Изобретение относится к электротехнике, конкретно к управляемому электроприводу, и может быть использовано, в частности, для привода тягового состава, металлорежущих станков и механизмов с широким диапазоном изменения частоты вращения.
Известны схемы, где управление частотой вращения трехфазного асинхронного двигателя с фазным ротором осуществляется путем регулирования тока в роторных обмотках. Существуют каскадные и одномашинные электроприводы. Среди последних можно выделить две группы.
В первой из них /1/ обмотки ротора замыкаются на звезду резисторов, шунтированных симисторами. Регулирование тока производится изменением фазы отпирающих симисторы импульсов. Недостатком указанной группы являются потери в резисторах роторных цепей, соизмеримые с мощностью двигателя, и ограниченный снизу диапазон регулирования частоты вращения. Использование электроприводов этой группы возможно лишь при наличии трехфазной сети, что исключает их применение в электрической тяге и бытовой аппаратуре.
Во второй группе токи роторных обмоток, имеющие частоту скольжения, выпрямляются и инвертируются в сеть /2/. Известны и модификации электропривода, где используются инверторы с непосредственной связью. Регулирование частоты вращения двигателя осуществляется воздействием на фазу управляющих импульсов инвертора. Достоинством второй группы электроприводов по сравнению с первой является отсутствие роторных резисторов, а недостатком - наличие трансформаторов и дросселей в силовых цепях.
Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является устройство для регулирования скорости трехфазного асинхронного двигателя с фазным ротором /1/, в котором регулирование осуществляется с помощью симисторов, шунтирующих резисторы цепей ротора.
Наиболее существенным общим признаком изобретения и прототипа является включение симисторов в роторные цепи.
Технический результат, достигаемый изобретением, состоит в устранении резисторов из цепей ротора и связанных с ними потерь, возможности питания как от однофазной, так и от трехфазной сети, отсутствии трансформаторов и реактивных элементов в силовых цепях и в обеспечении работы при малых частотах вращения.
Поставленная задача достигается тем, что роторные обмотки двигателя замыкаются на звезду симисторов, работающих в режиме прерывистых токов, одна из статорных обмоток питается от выпрямителя постоянным током, а две другие статорные обмотки соединяются встречно последовательно и питаются от управляемого выпрямителя, связанного с однофазной или трехфазной сетью, либо непосредственно от однофазной сети.
К достоинствам заявляемого электропривода можно также отнести возможность его бесконтактного исполнения, в котором симисторы закрепляются на валу, а управляющие импульсы передаются на ротор магнитным или оптическим способом.
При рассмотрении принципа действия электропривода воспользуется схемой фиг. 2, где обмотки статора 1 и 3 фиг. 1, вектор намагничивающей силы которых сдвинут в пространстве на 90 электрических градусов по отношению к обмотке 2, замещены обмоткой 10 с тем же пространственным сдвигом, а управляемый выпрямитель 9 питается от однофазной сети.
На управляющие электроды симисторов 5-7 и тиристоров моста 9 одновременно поступают открывающие импульсы, сдвинутые на угол γ относительно моментов прохождения сети через нуль. Регулирование частоты вращения двигателя достигается изменением g в диапазоне, где токи ia, ib и ie имеют прерывистый характер. Интервал между импульсами в стационарном режиме при питании моста 9 от однофазной сети равен полупериоду, а при питании от трехфазной сети трети периода. Интервал между импульсами при питании обмоток 1-3 непосредственно от однофазной сети равен периоду. Положение ротора определяется углом q в электрических градусах между магнитными осями обмотки 10 и фазы "а" роторной обмотки.
Как вариант исполнения в составе заявляемого привода возможно применение двигателя, у которого встречно-последовательное соединение фаз 1 и 3 заменено одной обмоткой 10, магнитная ось которой сдвинута на 90 электрических градусов относительно оси обмотки 2, как это показано на фиг. 2. Управляемый выпрямитель 9 здесь выполнен по однофазной симметричной мостовой схеме, что соответствует подключению к однофазной сети /К=1/.
Работу привода рассмотрим для схемы, представленной на фиг. 2. В качестве симметричных ключей 5-7 взяты симисторы. Пуск и управление частотой вращения осуществляется путем синхронного изменения угла g отпирания тиристоров одного плеча выпрямителя 9 и симисторов 5-7 в диапазоне, в котором токи i1, i2, ib, ic обмоток 10 и 4 имеют прерывистый характер. Обмотка 2 питается постоянным током I2. Положение ротора определяется углом q в электрических градусах между магнитными осями обмотки 10 и фазы "а" обмотки 4.
Примем следующие допущения:
магнитная система машины линейна;
распределение индукции в воздушном зазоре, возбуждаемой током отдельной обмотки, имеет косинусоидальный характер.
Введем обозначения:
LL, LS1 индуктивность и индуктивность рассеивания обмотки 10;
L, LS индуктивность и индуктивность рассеивания фазы обмотки 4;
Mk1, Mk2 / k= a, b, c/, взаимоиндуктивности между фазами обмотки 4 и соответственно обмотками 10 и 2;
Mab, Mac, Mbc взаимоиндуктивности между фазами обмотки 4.
Для взаимоиндуктивностей справедливы соотношения:
Потокосцепления обмотки 10 и фазы "а" обмотки 4:
В выражении для ψa учтено, что ia+ib+ic=0
Произведем замену переменных
ia= idcosθ+iqsinθ (4)
Дифференциальные уравнения цепей обмотки 10 и фазы "а" обмотки 4:
Pψ1+i1r1=Umsinωt (5)
Pψa+iar=0 (6)
где r1 и r сопротивления обмотки 10 и фазы обмотки 4;
Um, ω амплитуда и частота напряжения сети;
P оператор дифференцирования.
Уравнения для фаз "b" и c" обмотки 4 получаются при замене в /3/, /4/, /6/ ia на ib или ic и θ на
После исключения из /3/-/6/ промежуточных переменных получаем систему дифференциальных уравнений для токов i1, id и iq:
которая решается при начальных условиях:
ωt = γ , i1=id=iq= 0 (10)
что соответствует закрытому состоянию вентилей в момент γ подачи отпирающего импульса.
Рассмотрим режим заторможенного ротора, когда q const. Из /9/ и /10/ следует, что в этом режиме iq=0.
После исключения из /7/ и /8/ i1 получаем дифференциальное уравнение для id:
Опустив малые параметры после деления /11/ на p получаем приближенное уравнение 1-ого порядка для тока id:
К аналогичному упрощению прибегают при расчете момента обычной асинхронной машины, когда пренебрегают намагничивающим током статорной обмотки.
Введем обозначения:
Тогда /12/ принимает вид:
(1+Tp)id=Idmsin ωt (14)
Аналогичным путем /7/ и /8/ преобразуются в приближенное уравнение для тока i1:
(1+Tp)i1=I1msin ωt (15)
где
а постоянная времени T выражается формулой /13/.
Из /14/ и /15/ следует, что в рассматриваемом режиме токи i1 и id пропорциональны:
Решение /14/ при начальных условиях /10/ имеет вид:
В момент ωt=Φ токи id и i1 достигают нулевого значения и вентили в цепях обмоток 10 и 4 запираются. Согласно /18/
Условие прерывистости тока i1:
Φ-γ≅ π (20)
Из /19/ следует, что при γmin=arctg ωT угол Φ = γmin+π Допустимый диапазон управления лежит в пределах γmin≅ γ< π
Мгновенные значения момента на валу ротора:
где геометрический угол поворота ротора,
Pn число пар полюсов.
Согласно /1/, /4/ и /21/:
Среднее за полупериод значение момента составляет:
Согласно /18, /22/ и /23/:
где:
При выводе /24/ было учтено уравнение /19/ границы режима.
Из уравнений /24/ им /19/ следует, что не зависит от положения ротора и целиком определяется углом-управления γ При угол Φ=γmin+π и Если же
При вращении ротора с угловой скоростью Ω на обмотках машины наводится э.д.с. вращения и уравнения токов /7/-/9/ принимают вид:
Анализ показывает, что при вращении ротора ток i1 и токи фазных обмоток достигают нулевого значения не одновременно. Будут существовать интервалы, в одном из которых один из фазных токов равен нулю, а в другом существует лишь ток i1. Указанные эффекты приводят к уменьшению момента с ростом частоты вращения Ω
Полученные выражения могут быть применены и при расчете схемы с асинхронным двигателем /фиг. 1/. При этом следует использовать следующие соотношения:
L1=3Lc, Ls1=2Lsc, L=Lp, Ls=Lsp,
Здесь индуктивность Lc и индуктивность рассеивания Lsc фазы статорной обмотки, индуктивность Lp и индуктивность рассеивания Lsp фазы роторной обмотки, амплитуда взаимоиндукции между фазами статора и ротора Mcp, сопротивления rc и rp фазы обмоток соответственно статора и ротора есть параметры асинхронного двигателя.
На фиг. 3 приведено семейство расчетных электромеханических характеристик для асинхронного двигателя типа MTF III-6. Характеристики построения в относительных единицах: и при и 1=11,7A
В качестве базисных величин приняты:
mб= 2Mocosγmin;
При питании от трехфазной сети (K=3) управляемый выпрямитель 9 выполняется по трехфазной мостовой симметричной схеме.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ПРИВОД ПЕРЕМЕННОГО ТОКА | 1992 |
|
RU2025037C1 |
ЭЛЕКТРОПРИВОД МЕХАНИЗМА ПОВОРОТА ГРУЗОПОДЪЕМНОГО КРАНА | 2005 |
|
RU2298519C2 |
Электропривод переменного тока | 1990 |
|
SU1725360A1 |
Реверсивный асинхронный электропривод | 1988 |
|
SU1539951A1 |
Устройство для управления асинхронным электродвигателем с фазным ротором | 1984 |
|
SU1279036A1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ АСИНХРОННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ С ФАЗНЫМ РОТОРОМ | 1999 |
|
RU2202850C2 |
СХЕМА ПОДКЛЮЧЕНИЯ МНОГОФАЗНОГО АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ К ИСТОЧНИКУ ПОСТОЯННОГО ТОКА | 2009 |
|
RU2406217C1 |
Многодвигательный электропривод переменного тока | 1985 |
|
SU1265959A1 |
Способ управления асинхронным двигателем с фазным ротором | 1989 |
|
SU1723652A1 |
УСТРОЙСТВО ПЛАВНОГО ПУСКА АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2013 |
|
RU2530532C1 |
Использование: для привода тягового состава, металлорежущих станков и механизмов с широким диапазоном изменения частоты вращения. Сущность: в электроприводе переменного тока у асинхронного двигателя переменного тока с фазным ротором роторные обмотки замкнуты на звезду симисторов, одна статорная обмотка соединена с источником постоянного тока, а две другие, соединенные последовательно, через управляемый выпрямитель соединены с однофазной или трехфазной сетью переменного тока. При этом угол управления симисторами и вентилями управляемого выпрямителя выбирают из условия прерывистого тока в обмотке статора. 3 ил.
Электрический привод переменного тока, содержащий асинхронный двигатель с фазным ротором, роторные обмотки которого замкнуты на звезду симисторов, отличающийся тем, что одна из статорных обмоток соединена с источником постоянного тока, а две другие статорные обмотки соединены последовательно и через управляемый выпрямитель подключены к однофазной или трехфазной сети, а угол открытия симисторов и вентилей управляемого выпрямителя выбран в диапазоне, где ток двух последовательно соединенных статорных обмоток имеет прерывистый характер.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Устройство для регулирования скорости трехфазного асинхронного двигателя с фазным ротором | 1977 |
|
SU758453A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Чиженко И.М | |||
и др | |||
Основы преобразовательной техники | |||
- М.: Высшая школа, 1974, рис | |||
Паровоз для отопления неспекающейся каменноугольной мелочью | 1916 |
|
SU14A1 |
Авторы
Даты
1997-07-20—Публикация
1993-03-23—Подача