕСКИМИРОЛИКАМИ 1969
SU246979A1
КОНИЧЕСКИЙ РОЛИКОПОДШИПНИК 1998
  • Вайткус Юлиус Мартынович
  • Пенза Валерий Николаевич
  • Савастенко Максим Евсеевич
RU2143617C1
Шлифовальная головка 1983
  • Никулкин Борис Иванович
  • Кудинов Владимир Александрович
  • Бондарь Степан Ефимович
  • Антонов Андрей Иванович
  • Гречушников Борис Алексеевич
SU1194659A1
САМОУДЕРЖИВАЮЩИЙСЯ КОНИЧЕСКИЙ РОЛИКОВЫЙ ПОДШИПНИК 2011
  • Кольб Бернд
  • Хойбергер Роберт
RU2575365C2
БЕСКРИВОШИПНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1996
  • Мозоров С.Д.
  • Мозоров Д.С.
  • Мозоров И.Д.
RU2115810C1
ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ 2002
  • Гонченко Б.В.
RU2232926C2
ПОДШИПНИК А.САРЫЧЕВА (РОЛИКОВЫЙ КОНИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ) 2005
  • Сарычев Александр Александрович
RU2308620C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 733 744 A1

Реферат патента 1992 года Упорный роликовый подшипник двустороннего действия

Использование: в тяжелом машиностроении для тяжелонагруженных опор валиков прокатных станов. Сущность изобретения: подшипник содержит безбортовые наружное и внутреннее кольца, ролики, установленные с возможностью контакта торцами с обоймой, расположенной снаружи роликов. Обойма подпружинена в сторону дорожки качения с помощью упругих элементов. Подшипник снабжен дополнительным рядом конических роликов с обоймами, между рядами роликов расположен замыкающий элемент, внутренний диаметр которого больше наружного диаметра внутреннего кольца. Упругие элементы установлены с возможностью регулирования их поджатия. 3 з. п. ф-лы, 4 ил. Ё

Формула изобретения SU 1 733 744 A1

Фие. i

Злред.

фиг. 2

754(S)

/W

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1733744A1

Авторское свидетельство СССР № 1398544, кл
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1

SU 1 733 744 A1

Авторы

Потапов Николай Михайлович

Свирский Иосиф Борухович

Пацер Александр Иванович

Резников Борис Львович

Розенблюм Илья Ирмович

Яхин Борис Александрович

Седов Владимир Иванович

Хомяков Павел Андреевич

Юрченко Виктор Федорович

Даты

1992-05-15Публикация

1989-10-09Подача