Подшипник скольжения Советский патент 1992 года по МПК F16C27/02 

Описание патента на изобретение SU1733745A2

Изобретение относится к машиностроению и преимущественно может быть использовано в опорных устройствах для вращающихся валов.

Известен подшипник скольжения, содержащий закрепленные в корпусе упругие лепестки со скошенными кромками, расположенные по окружности с перекрытием друг друга и изготовленные из материала с памятью формы.

Недостаток подшипника - малый ресурс, что обусловлено отсутствием резервирования несущей способности при изменении угловой скорости. Указанный недостаток связан с тем, что при повышении температуры подшипника вследствие увеличения угловой скорости вала проявляется память формы одновременно в материале всех лепестков, хотя технической потребности в этом нет, т. е. отсутствует резервирование задействования некоторого числа лепестков, ресурс которых расходуется неоправданно.

Цель изобретения - повышение ресурса работы путемрезервирования несущей способности при изменении угловой скорости.

Цель достигается тем, что подшипник выполнен с четным количеством упругих лепестков, при этом температуры мартенсит- ных превращений материалов четных и нечетных лепестков различны.

На фиг. 1 показан подшипник в исходном положении; на фиг. 2 - промежуточный этап работы подшипника, когда за счет эффекта памяти формы сработали все нечетные лепестки (несущая способность частично увеличена); на фиг. 3 - этап работы подшипника при его максимальной несущей способности, когда дополнительно к нечетным лепесткам сработали все четные лепестки; на фиг. 4 - схематично расположение интервалов температур мартенситных превращений материалов четных и нечетных лепестков на шкале температур.

На фиг. 1-3 обозначены: корпус 1 подшипника, вал 2, (2п - 1) - любой нечетный

сл

с

VI

СА) СО

2

СЛ

ю

лепесток (формула нечетного числа, когда п 1,2, 3...), любой четный лепесток 2п (формула четного числа, когда п 1, 2, 3...).

Подшипник работает следующим образом.

При вращении вала 2 с относительно невысокой угловой скоростью ам (фиг. 1) несущая способность подшипника обеспечивается слоем, образованным контактированием всех лепестков по незначительным поверхностям, При увеличении угловой скорости вала 2 возрастают центробежные силы, а следовательно, и силы трения вала о лепестки, вследствие чего температура лепестков возрастает. В процессе нагрева в материале нечетных лепестков (2п - 1) при температуре Аннч начинается и при температуре Акнн заканчивается обратное мартенситное превращение, под действием которого нечетные лепестки частично охватывают вал и тем самым увеличивают поверхность несущего слоя подшипника (фиг. 2). При дальнейшем увеличении угловой скорости вала 2 и соответственно возрастании температуры подшипника в материале четных лепестков (2п) при температуре Анч начинается и при температуре Акч заканчивается обратное мартенситное превращение, под действием которого четные лепестки так же, как и ранее нечетные, охватывают вал и еще больше (практически вдвое) увеличивают поверхность несущего слоя (фиг. 3), повышая тем самым нагрузочную способность подшипника. Если в процессе эксплуатации подшипника его температура начинает уменьшаться (снизилась угловая скорость вала, уменьшилась радиальная нагрузка на вал и т. п.), то при температуре Мнч начинается и при температуре Мкч завершится прямое мартенситное превращение в материале четных лепестков, под действием которого четные лепестки примут исходную (низкотемпературную) форму (фиг. 2). При дальнейшем снижении температуры в интервале температур МннчМкнч (фиг. 4) в

материале нечетных лепестков пройдет прямое мартенситное прекращение и они, как четные лепестки, примут исходную форму (фиг. 1).

Таким образом, изготовление подшипника с четным числом упругих лепестков и различными температурами мартенситных превращений материалов четных и нечетных лепестков позволяет при различных режимах эксплуатации подшипника (различных угловых скоростях) использовать (задействовать) различную протяженность несущего слоя. При этом подшипник наделяется новым качеством, состоящим в резервировании ресурса четных лепестков,

используемых лишь при наиболее напряженных режимах работы подшипника. Указанное обстоятельство положительно сказывается на повышении ресурса всего подшипника, Кроме того, расширились возможности подшипника по саморегулированию задействуемой длины несущего слоя, т. е. возможности по саморегулированию несущей способности, что приводит к экономии ресурса подшипника и предопределяет

его оптимальное расходование.

Формула изобретения

Подшипник скольжения по авт. св.

№ 658325, отличающий ся тем, что, с целью повышения ресурса работы путем резервирования несущей способности при изменении угловой скорости вращения, он выполнен с четным количеством

упругих лепестков, при этом температуры мартенситных превращений материалов четных и нечетных лепестков различны.

Похожие патенты SU1733745A2

название год авторы номер документа
Подшипник скольжения 1990
  • Лямин Александр Евстафьевич
  • Новозинский Александр Григорьевич
  • Лямин Василий Александрович
  • Лямин Константин Александрович
  • Мартынков Сергей Иванович
  • Шипша Владимир Григорьевич
SU1707330A1
Вихревая труба 1982
  • Лямин Александр Евстафьевич
  • Самойлов Николай Семенович
  • Максимов Михаил Вениаминович
  • Чапоргин Виктор Степанович
  • Скакун Владимир Аркадьевич
SU1035356A1
Фрикционная муфта 1985
  • Лямин Александр Евстафьевич
  • Гинзбург Евгений Григорьевич
  • Самойлов Николай Семенович
  • Зенев Владимир Алексеевич
  • Новозинский Александр Григорьевич
  • Максимов Михаил Вениаминович
SU1239434A1
Виброизолирующее устройство 1990
  • Корнев Александр Васильевич
SU1747756A1
Вихревая труба 1987
  • Лямин Александр Евстафьевич
  • Казаков Владимир Юрьевич
  • Чернявский Александр Григорьевич
  • Морозевич Олег Викторович
  • Шульженко Георгий Викторович
  • Шахманов Владимир Анатольевич
SU1483206A2
ЛОПАСТНОЙ НАСОС 2014
  • Русинов Петр Олегович
  • Бледнова Жесфина Михайловна
  • Юркова Анна Павловна
RU2567526C1
АКТЮАТОР 2007
  • Коледов Виктор Викторович
  • Ховайло Владимир Васильевич
  • Шавров Владимир Григорьевич
  • Лебедев Арсений Андреевич
  • Гизатуллин Рамиль Михайлович
RU2367573C2
ТЕРМОЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ ПРИВОДНОЙ ЭЛЕМЕНТ 2015
  • Ситников Николай Николаевич
  • Ризаханов Ражудин Насрединович
  • Шеляков Александр Васильевич
RU2617841C1
ТУРБИННЫЙ РАСХОДОМЕР (ВАРИАНТЫ) 2003
  • Гришков В.Н.
  • Лотков А.И.
  • Козубов В.И.
RU2264600C2
БЕСКОНТАКТНАЯ ИНДУКТОРНАЯ ВЕНТИЛЬНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫМ ВОЗБУЖДЕНИЕМ 2004
  • Демьяненко Александр Васильевич
  • Жердев Игорь Александрович
  • Козаченко Владимир Филиппович
  • Русаков Анатолий Михайлович
  • Остриров Вадим Николаевич
RU2277284C2

Иллюстрации к изобретению SU 1 733 745 A2

Реферат патента 1992 года Подшипник скольжения

Использование: в машиностроении для опор валов при изменении угловой скорости. Сущность изобретения: в корпусе подшипника с равным шагом размещено четное количество упругих лепестков со скошенными кромками, изготовленных из материала с эффектом памяти формы. Температуры мартен- ситных превращений материалов четных и нечетных лепестков подшипника различны. Это обеспечивает при различных режимах эксплуатации подшипника различную протяженность несущего слоя. 4 ил.

Формула изобретения SU 1 733 745 A2

/

Фиг. 1

Фие.2

&/ ей 2 &3

2п-1

2/7

Г

X

М

н

Фие.Ц

Фиг.з

2п

Al

Т

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1733745A2

Подшипник скольжения 1977
  • Ермаков Юрий Георгиевич
SU658325A1
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1

SU 1 733 745 A2

Авторы

Лямин Александр Евстафьевич

Шипша Владимир Григорьевич

Новозинский Александр Григорьевич

Киц Олег Владимирович

Даты

1992-05-15Публикация

1990-05-15Подача