Складной каркас сетчатой оболочки вращения Советский патент 1992 года по МПК E04B1/343 E04H15/48 E04B7/08 

Описание патента на изобретение SU1747619A1

Изобретение относится к строительству и может быть использовано в качестве каркасов складных покрытий, облегченных, мобильных сооружений типа юрт, конструкций луковичных куполов.

Известно сетчатое купольное покрытие, образованное гибкими,иеразреэными стержнями, изогнутыми по двум или трем разноуровневым системам диагоналей, симметричных относительно меридиана и расположенных по окружностям одинаковых радиусов.

Наиболее близким техническим решением к изобретению является складной каркас сетчатой оболочки вращения, включающий четырехугольные ячейки, образованные шарнирно соединенными между собой неразрезными, упруго-гибкими стержнями, расположенными вдоль геодезических линий и фиксаторы рабочего положения.

Недостатками этого технического решения являются низкие эксплуатационные качества и невозможность создания луковичного покрытия, а также трудность регулирования кривизны и напряжений в каркасе и сложность его раскладывания.

Целью изобретения является повышение эксплуатационных качеств за счет регулирования Кривизны и напряжений в каркасе луковичного покрытия при одновременном упрощении раскладывания.

Поставленная цель достигается за счет того, что в складном каркасе сетчатой оболочки вращения, включающем упруго-гибкие стержни, соединенные между собой по длине с образованием четырехугольных ячеек, и фиксаторы рабочего положения, он снабжен верхним и, нижним кольцами и радиальными стержнями, при этом верхние концы стержней каркаса жестко защемлены на верхнем кольце, а нижние концы их попарно шарнирно соединены с концами радиальных стержней, другие концы которых шарнирно присоединены к нижнему кольцу для складывания внутри

&

V3 4 vj

О

ч

I

оболочки вращения, при этом длина каждо- о радиального стержня меньше максимального радиуса оболочки в рабочем положении, а фиксаторы выполнены в виде гибких связей с натяжными приспособлениями и соединены концами с эерхним кольцом и основанием.

На фиг. 1 дан складной каркас сетчатой оболочки вр ащения, луковичной формы в рабочем положении, вид сбоку: на фиг. 2 - вид каркаса сверху; на фиг. 3 - каркас в сложенном состоянии, вид сверху, на фиг. 4 - узел крепления верхних концов стержней, вид сверху, на фиг 5 - то же, вид сбоку: на фиг. б узел соединения нижних концов стержней с радиальными стержнями; на фиг 7 - вид каркаса снизу; на фиг. 8 - узел соединения шарнирно соединенных стержней

Складной каркас сетчатой оболочки вращения (1) выполнен в виде спирально- циклически расположенных в двух направлениях вокруг оси сращения (2) шарнирно соединенных (Р) в местах перекрещивания упруго-гибких стержней (4, 5). Каждый стержень изгибается в доух плоскостях и образует пространственную сеть, поверхность которой имеет отрицательную (6). положительную (7) и нулевую (8) Гауссову кривизну. Стержни выполнены круглого профиля из стеклопластика или металла.

Верхние концы стержней (4) жестко защемлены металлическими хомутами (9), на жестком верхнем кольце (10) Для лучшего обжатия и надежности в работе верхние концы имеют упругие трубчатые насадки (11) Между насадками (11) и хомутами (9) по периметру кольца (10) устанавливают упругие окладыши (12) Верхнее кольцо (10) выполняется цилиндрическим такого диаметра, чтобы концы стержней с насадками жестко защемлялись при помощи стяги- вания хомутов (9), между внешней поверхностью кольца, между собой и вкладышами. При этом концы стержней могут располагаться по наклонным плоскостям относительно оси вращения. Нижние концы стержней имеют металлические трубчатые насадки (13) и попарно шарнирно соединены с цилиндрическими шарнирами (14) на концах радиальных стержней (15) Противоположными концами радиальные стержни крепятся цилиндрическими шарнирами (16) на нижнем кольце (17) Нижнее кольцо (17) выполнено из трубчатого профиля, соответствующего цилиндрическим шарнирам диаметра. Шарнирные соединения по длине стержней (4,5) исполняются в виде хомутов (18) с фиксирующими насадками (19) на стержнях.

Для увеличения пространственной жесткости каркас (1) выполнен с горизонтальными связями (20) в виде вант.

Для упрощения изготовления и транспортировки стержни (4,5} на кольцевом участке (8) поверхности с нулевой Гауссовой кривизной могут быть выполнены разъемными и стыкующимися в равнопрочном трубчатом соединении (21). К верхнему кольцу (10) закреплены фиксаторы (22). выполненные в виде гибких связей с натяжными приспособлениями (23).

Сборка и изготовление каркаса производится на заводе и о сложенном виде доставляется на строительную площадку.

В различных фазах раскрытия и напряжения каркаса монтируется кровельное заполнение, которое в рабочем положении обеспечивает дополнительную жесткость

конструкции.

Узлы и элементы каркаса отличаются простотой, однотипностью и могут быть выполнены из различных материалов (металла, дерева, армированных пластмасс и

эластомеров).

Монтаж каркаса (1) производится следующим образом.

Предварительно на рабочей площадке перед вертикальным монтажом стержни (4,

5) стыкуются в трубчатом соединении (21) один к одному В горизонтальном положении производится перемещение наружу изнутри каркаса нижнего центрального кольца (17) с закрепленными к нему радиэльными стержнями (15) Каркас при этом раскладывается и складывается. Затем, закрепив фиксаторы (22) к анкерам (25) независимого основания, производят установку каркаса в вертикальное положение с опорой

на центральном нижнем кольце (17). За счет упругой гибкости и кривизны стержней, кон- струкцииузлов, натяжения фиксаторов, давления опоры на центральное нижнее кольцо, от / которого напряжения распределяются равномерно по радиальным стержням и передаются на нижние концы изогнутых стержней, производится равномерное рас- крытиэ каркаса.

При равномерном натяжении фиксаторов (22) натяжными устройствами (23). перемещении центрального нижнего кольца (17) и радиальных стержней (15) до горизонтального положения, производится установка

каркаса в рабочее положение, стержни при этом испытывают сложную деформацию изгиба и кручения и образуют устойчивую про- странственную систему. Благодаря легкости и гибкости конструкция является сейсмоустойчивой.

Каркас оболочки может применяться для зданий и сооружений промышленного, гражданского, культового и сельскохозяйственного назначения.

Представляется также целесообраз- ность использования конструкции в труднодоступных северных районах в качестве мобильного каркаса жилища тип а юрты, при этом возможность регулирований его высоты, объема и кривизны позво мт регулиро- вать тепло и воздухообмен t внешней средой для создания максимального комфорта. Кроме того, луковичные формы соответствуют национальным традициям в архитектуре.

Формула изобрети н ия

Складной каркас сетчатой оболочки вращ-эния, включающий упруго-гибкие стержни, шарнирно соединенные между собой по длине : образовз-нмем четырехуголь-

ных ячеек и фиксаторы рабочего положения. отличающийся тем, что, с целью повышения эксплуатационных качеств за счет регулирования кривизны и напряжений в каркасе луковичного покрытия пг -i одновременном упрощении раскладывгчия, он снабжен верхним и нижним кольцами и радиальными стержнями, при этом эрхние концы стержней каркаса жестко ;млены на верхнем кольце, а нижние конщ их попарно шарнирно соединены с концами радиальных стержней, другие концы которых шарнирно присоединены к нижнему кольцу для складывания внутри оболочки вращения, при этом длина каждого радиального стержня меньше максимального радиуса оболочки в рабочем положении, а фиксаторы выполнены в виде гибких связей с натяжными приспособлениями и соединены концами с верхним кольцом и основанием.

Похожие патенты SU1747619A1

название год авторы номер документа
СКЛАДНОЙ КАРКАС СЕТЧАТОЙ ОБОЛОЧКИ 2012
  • Шевнин Юрий Васильевич
RU2597417C2
СКЛАДНОЕ ТЕНТОВОЕ УКРЫТИЕ "ЖУК" 1995
  • Жуков Анатолий Гералевич
RU2074939C1
Складной каркас сетчатой оболочки вращения 1977
  • Мельников Николай Прокофьевич
  • Мухин Борис Григорьевич
  • Савельев Виталий Алексеевич
SU646016A1
Складное покрытие 1989
  • Темнов Владимир Григорьевич
SU1747618A1
Трансформируемый каркас 1980
  • Мишанин Иван Никифорович
  • Калинцев Владимир Алексеевич
  • Пигин Владимир Александрович
SU968238A1
Складной кольцевой каркас 1978
  • Мухин Борис Григорьевич
  • Киселев Александр Васильевич
  • Зайцев Юрий Иванович
  • Патычук Валерий Иванович
  • Абдурахманов Ильич Акбарович
SU723064A1
Складное здание 1978
  • Мельников Николай Прокофьевич
  • Мухин Борис Григорьевич
  • Савельев Виталий Алексеевич
SU744080A1
СЕТЧАТАЯ ОБОЛОЧКА ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ГАУССОВОЙ 1973
  • Витель А. Г. Соколов, В. А. Савельев А. С. Гвамичава Центральный Научно Исследовательский Проектный Институт Строительных Металлоконструкций
SU400674A1
КАРМАННЫЙ ЗОНТ С РУЧКОЙ-КОНТЕЙНЕРОМ, ОПОРОЙ И ПОВОРОТНЫМ ФИКСИРУЕМЫМ ГЛАВНЫМ КАРКАСОМ 2011
  • Херригер Томас
  • Хейторнтвейт Девид
RU2566903C2
РАЗБОРНЫЙ КАТАМАРАН 1992
  • Королев Игорь Васильевич
  • Пихтарев Владимир Николаевич
RU2092372C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 747 619 A1

Реферат патента 1992 года Складной каркас сетчатой оболочки вращения

Использование: в каркасах складных покрытий, во временных сооружениях типа 2 юрт, в конструкциях луковичных куполов. Сущность изобретения: складной каркас содержит упруго-гибкие стержни 4,5, шарнир- но соединенные по длине с образованием четырехугольных ячеек, верхнее 10 и нижнее 17 кольца, радиальные стержни 15. Верхние концы стержней 4, 5 жестко защемлены на верхнем кольце 10. Нижние концы стержней 4.5 попарно шарнирно соединены с концами радиальных стержней 15, другие концы которых шарнирно присот единены к нижнему кольцу 17 для складывания внутри каркаса. 8 ил.

Формула изобретения SU 1 747 619 A1

10

22

в

21

-ч.

24

фиг. /

#

s

Ж

4-Х

23

,

22

в

фиг. Ъ

&

фиг. 5

20

18

. фиг 7

1

фиг. 8

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1747619A1

Складной каркас сетчатой оболочки вращения 1977
  • Мельников Николай Прокофьевич
  • Мухин Борис Григорьевич
  • Савельев Виталий Алексеевич
SU646016A1
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды 1921
  • Богач Б.И.
SU4A1

SU 1 747 619 A1

Авторы

Шевнин Юрий Васильевич

Даты

1992-07-15Публикация

1990-07-09Подача