Изобретение относится к машинострое- ниюи может быть использовано для передачи крутящего момента.
Известно шпоночное соединение, в котором связь вала с втулкой осуществляется посредством трех расположенных равномерно по окружности шпонок, установленных в пазах втулки и своими плоскими поверхностями опирающихся на лыски вала.
Данное соединение нетехнологично как с точки зрения изготовления, так и в отношении процессов сборки и ремонта.
Цель изобретения - повышение надежности путем уменьшения ослабления втулки при выполнении шпоночных пазов и снижение трудоемкости изготовления при упрощении процессов сборки и ремонта соединения.
На фиг. 1 приведено соединение, общий вид (винты, крепящие крышку, и резьбовые отверстия для них не показаны); на фиг, 2 - разрез А-А на фиг. 1.
Соединение состоит из вала 1 с лысками 2, втулки 3 с тангенциальными пазами под
призматические шпонки 4, крышки 5 и упора 6.
Вал 1 круглого сечения на участке движения вдоль его втулки 3 выполнен по меньшей мере с одной лыской 2, а оптимальное количество лысок 2 равно трем - равномерно по окружности, причем с лыской 2 могут контактировать две шпонки 4 - по одной на каждом торце втулки 3. При трех лысках 1 количество шпонок 4 достигает шести. Втулка 3 центральным отверстием сопряжена с наружной поверхностью вала 1 по скользящей посадке (с малым зазором). Преимущественно на обоих торцах втулки 3 выполнены глухие пазы прямоугольного сечения, причем внутренние стенки пазов отстоят от центра вала 1 на то же расстояние, что и лыски 2 вала 1. л периферийные стенки этих пазов проходят обычно на расстоянии, превышающем радиус вала 1. Глубина, высота и длина пазов соответствуют размерам шпонок 4, которые входят в пазы с малым зазором, а их боковые стороны контактируют с дном пазов и плоских кольцевых крышек 5, прикрепленных к втулке 3 винтами
сл
ю
(не показаны) - не менее трех винтов равномерно по окружности. Поверхности лысок 2 и контактирующие с ними поверхности шпонок 4 как правило закалены и прошлифованы. Для ограничения перемещения втулки по валу 1 (или наоборот) на конце вала 1 выполнен упор, например, в виде стопорного кольца 6.
Соединение работает следующим образом.
Втулка 3 через шпонки 4 контактирует с лысками 2 вала 1 и установлена на нем по скользящей посадке. Это обеспечивает подвижность втулки 3 вдоль вала 1 (или наоборот), а также способность передавать крутящий момент, т.е. предлагаемое соединение работает подобно известным шпоночным соединениях. Вместе с тем соединение обеспечивает лучшую ремонтопригодность по сравнению со шлицевым, так как по мере износа между периферийными стенками пазов и шпонками 4 можно установить плоские тонкие прокладки и прижать их крышками 5. Капитальный ремонт соединения также прост: надо прошлифовать лыски 2 вала 1 и изготовить новые шпонки 4.
Использование изобретения позволяет снизить трудоемкость на изготовление и ремонт соединения. Соединение можно изготовить на универсальном металлорежущем оборудовании
Формула изобретения 1. Соединение типа вал-втулка для передачи крутящего момента, содержащее участок вала круглого сечения, установленную на нем с возможностью осевого пере0
5
0
5
0
5
мещения втулку и средства связи указанных элементов в окружном направлении в виде выполненных на валу равномерно по окружности лысок и установленных в выполненных во втулке равномерно по окружности пазах шпонок, контактирующих с лысками своими плоскими поверхностями, при этом втулка снабжена средствами фиксации шпонок в пазах от осевого перемещения, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности путем уменьшения ослабления втулки при выполнении шпоночных пазов, снижения трудоемкости изготовления при упрощении процессов сборки и ремонта соединения, шпоночные пазы расположены тангенциально со стороны по меньшей мере одного торца втулки и выполнены глухими, торцовые поверхности пазов выполнены по радиусу, шпонки - призматическими со средствами снижения концентрации напряжения на торцовых поверхностях, а длина шпонок соответствует длине шпоночных пазов.
2.Соединение поп. 1, отличающееся тем. что средства снижения концентрации напряжений на торцовых повер- хностях шпонок выполнены в виде скругленных участков с радиусом кривизны, соответствующим радиусу ответных поверхностей шпоночных пазов.
3.Соединение по п. 1, отличающееся тем, что средства снижения концентрации напряжений на торцовых поверхностях шпонок выполнены в виде фасок.
4.Соединение по п. 1, отличающееся тем, что шпоночные пазы с расположенными в них шпонками выполнены на обоих торцах втулки.
А-А
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ ВАЛА СО ВТУЛКОЙ | 1992 |
|
RU2102637C1 |
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС | 2011 |
|
RU2468254C1 |
Приводной вал для конвейера с цепным тяговым органом | 1979 |
|
SU882856A2 |
Блок приводной звездочки для одноцепного конвейера | 1987 |
|
SU1444242A1 |
ТРЕНАЖЕР ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЦ ЧЕЛОВЕКА | 2009 |
|
RU2392994C1 |
ШПОНОЧНОЕ СОЕДИНЕНИЕ | 2014 |
|
RU2559132C1 |
ШПОНОЧНОЕ СОЕДИНЕНИЕ | 2008 |
|
RU2374510C1 |
Шпоночное соединение | 1978 |
|
SU750154A1 |
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС С БЕЗЗАЗОРНЫМ КРЕПЛЕНИЕМ РАБОЧЕГО КОЛЕСА И ТОРЦОВЫХ УПЛОТНЕНИЙ К ВАЛУ РОТОРА И СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК НАСОСА | 2011 |
|
RU2487272C1 |
СПОСОБ СОЕДИНЕНИЯ ВАЛА СО СТУПИЦЕЙ КОЛЕСА И ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОЕ ШПОНОЧНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ДЛЯ НЕГО | 2003 |
|
RU2253764C2 |
Использование: в области машиностроения для соединения деталей, передающих крутящий момент. Сущность изобретения: на валу выполнено преимущественно три лыски, а на торцах втулки в тангенциальных пазах установлено преимущественно шесть призматических шпонок, контактирующих одной плоскостью с лысками вала. От осевого смещения шпонки удерживаются крышками, закрепленными винтами к торцам втулки. Данное конструктивное выполнение позволяет снизить трудоемкость изготовления при упрощении процессов сборки и ремонта соединения. 3 з.п. ф-лы. 2 ил.
А Л/Риг 2.
0 |
|
SU307211A1 | |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1992-06-23—Публикация
1989-06-19—Подача