Изобретение относится к области машиностроения и приборостроения и может быть использовано для соединения вала и втулки с натягом в тангенциальном направлении, преимущественно в беззазор ных малонагруженных передачах и механизмах. Известно шпоночное соединение, в котором необходимый натяг в тангенциальном направлении обеспечивается кпиноввд ной ({хэрмой шпонок 1 . Недостатком соединения является трудоемкость в изготовлении и нетехнопогичность в сборке. Известно также шпоночное соединение, в котором паз во втулке выполнен по ширине больше, чем ширина шпонки, а в образовавшийся зазор между боковой поверх ностью шпонки и паза вставлены встреч- ные клинья, с помощью которых обеспечивается необходимый натяг 2 . Данное устройство является наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату. Недостатком его является значительная трудоемкость и нетехнологичность при сборке соединения. Целью изобретения является упротение конструкции и повышение технологичности сборки соединения. Это достигается тем, что шпонка установлена под углом к оси вала; а ширина шпоночнотчэ паза втулки выбрана меньше проекции шпонки на плоскость, аерпе1щикулярную оси вала на велич1шу натяга, а так же тем, что на кромках, образованных боковыми поверхностями шпоночного паза втулки и ее торцовой поверхностью выполнены фаски или скругпения. На фиг. 1 показано шпоночное соед1ше ние, общий вид- на фиг. 2 - в1Эд по стрелке А на фиг. 1; на фиг. 3 - разрез на фиг. 1; на фиг. 4 - основные размеры элементов соединения; на фиг. 5, 6 - вариант шпоночного соединения, обеспечивающий возможность регулировки величины натяга. IJJnoHOMHOD соеднгнение содергигт вал 1, в пазу которого установлена шпонка 2, и втулку 3 со пгпоночньхм nasoMs пврагшепьssbis-i ее оси.:. Шпонка установпена на валу тйкам образом, что ее продо-льная ос;ь образует с осью вала угол с , который выбран таклг/у образом,, чтобы ширине; проекщга шпонки на ппоскость, перпенди ;упярнуго к оси вапа (размер В, фиг,, 4) превышала тпирину шпоночного паза Е тулки на величину, не меньшую заданной В9пигчи ны натяга сГ (на ф1-1Г, 4, В-.Вд о )„ На кромках, обрааованных боковыми поверхНОСТ.9МИ шпоночного пачза втулки и ее торцовой noBepxsJOCTbPJs выполнены фаски или скрутпения СХ s KOiopbie исключают возможность срезания металла на боковых поБерхност.шс шнонки при сборке и облег чают сборку соедетления. Указанные фаски ипи скругления выполняются на одном, либо на обокк, торцах втулки в зависшуюсти от ее конструкции и технологш-с сборки При сборке втулки с sanovi вследствие иапичия натяга происходит контактная де формашгя боковых поверхностей шнонки и паза втулки с образованием соответствующих ппощадок контакта на рабоч:жс по верхностях, передающих крутящда момент Таким образом, предлагаемое соеди-яение является безэазорнмм и предвариогельно напр5згженньПЛ в тангенциальном направлении, Величшш, угла i:A зависит от размеров элементов соединения и от заданной велк- чины натяга в тангенсиальном направлении и составляет d ширина шпонки: ™ ширина шпоночного паза вт5.лки длина шпонки; (f заданная величина натяга в тангенциальном направлении (размеры j и Ъ подстаЕ,}Ш1отся в форму чу с учетом их предельных отклонений), В связи с тем, что величина угла ck мала (nanptTMepj для соединения с параметрамибд 1О ПШ , & 1О&з Д 63 мм, cf ОДОО мк, угол i:i раЕ,ен 10) для практических расчетов щзинимать tg- ok «i сД. . Таким o6pa3oivt, в общем случае величину угла cL можно определить из следующих соотношений °, Д.ЛЯ призматаческшг. шпонок исполнения 1 по ГОСТ 8789-69 и ГОСТ 10748-68 7 4 округленными концами) (с двумя 6 -fc-btf 4 J радиан для призматических шпонок исполнения 2 norOCT878Gu68 (с одним скругленным концом) для призматических шнонок исполнения 3 по ГОСТ 8789 68иГОСТ 10748 68 (с плоскими концами) 6 64СГ -: радиан Для обеспечения контакта боковых поверхностей шпонки и паза втулки.по всей высоте их прилегания необходимо, чтобы шпонка была симметрична относительно оси вала, т. е. точка пересечения осей вала и его шпоночного паза (точка С фиг. 4) должна находиться посредине длины шпонки, В необходимых случаях соединение может обеспечить регулирование величины натяга в процессе сборки или эксплуататт этого втулка 3 (фиг. 5) выполнена с возможностью осевого перемещения при помощи гайки 4, и 3 о б о р м у п а р е т е н и я 1.Шпоночное соединение, содержащее вал с установленной в пазу шпонкой и втулку со шпоночным пазом, параллельным ее оси, ширина которого больше ширины шпонки, отличающееся тем, что, с целью упрощени1Я конструкции и повышения технологзтчности, шпонка установлена под углом к оси вала, а ширина шпоночного паза втулки выполнена меньше проекции шпонки на плоскость, перпендикулярную оси вала, на велич -шу натяга. 2.Шпоночное соединение по п. 1, отличающееся тем, что на кромках, образованных боковыми поверхностями шпоночного паза втулки и ее торцовой поверхностью, выполнены фаски HJBi скругления. Источники информации, принятые во внимание при экснертизе 1.Сахненко В. Л. Атлас деталей маин, Киев: Гостехиздат УССР, 1956, , 6О табл. 2. 2,Авторское свидетельство СССР 200360, кл. F 1615 1/08, 1966 (прототип).
БидА
/г7
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Соединение типа вал-втулка для передачи крутящего момента | 1989 |
|
SU1742542A1 |
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС С БЕЗЗАЗОРНЫМ КРЕПЛЕНИЕМ РАБОЧЕГО КОЛЕСА И ТОРЦОВЫХ УПЛОТНЕНИЙ К ВАЛУ РОТОРА И СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК НАСОСА | 2011 |
|
RU2487272C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ШПОНОЧНОГО СОЕДИНЕНИЯ | 2022 |
|
RU2793689C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ШПОНОЧНОГО СОЕДИНЕНИЯ | 2022 |
|
RU2793665C1 |
Шпоночное соединение | 1990 |
|
SU1707314A2 |
КОРПУС СЖАТИЯ НА ОПОРНОЙ РАМЕ | 2006 |
|
RU2315207C1 |
ШПОНОЧНОЕ СОЕДИНЕНИЕ | 2014 |
|
RU2559132C1 |
ШПОНОЧНОЕ СОЕДИНЕНИЕ | 1972 |
|
SU339682A1 |
СПОСОБ СОЕДИНЕНИЯ ВАЛА СО СТУПИЦЕЙ КОЛЕСА И ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОЕ ШПОНОЧНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ДЛЯ НЕГО | 2003 |
|
RU2253764C2 |
ШАРНИРНОЕ УСТРОЙСТВО ВИНТОВОГО ЗАБОЙНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2004 |
|
RU2278938C1 |
. 5
я
Авторы
Даты
1980-07-23—Публикация
1978-01-16—Подача