Изобретение относится к транспортному машиностроению, а более конкретно к тормозным системам автомобилей и специальной техники.
Известна тормозная система автомобиля, содержащая тормозной барабан, имеющий главный цилиндр, установленный с возможностью контакта с тормозной колодкой, усилитель тормоза, приводной механизм (Патент № KR10-2006-0053684. Опубл. 2006-05-22).
Однако известная тормозная система не предназначена для её использования в снегоболотоходах из-за её установки внутри тормозного диска. Кроме того известная тормозная система не имеет запасной системы торможения, в виде стояночного (трансмиссионного) тормоза, в ней не предусмотрено торможение стояночным тормозом и предупреждение перегрева основных тормозов.
Известен рычажный механизм стояночного тормоза и рабочего тормоза транспортного средства содержащий рычаг, соединенный с тросом сцепления, приспособленному для управления главным цилиндром, имеющим шток для создания гидравлического давления, зацепленную секцию, приводящую в действие всю тормозную систему (Патент № JP S58-152646. Опубл. 1983-09-10).
Однако известный рычажный механизм предназначен для обеспечения безопасности парковки автомобиля на склоне, не предназначен для его использования в конструкции снегоболотохода. В известном решении стояночный тормоз использует основную систему тормозов, которая не предусматривает использование конструкции дублирующего тормоза.
Известна тормозная система транспортного средства, сконфигурированная для включения и выключения усилия стояночного торможения, в которой тормозная система, содержит, по меньшей мере: первый тормозной суппорт, включающий первый тормозной диск; по крайней мере, одну первую тормозную колодку обращенную к первому тормозному диску; по меньшей мере один первый исполнительный механизм, сконфигурированный для приложения и снятия первого тормозного усилия; второй тормозной суппорт, содержащий второй тормозной диск; по меньшей мере, одну вторую тормозную колодку, обращенную ко второму тормозному диску; по меньшей мере, один второй привод, выполненный с возможностью приложения и снятия второго тормозного усилия; средство обнаружения, функционально подключенное к электронному процессорному блоку, сконфигурированное для обнаружения, либо прямо, либо косвенно, значений тормозных усилий, создаваемых приводами, тормозными дисками, колодками (Патент № WO2023180996A1. Опубл. 2023-09-28).
Однако известная тормозная система имеет сложную конструкцию, которая в условиях труднопроходимых мест быстро выйдет из рабочего состояния, являясь основной системой тормозов, а не дублирующей. Кроме того, используется электронный блок управления, что проблематично эксплуатировать в условиях низких температур.
Известна тормозная система для дорожных транспортных средств, содержащая тормозные элементы, соединенные с колесом или колесной осью, с возможностью вращения с колесом, неподвижный тормозной элемент, который неподвижно соединен к шасси транспортного средства, первый тормозной привод, второй тормозной исполнительный механизм, которые сконфигурирован для приведения в действие неподвижного тормозного элемента и вращающегося тормозного элемента, рычаг, имеющий возможность передачи приложенного усилия (Патент № EP4309966A1. Опубл. 2024-01-24).
Однако известная тормозная система имеет сложное конструктивное решение, и не предназначена для использования в снегоболотоходе являясь основной системой, а не дублирующей.
Известен дисковый тормоз транспортного средства, состоящий из фрикционного элемента и пружины. Фрикционный элемент содержит несущую пластину, концы которой расположены в элементе дискового тормоза, оказывающим сопротивление крутящему моменту, и находятся в скользящем контакте с ним. По меньшей мере, один конец несущей пластины имеет закругленную поверхность, находящуюся в скользящем контакте с закругленной поверхностью, образованной на элементе. Одна из закругленных поверхностей является вогнутой, а другая выпуклой. При этом радиус кривизны выпуклой поверхности меньше, чем радиус кривизны вогнутой поверхности. Под действием пружины узла дискового тормоза фрикционный элемент смещается в первое крайнее положение и удерживается в постоянном контакте с закругленной поверхностью, образованной на элементе. Пружина имеет активную часть, расположенную в отверстии, выполненном в конце несущей пластины, и реактивную часть, взаимодействующую с плоскими участками вогнутой поверхности (Патент № RU 2113368. Опубл. 20.06.1998).
Однако известный дисковый тормоз транспортного средства является модернизацией основной тормозной системы, а не дублирующей, не относится к стояночному тормозу, и не предназначен для снегоболотохода.
Известен задний дисковый тормоз автомобиля, содержащий диск, суппорт, привод стояночного тормоза со штоком-толкателем и валом. При этом на штоке-толкателе параллельно оси с двух ее сторон по всей ширине штока-толкателя выполнены плоские поверхности, которые сопряжены с кулачками, верхним и нижним, цилиндрической формы, а с внутренней стороны, перпендикулярно параллельным поверхностям на штоке-толкателе снята лыска, длиннее их не менее чем на диаметр вала. Каждый кулачок с цилиндрической поверхностью выполнен выпуклостью в сторону вала. На валу, перпендикулярно к оси выполнен сквозной поперечный паз, а перпендикулярно к нему вдоль оси выполнен продольный паз. Поперечный паз предназначен для размещения в нем штока-толкателя в части плоских параллельных поверхностей, а продольный паз выполнен глухим и предназначен для взаимодействия одновременно с верхним и нижним кулачками. Центры поверхностей каждого кулачка смещены относительно оси штока-толкателя наружу, а противолежащие поверхности параллельного паза, размещенные параллельно оси вала, выполнены друг к другу под углом не менее 90o (Патент № RU 2193126. Опубл. 20.11.2002.
Однако, не смотря на то, что известное решение имеет упрощенную конструкцию, основной системы тормозов, способствующую повышению надежности привода стояночного тормоза применительно к заднему дисковому тормозу, но оно не предназначено для его использования в снегоболотоходе. Кроме того не является дублирующей системой. Недостатком известного технического решения является малый ход штока, отсутствие компенсатора износа колодок.
Задачей настоящего изобретения является расширение арсенала технических средств для снегоболотоходов в виде конструкций дублирующих стояночных тормозов.
Технический результат проявляется в упрощении конструкции с сохранением надежности и эффективности торможения в труднопроходимых условиях рельефа почвы, являясь дублирующей системой торможения.
Поставленный технический результат достигается тем, что в стояночном тормозе снегоболотохода, содержащим рычаг, суппорт, диск тормоза, кронштейн, упругий элемент, толкатель, кронштейн соединен с рычагом осью и закреплен неподвижно, с фигурной опорой, с которой, с помощью пары дополнительных соединительных элементов, соединен суппорт, выполнен в виде пространственной формы, имеющий скобу суппорта, на упомянутой скобе суппорта установлены: пальцы направляющих с защитными чехлами, направляющая колодок, при этом рычаг и кронштейн закреплены на оси с помощью втулки, шайбы и гайки, для крепления стояночного тормоза выполнены установочные отверстия, кроме того струбцина оснащена тормозными элементами, к каждому из которых присоединены втулки , и закрепленными на них упругими элементами, при этом между последними расположен тормозной диск, закрепленный на фланце, один из тормозных элементов посредством шайбы и винта имеет возможность взаимодействия с толкателем, последний имеет возможность перемещения и контакта с рычагом, при этом толкатель размещен во втулке, соединенной с фигурной опорой.
Настоящее изобретение поясняют подробным описанием, схемами, на которых:
Фиг. 1- главный общий вид дублирующего стояночного тормоза снегоболотохода, согласно изобретению;
Фиг. 2 – вид слева (по ЕСКД), то же что и на фиг. 1;
Фиг. 3 – разрез А-А;
Фиг. 4 – пример 3D модели дублирующего стояночного тормоза установленного на раздаточной коробке.
Стояночный тормоз снегоболотохода содержит кронштейн 1 соединенный с рычагом 2 осью 3 (Фиг. 1, 2). Кронштейн 1 жестко соединен с фигурной опорой 4. С последней, с помощью пары дополнительных соединительных элементов 5, 6, соединен суппорт 7. Суппорт 7 выполнен в виде пространственной формы, которая имеет скобу (струбцину) 8 суппорта. На пальцы 9 с защитными чехлами 10, которые закреплены на фигурной опоре 4 соединительными элементами 11, 12, установлена направляющая 13 колодок.
При этом рычаг 2 закреплен на кронштейне 1 осью 3 с помощью втулки 14 шайбы 15 и гайки 16 (Фиг. 2). Для крепления стояночного тормоза к корпусу редуктора на направляющей колодок 13 выполнены установочные отверстия 17, 18.
Кроме того, скоба 8 суппорта 7 оснащена тормозными элементами (колодки) 19, 20 (Фиг. 3). На каждой из последних закреплены, соответственно, втулки 21, 22. На каждой из втулок 21, 22 закреплен упругий элемент 23, 24. Упругие элементы 23, 24 выполнены из проволоки обладающей упругостью. При этом между тормозными элементами 19 и 20, оснащенными прорезями 25, 26 для удаления продуктов износа фрикционных накладок, расположен тормозной диск 27, который закрепленный на направляющей колодок 13. Один из тормозных элементов 19, посредством шайбы 28 винта 29 связан с толкателем 30. Толкатель 30 имеет возможность перемещения и контакта с рычагом 2. При этом толкатель 30 размещен во втулке 31, соединенной с фигурной опорой 4.
Стояночный тормоз для снегоболотохода работает следующим образом.
Механизм стояночного тормоза можно использовать, как на раздаточной коробке, так и на мосту, и бортовом редукторе. При этом тормозной диск должен быть установлен на фланец вала передающего вращение, а механизм тормоза на корпус соответствующего элемента трансмиссии.
Предварительно компонуют элементы механизма стояночного тормоза снегоболотохода (Фиг. 3, 4). Устанавливают между тормозных колодок 19 и 20 тормозной диск 27. Соединяют с помощью фланца 28 тормозной диск 27 с выходным валом раздаточной коробки. Закрепляют механизм стояночного тормоза опосредовано через направляющую колодок 13 на корпусе раздаточной коробки. Рычаг 2 опосредованно соединяют с рукояткой тормоза, находящейся в кабине снегоболотохода. При постановке снегоболотохода на стоянку или при необходимости дублирующего торможения, водитель прикладывает усилия к рукоятке тормоза. Усилие передается рычагу 2, который приводит в действие толкатель 30 имеющий возможность перемещения в направлении тормозных колодок 19 и 20. Тормозные колодки 19, 20 воздействуют на тормозной диск 27, что приводит к возникновению силы торможения.
Растормаживание осуществляется следующим образом, при возврате ручника стояночного тормоза в положение «выключено» рычаг 2 и толкатель 30 возвращается в исходное положение. Осевое усилие, действующее от толкателя 30, перестает действовать на тормозные колодки 19 и 20 и колодки отходят от тормозного диска 27.
В качестве суппорта 7 может быть использован любой тормоз легкового автомобиля схожей конструкции, где гидроцилиндр заменен на механический привод.
Тормозные элементы (колодки) 19, 20 изготавливаются из металла покрытого слоем композитного материала.
Предлагаемое изобретение позволяет, достигнут упрощения конструкции стояночного тормоза за счет небольшого количества комплектующих элементов с сохранением надежности и эффективности торможения в труднопроходимых условиях рельефа почвы.
Кроме того, стояночный тормоз, являясь дублирующей системой торможения, позволяет достигать надежного и эффективного торможения снегоболотохода, при отказе основных тормозов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ С МЕХАНИЗМОМ СТОЯНОЧНОГО ТОРМОЗА | 2005 |
|
RU2288384C2 |
Дисковый тормоз | 1987 |
|
SU1548552A1 |
АВТОМОБИЛЬНОЕ КРАНОВОЕ ШАССИ | 2018 |
|
RU2684838C1 |
Дисковый тормоз | 1989 |
|
SU1754973A2 |
ЗАДНИЙ ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ АВТОМОБИЛЯ | 2000 |
|
RU2193126C2 |
Дисковый тормоз | 1987 |
|
SU1626013A1 |
ДИСКОВО-КОЛОДОЧНЫЙ ТОРМОЗ | 1996 |
|
RU2093724C1 |
Дисковый тормоз | 1986 |
|
SU1323789A1 |
ТОРМОЗНОЕ УСТРОЙСТВО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ТОРМОЗНОГО МОМЕНТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ТОРМОЗНОГО МОМЕНТА | 2002 |
|
RU2281868C2 |
ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ С ЗАМКОМ, ФИКСИРУЮЩИМ ПРЕОБРАЗУЮЩИЙ ДВИЖЕНИЕ ПАТРОН | 2011 |
|
RU2539436C2 |
Изобретение относится к тормозным системам автомобилей и специальной техники, а более конкретно – к стояночному тормозу снегоболотохода. Стояночный тормоз снегоболотохода содержит рычаг, суппорт, диск тормоза, кронштейн, упругий элемент, толкатель. Кронштейн соединен с рычагом осью и закреплен неподвижно с фигурной опорой, с которой с помощью пары дополнительных соединительных элементов соединен суппорт, выполненный в виде пространственной формы. Суппорт имеет скобу (струбцину) суппорта, на которой установлены: пальцы направляющих с защитными чехлами и направляющая колодок. При этом рычаг и кронштейн закреплены на оси с помощью втулки, шайбы и гайки. Для крепления стояночного тормоза используются установочные отверстия суппорта. Кроме того, струбцина оснащена тормозными элементами, при этом между последними расположен тормозной диск, закрепленный на фланце. Один из тормозных элементов посредством шайбы и винта взаимодействует с толкателем. Последний имеет возможность перемещения и контакта с рычагом. При этом толкатель размещен во втулке, соединенной с фигурной опорой. Технический результат - упрощение конструкции с сохранением надежности и эффективности при торможении в труднопроходимых условиях рельефа почвы, являясь дублирующей системой торможения. 4 ил.
Стояночный тормоз снегоболотохода, содержащий рычаг, суппорт, диск тормоза, кронштейн, упругий элемент, толкатель, отличающийся тем, что кронштейн соединен с рычагом осью и закреплен неподвижно с фигурной опорой, с которой, с помощью пары дополнительных соединительных элементов, соединен суппорт, выполненный в виде пространственной формы, имеющий скобу суппорта, на упомянутой скобе суппорта установлены пальцы направляющих с защитными чехлами, направляющая колодок, при этом рычаг и кронштейн закреплены на оси с помощью втулки, шайбы и гайки, для крепления стояночного тормоза выполнены установочные отверстия, кроме того, струбцина оснащена тормозными элементами, к каждому из которых присоединены втулки, и закрепленными на них упругими элементами, при этом между последними расположен тормозной диск, закрепленный на фланце, один из тормозных элементов посредством шайбы и винта имеет возможность взаимодействия с толкателем, последний имеет возможность перемещения и контакта с рычагом, при этом толкатель размещен во втулке, соединенной с фигурной опорой.
ЗАДНИЙ ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ АВТОМОБИЛЯ | 2000 |
|
RU2193126C2 |
DE 8811920 U1, 25.01.1990 | |||
СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ ОПТИЧЕСКОГО ПОКРЫТИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1999 |
|
RU2165903C1 |
Авторы
Даты
2024-10-21—Публикация
2024-06-18—Подача