Изобретение предназначено для использования в строительстве на машинах, производящих разработку грунтов.
Известен рабочий орган землеройной машины (авт. св. № 534552, кл. Е 02 F 3/40, 1972)- ковш экскаватора с изменяемой шириной копания, предназначенный для послойного резания с последующим заполнением ковша грунтом. Боковые стенки ковша установлены шарнирно на траверсе с возможностью поворота относительно продольной оси ковша. Створки ковша снабжены приводом для их открывания, а торцовая часть створок играет роль режущей кромки.
Недостаток этого рабочего органа состоит в том, что для его работы необходимо напорное усилие на режущую кромку передавать с помощью рукояти экскаватора. Таким образом, глубина копания ограничивается длиной рукояти. Кроме того, при послойном резании ковшом для его заполнения требуется значительный ход режущей кромки, что часто бывает невыполнимо при копании узких колодцев и глубоких выемок.
Известен рабочий орган землеройной машины (авт. св. № 1006626, кл. Е 02 F 3/40, 3/60), включающий траверсу с ковшом, содержащим режущее кольцо с приводом вращения, раздвижные, выполненные в виде полуцилиндров и закрепленные на оси, стенки с раздвижным днищем, и привод раздвижных стенок. Недостатком и этой конструкции является то, что процесс копания таким рабочим органом возможен при создании напорного усилия с помощью рукоятки, длина которой является ограничителем глубины копания.
Этот недостаток устраняется благодаря установке действующего вдоль оси ковша реактивного двигателя, причем корпус траверсы шарнирно соединен с поперечиной, снабженной приводом для изменения угла
Ј
VI
сл
00
ю ю
наклона поперечины относительно оси, а нижний блок канагно-блочного механизма подъема рабочего оборудования закреплен на поперечине.
На фиг.1 изображено рабочее оборудование, общий вид,- на фиг,2 представлена схема копания колодца с помощью предложенного рабочего оборудования; на фиг.З - схема копания колодца путем перемещения козша по спирали,
Рабочее оборудование состоит из траверсы 1 с продольной осью, на которой шар- нирно установлены створки 2; створки в закрытом положении образуют полость для приема грунта. Раскрытие створок осуществляется при помощи привода 3, закрепленного на задних стенках створок. В передней части рабочего оборудования установлен режущий элемент 4, представляющий собой замкнутый контур с зубьями, копирующий по форме приемную часть ковша, когда она находится а закрытом положении. На траверсе вдоль оси копания закреплен реактивный двигатель с трубопроводом питания и проводами управления двигателем, стянутыми в общий жгут 6. Траверса 1 состоит из опоры 7, гидроцилиндра 8 и поперечины 9. На верхней части поперечины 9 установлен блок 10 для каната подъема и опускания рабочего оборудования. Одновременно канат служит для крепления рабочего оборудования к стреле землеройной машины.
Опора 7 выполнена по форме такой, что она огибает реактивный двигатель 5 и позволяет выхлопным газам беспрепятственно выходить наружу.
Рабочее оборудование функционирует следующим образом.
Перед опусканием на грунт рабочего оборудования гидроцилиндр 8 выдвигается. При этом ось ковша образует угол по отношению к горизонтальной поверхности грунта. После включения реактивного двигателя 5 рабочий орган заглубляется в грунт. Траектория заглубления может быть как прямолинейной, так и любой формы за счет включения гидроцилиндра 8. После набора грунта в ковш реактивный двигатель 5 отключают, ковш с грунтом поднимают и переносят к месту выгрузки. Для выгрузки грунта из ковша включают привод 3 раскрытия створок 2, затем створки вновь закрывают, и ковш возвращается в забой.
Управление всеми рабочими операциями, включая управление гидроцилиндрами, реактивным двигателем, подъемом и опусканием ковша, осуществляется из кабины оператора.
Предлапзе /юе рабочее оборудование г,озэоляет рнгь глубокие и узкие колодцы.
Глубина копания при этом практически не ограничена.
Предлагаемое устройство может использоваться в качестве сменного рабочего
оборудования, например, на кране.
Горизонтальная составляющая от усилия копания не передается на корпус машины, поэтому отпадает необходимость закреплять машину на поверхности земли с
помощью, например, аутригеров, как это имеет место при копании с экскаватором.
В качестве реактивного двигателя могут использоваться отработавшие свой ресурс двигатели самолетов, которые пока
находят ограниченное применение (при очистке аэродромов от снега, влаги и пр).
Использование их в землеройной технике значительно расширило бы зону применения.
Установка реактивного двигателя непосредственно на рабочем органе позволяет значительно повысить КПД использования мощности двигателя, т.к. исключаются промежуточные звенья для передачи напорного усилия от источника энергии к исполнительному механизму (по сравнению с одноковшовым экскаватором). При работе предлагаемым рабочим оборудованием направление копания не обязательно должно проходить через ось вращения (поворота) машины, в отличие от одноковшового экскаватора. Направление копания вообще не зависит от оси вращения машины. Поэтому предлагаемое рабочее
оборудование может функционировать вплотную к имеющимся сооружениям и практически в любых стесненных условиях строительства.
40
Формула изобретения
Рабочее оборудование землеройной машины, состоящее из системы подвески ковша, выполненного с раздвижными стенками, закрепленными на оси, и режущим элементом в передней части ковша, привода раздвижных стенок, механизмов подъема и опускания ковша и управления напорным усилием последнего при копании, отличающееся тем, что, с целью расширения его функциональных возможностей, механизм управления напорным усилием ковша выполнен в виде реактивного двигателя, а система подвески ковша - в
виде траверсы, состоящей из опоры, попе- оечины и гидроцилиндра, при этом верхняя часть опоры и гидроцилиндра шарнирно соединены с противоположными концами поперечины, а механизм подъема и опускания овша выполнен в виде канатно-блочного
механизма, нижний блок которого закреп- гатель установлен на траверсе вдоль про- лен на попеоечине, причем реактивный дви- дольной оси ковша.
7
фшЗ
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Рабочий орган землеройной машины | 1981 |
|
SU1006626A1 |
Рабочий орган землеройной машины | 1981 |
|
SU979583A1 |
ТРАНШЕЕКОПАТЕЛЬ | 1990 |
|
RU2007514C1 |
Ковш экскаватора | 2022 |
|
RU2787228C1 |
ОДНОКОВШОВЫЙ ЭКСКАВАТОР | 1994 |
|
RU2085662C1 |
ЭКСКАВАТОР ДЛЯ ВСКРЫТИЯ ТРУБОПРОВОДОВ | 2019 |
|
RU2729632C1 |
РАБОЧЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ ОДНОКОВШОВОГО ГИДРАВЛИЧЕСКОГО ЭКСКАВАТОРА | 2002 |
|
RU2233948C1 |
Одноковшовый экскаватор | 1985 |
|
SU1481333A1 |
РАБОЧЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ КАРЬЕРНОГО КАНАТНОГО ЭКСКАВАТОРА | 2011 |
|
RU2488661C2 |
Стенд для испытаний одноковшовых экскаваторов | 1987 |
|
SU1469032A1 |
Использование: в строительстве для разработки грунта. Сущность изобретения: на траверсе вдоль продольной оси ковша установлен реактивный двигатель. Подвеска ковша содержит траверсы, состоящие из опоры, поперечины и гидроцилиндра. Верхняя часть опоры и гидроцилиндр шарнирно соединены с противоположными концами поперечины. Механизм подъема и опускания ковша содержит нижний блок, закрепленный на поперечине. 3 ил.
Рабочий орган землеройной машины | 1981 |
|
SU1006626A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1992-07-07—Публикация
1989-07-17—Подача