Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорных узлах трения, например, горных машин и комплексов, работающих в условиях повышенных температур, динамических нагрузок и запыленности.
Известны твердые металлические смазки (авт.св. СССР № 442324, кл. F 16 С 33/10, авт.св. № СССР 415451, кл. F 16 п 15/00, авт.св. СССР № 315866, кл. F 16 п 15/00). Их недостаток заключается в том, что они не обеспечивают требуемый срок службы из-за низкой стойкости в условиях повышенных температур и запыленности.
Известен также антифрикционный материал (Ю.Н.Глодин и др. Новый смазочный материал для сушильных и отжиговых вагонеток, Строительные материалы, М.: Строй- издат, 1977, № 3, с. 16) представляющий собой смесь графита со связующим (жидким стеклом). Этот материал имеет недостаточную стойкость при эксплуатации его в условиях динамических нагрузок.
Известен антифрикционный материал (авт.св. СССР № 974834, кл. F 16 С 19/00, 1977), состоящий из графита ЭУГ-III, дисульфида молибдена МВ-1 и жидкого стекла с кремнеземистым модулем 3 (соотношение 1:4:5) с добавками кремнефтористого натрия в количестве 2% на 100% наполнителя и связующего. Указанный материал также не дает требуемой стойкости из-за хрупкости при динамических нагрузках.
В качестве прототипа принимается антифрикционный материал (С.А.Чернавский. Подшипники скольжения. М.: Машгиз, 1963, с. 18), содержащий олово, графит и медь. Указанный состав обладает повышенной хрупкостью и, как следствие, малой стойкостью при динамических нагрузках.
Цель изобретения - уменьшение хрупкости антифрикционного материала и повышение стойкости к динамическим нагрузкам.
Положительный эффект проявляется в повышении долговечности и надежности
(Л
VI
CJ
ю
о ел
опорных узлов трения, например, подшипников качения.
Цель достигается новым составом антифрикционного материала, содержащего олово, графит, медь и дополнительно включающего смесь битумов, резиновую крошку, иден-кумароновую смолу, мягчи- тель, полиизобутилен при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Олово0,5-5,0
Графит15-37
Медь5-20
Свинец1-5
Кокс0,5-5,0
Сажа0,5-3,0
Смесь битумов3,5-5,25
Резиновая крошка1.0-1,5
Иден-кумароновая смола0,25-0,5
Мягчитель0,15-0,3
Полиизобутилен0,1-0,2
СвязующееОстальное
В качестве связующего можно использовать жидкое стекло, алюмохромфосфат, эпоксидные смолы и т.д.
Существенными отличительными признаками являются: состав антифрикционного материала и определенное массовое процентное содержание.
Применение указанных признаков в заявляемом способе по патентной и научно- технической литературе неизвестно.
Данный антифрикционный материал может быть использован, например, для изготовления сепараторов подшипников качения.
Изобретение иллюстрируется следующим примером.
Экспериментальные исследования, проведенные заявителем на подшипниках качения с сепаратором из заявляемого антифрикционного материала, позволили определить массовое процентное содержание ингредиентов, исходя из прочности и долговечности антифрикционного материала.
Наилучшие результаты дает соотношение резиновой крошки и смеси битумов 1:3,5 при ав 210...215 кг/см2 (см. табл.1).
Иден-кумароновая смола необходима для связи резиновой крошки и битумов. Полиизобутилен и мягчитель применяются для придания ингредиентам необходимой вязкости. Их количество, следовательно, взаимозависимо. Окончательное процентное соотношение 1:3,5:0,25:0,15:0,1 (резиновая крошка : смесь битумов : иден-кумароновая смола : мягчитель : полиизобутилен).
При увеличении содержания битумов более 3,5% при содержании резиновой крошки на уровне 1% предел прочности при растяжении-сжатии увеличивается
( 7в 213 кг/см2 и выше), что затрудняет
отрыв частичек смазывающего материала и
ухудшает условия смазки из-за увеличения
вязкости антифрикционного материала.
При увеличении количества резиновой
крошки более 1 % при сохранении срдержа- ния битумов на уровне 3,5% наблюдается уменьшение предела прочности при растяжении-сжатии (OB 212 кг/см и ниже), что является неприемлемым при работе в
условиях динамических нагрузок.
При пропорциональном увеличении содержания компонентов (согласно соотношению 1:3,5:0,25:0,15:0,1) до процентного содержания смеси битумов 5,25 мас.%, резиновой крошки 1,5 мас.% и т.д. долговечность подшипников с данным антифрикционным материалом существенно не изменяется и находится в пределах 130 - 137 ч (столбцы 4-12, табл.2).
При увеличении содержания смеси битумов более 5,25 мас.% и соответственно резиновой крошки более 1,5 мас.% уменьшается содержание остальных материалов, в частности графита, ухудшаются условия
смазки и снижается долговечность подшипников с антифрикционным материалом.
Эти величины определяют верхние пределы содержания компонентов.
Нижние пределы процентного содержания компонентов определялись уменьшением общего содержания упрочняющих добавок (смеси битумов, резиновой крошки, полиизобутилена, иден-кумароновой смолы и мягчителя). При содержании добавок
менее 5 мас.% долговечность подшипников с антифрикционным материалом снижается (столбцы 1, 2, 3, табл.2).
Применение добавок с суммарным процентным содержанием менее 5,0% не позволяет достигнуть максимальной долговечности подшипников качения с антифрикционным материалом из-за недостаточного содержания смеси битумов и резиновой крошки. Причем увеличение содержания основных компонентов (столбец 3) приводит к увеличению хрупкости антифрикционного материала.
Такая же тенденция прослеживается при составе антифрикционного материала,
отраженном в столбцах 4, 5, 6 табл. 2, но при испытании подшипников с составом антифрикционного материала, соответствующим данным столбца 4 табл.2, наблюдается большая величина долговечности. Этот состав антифрикционного материала принимается за нижнюю границу массовых величин ингредиентов заявляемого материала.
В формулу изобретения включено содержание компонентов из столбцов 4-12 табл.2.
Для изготовления антифрикционного материала приготавливается смесь, содержащая медь, свинец, олово, кокс, сажу, графит, в массовом процентном соотношении, указанном в формуле изобретения. Отдельно приготавливается добавка, повышающая стойкость к динамическим нагрузкам и понижающим хрупкость антифрикционного материала, состоящая из резиновой крошки (марки РД, ТУ 38-108035-87), смеси битумов (БН 70/30 и БН 90/10 по ГОСТ 6617-76 в равных долях), полиизобутилена (марки П200, ГОСТ 13303-86), иден-кумароновой смолы (марки В, ТУ 14-6-72-89), мягчителя (масло индустриальное И-40А, ГОСТ 20799- 75). Смесь дополняется до 100% связующим.
Компоненты смешивают в лопастном смесителе при 100-200°С для размягчения битума. Полученной смесью заполняется свободное пространство подшипника качения. Проводится термообработка в течение 2 ч при 80°С, затем в течение 6 ч при 120°С до окончательного отверждения.
Результаты производственных испытаний в узлах горных машин и комплексов
показали, что заявляемый антифрикционный материал обеспечивает повышение надежности и долговечности узлов трения в 1,8... 2,2 раза за счет уменьшения хрупкости и повышения стойкости к динамическим нагрузкам.
Формула изобретения Антифрикционный материал, преимущественно для сепараторов подшипников качения, включающий олово, графит, медь, отличающийся тем, что, с целью уменьшения хрупкости и повышения стойкости к динамическим нагрузкам материала, он содержит дополнительно свинец, кокс, сажу, смесь битумов, резиновую крошку, иден-кумароновую смолу, полиизобути- лен, мягчитель и связующее при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Олово Графит Медь Свинец Кокс Сажа
Смесь битумов Резиновая крошка
Иден-кумароновая смола Мягчитель Полиизобутилен Связующее
0,5-5,0
15-37
5-20
1-5
0,5-5,0 0,5-3,0 3,5-5,25
1,0-1,5
0,25-0,5 0,15-0,3 0,1-0,2 Остальное.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гидроизоляционный состав | 1979 |
|
SU817039A1 |
КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ АНТИФРИКЦИОННОГО МАТЕРИАЛА | 1995 |
|
RU2106371C1 |
Герметик | 1976 |
|
SU621715A1 |
Композиция для изготовления пленочного полимерного материала | 1980 |
|
SU897799A1 |
Состав для получения гидроизоляционного материала | 1979 |
|
SU872537A1 |
АНТИФРИКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ РОМАНИТ, СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ И ЭЛЕМЕНТ УЗЛА ТРЕНИЯ | 2001 |
|
RU2201431C2 |
Резиновая смесь | 2022 |
|
RU2786737C1 |
СОСТАВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ЖИДКОСТИ ДЛЯ НАНЕСЕНИЯ САМООРГАНИЗУЮЩИХСЯ ПОКРЫТИЙ ИЗ ПЛАСТИЧНЫХ МЕТАЛЛОВ НА ПОВЕРХНОСТИ ТРЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ СОЧЛЕНЕНИЙ | 2005 |
|
RU2309195C2 |
СОСТАВ КОМПОЗИЦИОННОЙ РЕЗИНО-ПОЛИМЕРНОЙ СМЕСИ ТРИБОТЕХНИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ | 2017 |
|
RU2685204C2 |
МНОГОСЛОЙНЫЙ МАТЕРИАЛ И СПОСОБ ЕГО НАНЕСЕНИЯ | 1994 |
|
RU2078692C1 |
Использование: опорные узлы горных машин. Сущность изобретения: антифрикционный материал содержит при следующем соотношении компонентов, мас.%, олово 0,5-5,0, графит 15-37, медь 5-20, свинец 1-5, кокс 0,5-5,0, сажу 0,5-3,0, смесь битумов 3,5-5,25, резиновую крошку 1,0- 1,5, иден-кумароновую смолу 0,25-0,5, мяг- читель 0,15-0,3, полиизобутилен 0,1-0,2, связующее - остальное. Компоненты смешивают при температуре 100- 200°С. Задают форму изделия. Термообрабатывают в течение 2 ч при 80°С, затем в течение 6 ч при 120°С до окончательного отверждения. 2 табл,
35
Таблица 1
Таблица
С.А.Чернавский | |||
Подшипники скольжения | |||
М., Машгиз, 1963, с | |||
Способ использования делительного аппарата ровничных (чесальных) машин, предназначенных для мериносовой шерсти, с целью переработки на них грубых шерстей | 1921 |
|
SU18A1 |
Авторы
Даты
1992-06-07—Публикация
1990-02-22—Подача