Изобретение относится к электротехнике электроприводу с трехфазными асинхронными электродвигателями, и может быть использовано, например, в металлорежущих станках, автоматических линиях и других производственных механизмах.
Известен электропривод переменнно- го тока с трехфазным асинхронным электродвигателем, в котором схема торможения реализуется с помощью контактора, трех силовых диодов и регулируемого резистора, В этой схеме фазные обмотки статора и два силовых диода образуют короткозамкну- тые контуры; из сети половину периода питающего напряжения через третий силовой диод и резистор по одной фа-| зе статора идет однополупериодный
ток, а в остальную часть периода, когда третий-диод заперт, по всем трем фазным обмоткам статора благодаря шунтирующим диодам идут токи прежнего направления, обеспечивая тем самым динамическое торможение электродвигателя.
Однако в данном электроприводе коммутация силовых цепей электродвигателя осуществляется с помощью контактной аппаратуры и не обеспечивает высокую эффективность торможения.
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является электропривод переменного тока с бесконтактным управлением, содержащий трехфазный асинхронный электродвигатель, статорная обмотка которого сое- динена по схеме звезда, три пары
sj
оэ сп со со ьэ
встречно-параллельно включенных тиристоров, одни выводы которых снабжены зажимами для подключения к фазам источника питания, другие выводы подключены к соответствующим фазным выводам статорной обмотки, а также два шунтирующих тиристора, аноды которых присоединены соответственно к двум фазным выводам статорной обмотки, а катоды - к третьему выводу статорной обмотки,
Однако в известном электроприводе в зоне высоких частот вращения, где происходит основное поглощение кинетической энергии вращающихся масс электропривода, тормозной момент невелик, поэтому невысока эффективность торможения. Этот недостаток особенно ощутим для высокопроизводительного станочного оборудования с непродолжительным циклом работы, уменьшение которого за счет сокращения вспомогательных не связанных с технологическим процессом операций дает заметный экономический эффект.
Цель изобретения - повышение эффективности торможения электропривода
Указанная цель достигается тем, что в электропривод с динамическим торможением асинхронного электродвигателя, содержащий три пары встречно-параллельно включенных тиристоров одни выводы которых снабжены зажимам для подключения к фазам источника питания, другие выводы подключены к соответствующим фазным выводам статорной обмотки, два шунтирующих тиристора, аноды которых присоединены соответственно к двум фазным выводам статорной обмотки, а катоды - к третьему фазному выводу статорной обмотки, а также регулируемый резистор, введены третий и четвертый шунтирующие тиристоры и четвертая пара встречно-параллельно включенных тиристоров, один вывод которой подключен к нулю звезды статорной обмотки, а другой - к одному выводу регулируемого резистора, другой вывод которого снабжен зажимом для подключения к нулю источника питания третий и четвертый шунтирующие тиристоры включены встречно-параллельно первому и второму шунтирующим тирис торам соответственно.
На фиг.1 представлена схема элект ропривода переменного тока; на фиг.2 - трехфазная обмотка статора
,
7359924
для наглядного доказательства как в предлагаемом электроприводе для реализации рекуперативного торможения . происходит устроение числа пар полюсов машины.
Обмотка статора 1 трехфазного асинхронного электродвигателя соеди15
20
30
нена по схеме звезда. Выводы каждой
10 фазы этой обмотки соединены с соответствующей фазой сети через силовые тиристоры 2иЗ, и5, 6и7 каждая пара которых включена по встреч- но-параллельной схеме. Кроме того первая и вторая фазные обмотки статора зашунтированы встречно-параллельно включенными силовыми тиристорами 8 и 9, а вторая и третья фазные обмотки статора зашунтированы аналогично включенными силовыми тиристорами 10 и 11. Между нулевой точкой- звезды статора и нулем источника питания включены два встречно-параллельно силовых тиристора 12 и 13 и
25 последовательно с ними регулируемый резистор 1.
Электропривод переменного тока работает следующим образом.
При запуске электродвигателя на | рабочий режим силовые тиристоры 2-7 выполняют роль бесконтактного пускателя . С подачей команды на торможение отключаются тиристоры 2,3,6 и 7 а включаются тиристоры 8-13, причем тиристоры 8,9,10 и 11 соединяют фазы
35 статорной обмотки параллельно, а с помощью тиристоров и 5) 12 и 13 эти обмотки включаются на однофазное напряжение сети. Происходит утроение числа полюсов машины, она пере40 ходит в генераторный режим, осуществляя интенсивное рекуперативное тормо- жение.
Утроение числа полюсов машины в этом случае доказательно иллюстриру45 ется на примере трехфазной однослойной обмотки (фиг.2) с параметрами: z 24, , q. 2, . На фиг.2а показана ббмотка при включении в трехфазную сеть, на фиг.26 - при симмет50 ричном включении в однофазную сеть. Из фиг.26 видно, что число полюсов при однофазном токе будет . В обоих случаях число пазов на полюс и фазу остается одинаковым, а именно
55 для трехфазного тока
24
- О
2р-т 4-3
для однофазного тока
2, T.e.
2р
z
q, m однофазным
, то при питании
током
2Р -IСледовательно, симметричное включение трехфазной обмотки в однофазную сеть позволяет получить в 3 раза меньшую частоту вращения поля статоi 1 ра по --- п0.
Последовательно с обмотками статора необходимо включать добавочное сопротивление 14, чтобы ограничить ток и величину магнитного потока. Это обусловлено тем, что хотя число пазов на полюс и фазу q остается в однофазном режиме таким же, как в трехфазном, но обмоточный коэффициент К . в однофазном режиме для
ОоГЛ
электродвигателей среднего диапазона мощностей составляет 0,5-0,57, а в трехфазном - обычно Kosw 0,96. Значит при одном и том же фазном напряжении- (и 4,44 fW К„.„ )
in Ofr лЛ
это приведо бы к резкому увеличению магнитного потока.
После завершения рекуперативного торможения, т.е.после, снижения частоты вращения приблизительно до
1 -s- noi, когда основной запас кинети,ческой энергии вращающихся масс уже погашен, дается команда на включение динамического торможения. Управление может осуществляться в функции частоты вращения (например, с помощью индукционного реле контроля скорости типа РКС, установленного на валу электродвигателя) или в функции времени.
С подачей команды на динамическое торможение- отключаются тиристоры 5, 9, 11 и 13, остаются включенными тиристоры 4, 8, 10 и 12. Половину периода питающего од- юфазного напряжения ток идет из сети через тиристор Ь, одну фазную обмотку статора, тиристор 12 и резистор
1. Вторую половину периода, когда тиристоры и 12 заперты, по всем
15 электродвигателя, что при питании их однофазным током у обычного одно- скоростного электродвигателя получено утроение числа пар полюсов машины и тем самым оказалось возмож20 ным перевести ее в режим рекуперативного торможения -с последующим переключением на динамическое торможение, обеспечивая тем самым высокую эффективность торможения электропри- 25 вода.
Формула изобретения
Электропривод переменного тока, 30 содержащий трехфазный асинхронный электродвигатель, статорная обмотка которого соединена по схеме звезда, три пары встречно-параллельно включенных тиристоров, одни выводы которых снабжены зажимами для подключения к фазам источника питания, другие выводы подключены к соответствующим фазным выводам статорной обмотки, два шунтирующих тиристора, аноды которых присоединены соответственно к двум фазным выводам статорной обмотки, а катоды - к третьему фазному выводу.статорной обмотки, регулируемый резистор, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности торможения, в него введены третий и четвертый шунтирующие тиристоры и четвертая пара - встречно-параллельно включенных тиристоров, один вывод которой подклю35
40
Г 45
чен к нулю звезды статорной обмотки, а другой - к одному выводу регулируемого резистора, другой вывод которого снабжен зажимом для подключения к нулю источника питания, третрем фазным обмоткам статора благода- 55 тий и четвертый шунтирующие тиристо- ря шунтирующим тиристорам 8 и 10 идут ры включены встречно-параллельно пер- TOKVI прежнего направления, обуслов- вому и второму шунтирующим тиристорам ленные не только индуктивностью ста- соответственно.
735992
тора, но и электродвижущей силой, наведенной магнитным полем ротора, обеспечивая тем самым в зоне низких частот вращения достаточно большой момент динамического торможения. Контроль длительности динамического торможения обычно осуществляется в функции времени.
10 Таким образом, введение в схему электропривода переменного тока четырех силовых тиристоров позволяем так скоммутировать фазные обмотки статора трехфазного асинхронного
15 электродвигателя, что при питании их однофазным током у обычного одно- скоростного электродвигателя получено утроение числа пар полюсов машины и тем самым оказалось возмож20 ным перевести ее в режим рекуперативного торможения -с последующим переключением на динамическое торможе
ние, обеспечивая тем самым высокую эффективность торможения электропри- 25 вода.
Формула изобретения
Электропривод переменного тока, 30 содержащий трехфазный асинхронный электродвигатель, статорная обмотка которого соединена по схеме звезда, три пары встречно-параллельно включенных тиристоров, одни выводы которых снабжены зажимами для подключения к фазам источника питания, другие выводы подключены к соответствующим фазным выводам статорной обмотки, два шунтирующих тиристора, аноды которых присоединены соответственно к двум фазным выводам статорной обмотки, а катоды - к третьему фазному выводу.статорной обмотки, регулируемый резистор, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности торможения, в него введены третий и четвертый шунтирующие тиристоры и четвертая пара - встречно-параллельно включенных тиристоров, один вывод которой подклю35
40
45
чен к нулю звезды статорной обмотки, а другой - к одному выводу регулируемого резистора, другой вывод которого снабжен зажимом для подключения к нулю источника питания, треf J c en u t-
Nv.
rs
СЖЗ
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ АСИНХРОННЫМ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ | 1970 |
|
SU280635A1 |
ЭЛЕКТРОПРИВОД КОЛЕБАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ | 2009 |
|
RU2401503C1 |
Устройство для торможения трехфазного асинхронного электродвигателя | 1980 |
|
SU902184A1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ПРИВОД ПЕРЕМЕННОГО ТОКА | 1993 |
|
RU2085017C1 |
Устройство для динамического торможения трехфазного асинхронного электродвигателя | 1990 |
|
SU1780138A1 |
Электропривод переменного тока | 1987 |
|
SU1517110A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ТРЕХФАЗНЫМ АСИНХРОННЫМ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ | 2004 |
|
RU2279756C1 |
АВТОНОМНЫЙ ТЯГОВЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД | 1995 |
|
RU2093378C1 |
Способ торможения трехфазного асинхронного электродвигателя | 1989 |
|
SU1653113A1 |
Электропривод | 1980 |
|
SU930545A1 |
Использование: в электроприводах металлорежущих станков, автоматических линиях и других производственных механизмах. Сущность изобретения заключается в ведении в схему электропривода переменного тока четырех силовых тиристоров, что позволяет так скоммутировать фазные обмотки статора трехфазного асинхронного электродвигателя, что при питании их однофазным т.оком у обычного односко- ростного электродвигателя получено ; утроение числа пар полюсов машины и тем самым оказалось возможным перевести ее в режим рекуперативного торможения с последующим переключением на динамическое торможение, что обеспечивает высокую эффективность торможения электропривода. 2 ил. (Л
v -
|Ј1ШШ1Ј ШШШ|ЈЛ/ 11«Я и s Ё
r
:dr
r
/
1
f
78
}
S N.. 1}
и №i±
r
-
3
В
-%
(pv Ј
|ЈЛ/ 11«Я и s
л
:dr
r
/
7Ш
14
ft
#y;
2ff
F
uP VL
-4-
СПОСОБ ТОРМОЖЕНИЯ ТРЕХФАЗНОГО КОРОТКОЗАМКНУТОГОДВИГАТЕЛЯ | 0 |
|
SU289486A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Мейстель A.M., Найдис В.А | |||
и Херсонский Ю.И | |||
Комплектные тирис- торные устройства для управления асинхронными электроприводами | |||
- М.: Энергия, 1971, с.53, р.31. |
Авторы
Даты
1992-05-23—Публикация
1990-04-02—Подача