2. Муфта по п. 1, о т л и ч а rant а я с я тем, что, с целью обеспечения ступенчатого саморегулирования нагрузочной способности, термочувствительные приводы расположены диаметИзобретение относится к машиностроению, в частности к фрикционным муфтам с саморегулированием нагрузочной способности.
Цель изобретения - повьшзение надежности путем обеспечения саморегулирования передаваемого муфтой момен та в зависимости от изменякщегося на грузочного момента.
На фиг7 1 показана муфта, продольный разрез; на фиг. 2 - то же, попе- речньй разрез по промежуточному фрикционному диску.
Муфта состоит из неподвижной в осевом направлении ведущей полумуфты 1, выполненной в виде диска 2 с консольным ободом 3, промежуточного фрикционного диска 4 и подвижной в осевом направлении ведомой полумуфты 5, установленной на ведомом валу 6 на шпонке 7. На торце ведомой .полумуфты 5 установлена фрикционная накладка 8. В пазах 9-12 промежуточного фрикционного диска 4 в диаметрально противоположных направлениях размещены дополнительные элементы 13 - 16 трения, выполненные в виде Т-образных сегментов с цилиндрическими фрикционными накладками 17 - 20, имеющими наружньй радиус, равный радиусу внутренней поверхности консольного обода 3.
Элементы 13-16 трения установлена с возможностью телескопического перемещения в радиальном направлении в глухих пазах 9-12 фрикционного диска 4. Каждьй элемент трения снабжен термочувствительным приводом, например, в виде пространственных спиралей (пружин) 21 - 24, изготовленных из материала, обладающего эффектом памяти формы, например из сплава ТН1 (отечественный сплав на основе никелида титана),
Термоприводы (пространственные спирали) 21-24 жестко соединены
рально противоположно, при этом термочувствительные характеристики каждой отдельной пары диаметрально противоположных приводов отличны одна от другой.
с днищами 25 - 28 пазов промежуточного фрикщ онного диска 4 и с перемещаемыми .ими элементами 13-16 трения, причем диаметрально располо5 женные спирали 21-24 попарно изготовлены из материала с одинаковыми термочувствительными характеристиками, а характеристики каждой пары спиралей 21, 23 и 22, 24 отличны одна 0 от другой, например температура срабатывания (температуры начала и конца мартенситного превращения) спиралей 21 и 23 меньше температуры срабатывания (мартенситного превращения)
5 спиралей 22 и 24.
Муфта работает следующим образом. В исходном состоянии муфта выключена, а термоприводы 21 - 24 удерживают элементы 13 - 16 трения в ис20 ходном (не вьщвинутом) состоянии. При включении муфты полумуфта 5 прижимает промежуточный фрикционный диск 4 к диску 2 ведущей полумуфты 1, после чего происходит передача кру25 тящего момента, причем центробежные силы, действующие на элементы 13 - 16 трения,компенсируются упругими силами термоприводов 21 - 24.
При появлении моментной перегруз- 30 кн на ведомом валу 6 начинается проскальзывание промежуточного фрикционного диска 4 относительно диска 2 ведущей полумуфты 1 и происходит нагрев промежуточного фрикционного дис- 5 ка 4, а вместе с ним и термоприво- дов 21 - 24. В результате нагревания термоприводы 21 и 23 выталкивают элементы 13.и 15 трения и прижимают фрикционные накладки 17 и 19 к внут- 0 ренней поверхности консольного обода 3. Муфта передает сравнительно больший крутящий момент по сравнению с начальным моментом.
При дальнейшем возрастании нагру- 5 3очного момента на ведомом валу 6 повьшается температура диска 4 вследCTBrfe его проскальзывания, срабатывают термоприводы 22 и 24 и за счет фрикционных накладок 18 и 20 поверхность трения между промежуточным фрикционным диском 4 и полумуфтой 1 увеличивается.
Таким образом, муфта ступенчато Повышает передаваемый крутящий момент.
При уменьшении .нагрузочного момента на- ведомом валу 6, по мере остывания промежуточного фрикционного диска 4, происходит сжатие термоприво- водов 22 и 24, а затем и термоприво- дов 21 и 23, и передача крутящего момента вновь осуществляется за счет сил сцепления между фрикционной накладкой 8, торцовой поверхностью промежуточного фрикционного диска 4 и диском 2 ведущей полумуфты 1.
Для выключения муфты 1 на любом этапе эксплуатации ведомая полумуфта 5 отводится от промежуточного фрикцион- .ного диска 4 ведущей полумуфты 1
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Фрикционная муфта с дистанционным управлением | 1985 |
|
SU1275155A1 |
Центробежная муфта | 1976 |
|
SU666331A1 |
Двухпоточная предохранительная муфта | 1985 |
|
SU1428861A1 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1986 |
|
SU1425375A1 |
Центробежная фрикционная муфта | 1976 |
|
SU632849A1 |
Предохранительная шариковая муфта | 1981 |
|
SU996764A1 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1975 |
|
SU582425A1 |
Фрикционная прехохранительная муфта | 1975 |
|
SU548736A1 |
Стенд с замкнутым силовым контуром для испытания муфт | 1981 |
|
SU966521A1 |
Фрикционная муфта для автоматического регулирования вентилятора системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания | 2021 |
|
RU2752303C1 |
Л
73 25 21
2Ц
Ш
го
г
28
23
J5
Редактор А.Козориз
Составитель А.Щенников
Техред О.Гортвай Корректор :0.Луговая
Заказ 3377/35 Тираж 880 Подписное ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, Е.Ужгород, ул.Проектная, 4
Фрикционная муфта сцепления | 1980 |
|
SU898161A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1986-06-23—Публикация
1985-01-22—Подача